СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Стратегия «Fishbone» как метод визуализации знаний на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Стратегия «Fishbone» как метод визуализации знаний на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токаревская средняя общеобразовательная школа №1









МАСТЕР-КЛАСС


Стратегия «Fishbone»

как метод визуализации знаний

на уроках русского языка и литературы















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Глушкова Н.В.







р.п.Токаревка,


2021 г.



Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам прием работы с текстом КМ - Фишбоун;

-       прокомментировать эффективность применения данного приема;

-       отработать прием работы с текстом на деятельностной основе ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

 1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

  3. Практическая демонстрация приема. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов мастер-класса.

  5. Рефлексия.



  1. Мотивация учения.

Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное, принёс всем нам много положительных эмоций, и мы остались бы довольны проведённой работой.

На уроке необходимо вооружить учащегося не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.

Возьмем урок литературы. В центре внимания – художественное произведение. (СЛАЙД)

Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

2. Постановка педагогической проблемы. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Кроме того, анализ ВПР по русскому языку в 5, 7 классах показывает, что наиболее проблемными оказываются вопросы, связанные с анализом текста с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка, определения его основной мысли.

Для того чтобы выполнить данное задание, требуются читательские умения изучающего чтения, необходимые для восприятия, понимания и интерпретации новой текстовой информации, ориентации в содержании текста. Также необходимы коммуникативные умения, позволяющие грамотно сформулировать основную мысль текста в письменной форме. И последнее при выполнении задания требуется умение выявлять информацию по запросу.

Используется стратегия выборочного чтения, которая возможна при общей хорошей ориентации в содержании текста..


Новые ФГОС декларируют  необходимость формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.  

Все это особенно актуально в век новых технологий


  3. Практическая демонстрация приема. Комментарий к приему.

Работа по теме.

Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технология критического мышления, суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию.

Существует достаточно много методов и приёмов анализа литературного произведения. Все они имеют свои плюсы и минусы. Один из приёмов анализа, который я часто использую в своей педагогической деятельности, - составление схемы «Фишбоун» (кость рыбы).


(СЛАЙД). Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

  • В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. (СЛАЙД)

(СЛАЙД)

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

Головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. 

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления.

Составление схемы Фишбоун Как я применяю данный прием на уроках


     Схему Фишбоун я составляю заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете, но чаще всего я использую листы- заготовки. И если это необходимо, использую - цветной мел.

      В зависимости от возрастной категории учащихся, моего желания и фантазии схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для среднего школьного возраста (5 класса) подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. По завершении ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

   Какова   процедура составления схемы ?

  • через середину листа проводим горизонтальную стрелку; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;

  • от главной кости рисуем дополнительные «косточки» под углом 450, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;

      Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее я применяю во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо,  привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

      Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала.

 Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. 

Далее в ходе урока я определяю действия - предлагаю либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение. В итоге получается схема, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря "фишбоуну” мы получаем опорный конспект, где выделены события и их причины, сделаны краткие записи. При этом была организована работа в группах, что позволяет задействовать как можно больше учащихся на уроке.

      Данную технологию Фишбоун можно с успехом ее применять на любом уроке и в классах разной возрастной категории. Отдельный этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Кроме того, метод фишбоун можно использовать в качестве:

-домашнего задания по теме;

- опорного конспекта на уроке;

- самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;

- проектной работы.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.

Знакомство с формами работы

Фронтальная . Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода. Попробуем составить фишбоун по русской народной сказке «Колобок» (В голове рыбы вы пишете проблемный вопрос. Левые косточки – причины, которые привели к создавшейся ситуации (общее). Правые косточки – факты (частный случай, конкретное проявление). В хвосте рыбы пишем вывод. Желательно, чтобы он был коротким, ёмким. Вы можете использовать в качестве вывода пословицу.)


    Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске. СЛАЙД Вид схемы по поэме М.Лермонтова «Мцыри»


Работа в группах. 1.Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

2. Группы  получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

3. Группы  получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.

4. Группы  получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются. .

5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

Фишбоун по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".



1 группа





2 группа


III. На практике я убедилась, что фишбоун представляет собой хороший шаблон для написания сочинения по литературному произведению. Конечно, в идеале я против однообразия и шаблонов, но что делать, когда дети совсем не понимают, как писать сочинение? У фишбоун, так же, как и у сочинения, трёхчастная структура: введение, основная часть, заключение/вывод. Каждый «этаж» косточек – новый абзац, который ученик должен дополнить удачно подобранной цитатой. Логика от общего к частному. Фишбоун удобно использовать, если необходимо показать учащимся структуру сочинения, то есть что в нём должно быть.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции, как

  • критическое мышление;

  • взаимодействие в группах;

  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;

  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

5. РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые педагоги, в завершении вам предлагается высказать собственное мнение по поводу применения приема фишбоун на уроке в виде схемы. Во главе ставим проблему – целесообразность применения приема . Верхние косточки - развитие критического мышления; нижние - учебный материал наглядно представлен;

Верхние- выделение ключевых понятий и логических связей между ними; нижние- уменьшение объема информации, необходимой для запоминания; Верхние - создается психологически комфортная

среда. Нижние - можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки; Верхние - деятельностный подход, нижние - позволяет изменить характер взаимодействия между взрослыми и детьми, создает обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении материала.

Хвост -технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательного процесса.

Учить детей сегодня трудно,


И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание и участие!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!