СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается как создать комфортную среду на уроках, для того чтобы все дети в классе чувствовали себя комфортно

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева









Мастер - класс

«Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника»




















Подготовила учитель начальных классов

Кулешова Людмила Григорьевна





2020 – 2021 учебный год

Тема. Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника.(Слайд 1)


Форма: мастер-класс


Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках. (Слайд 2)


Задачи:

Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.

Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.

Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.

Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.

Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка. (Слайд 3)

Оборудование и наглядные пособия: презентация, проектор, карточки «Разноцветные полоски для определения настроения», таблицы «Комфорт», «Так говорить не стоит!», карточки «Буквы» для игры «Алфавит», Приложение «Позитивное начало урока для создания комфортной среды на уроке», «Профессиональные заповеди учителя».



Ход мастер - класса:



  1. Психологический настрой. (Слайд 4)

- Наш мастер - класс мне хотелось бы начать с психологической разминки.

- Уважаемые коллеги!

- Какое сейчас время года?(ответ)

-Какая в этом году осень?(тёплая)

- Вот вы и покажите, что вам тепло, вы расслабились.

- А теперь вам случайно попал на лицо лучик солнца, изобразите радость.

- Вы пришли веселые домой в предвкушении хорошей погоды. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашей игре.

2.Игра «Приветствие - комплимент»

- Уважаемые коллеги! Начнем с игры. Сейчас по порядку каждый будет глядя в глаза соседу, говорить ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.

Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.

- И мне очень приятно с вами работать.

Виктор Федорович Шаталов (народный учитель-новатор) утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?



  1. Теоретический ввод

«В настоящее время учёные в области педагогики и психологи, учителя – практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребёнку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта

  1. Что такое комфорт?

- Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация. Словарь С.И.Ожогова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства. (Слайд 5)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

- Работаем в паре. У вас на столе листочки. Напишите пожалуйста слова, которые у вас ассоциируются со словом «комфорт». (Слайд 6)

- А теперь озвучим полученное. (читают)

- Комфорт -это красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…

- А с чем ассоциируется у вас каждая буква в этом слове? Напишите, пожалуйста, слова.(Слайд 7)


К

Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

О

Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

М

Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Ф

Формирование, форма

О

Обогатить, образовать, обстановка.

Р

Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Т

Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.


- Слово «комфорт» заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанского) (Слайд 8)

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов) (Слайд 9)

Источником психологической комфортности является:

- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель. (Слайд 10)

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий:

«Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …» (Слайд 11)

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.


III. Основная часть

Часто мы слышим рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке. Типа: «Выстраивать отношения с обучающимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте обучающихся», «Учитывайте психологические особенности подростков». Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике.

Этому и посвящен наш мастер-класс.

1. Организационная часть

- Давайте вспомним свои школьные годы: «Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувствовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?» Что вы мне ответите на эти вопросы?

(ответы педагогов)

- А вот как ответили на этот вопрос некоторые учащиеся, которым я задала этот же вопрос:

А). Я чувствовал себя тревожно, когда учитель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово, когда не обращал внимания на самочувствие учеников.

Б). И, наоборот, ощущали спокойствие, когда учитель входил в класс с бодрым, хорошим настроением, демонстрировал жизнерадостность, обращался к ученикам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, не тратил времени на уроке на поиски страницы предмета в журнале, соблюдал порядок на рабочем столе, ориентировался на эмоциональное состояние учеников. Учащиеся отмечали, что корректность поведения учителя, способность сделать замечание в деликатной форме снижает напряжение в общении.

Поэтому необходимо помнить следующее (выводы): (Слайд 12)

- Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и умейте настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.

- Не тратьте время на поиски страницы предмета в журнале, соблюдайте порядок на рабочем месте.

- Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, всё ли готово к уроку, стремитесь к организованному началу уроку.

- (Слайд 12)Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.) к детям.

- Корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.

- Будьте сдержанным в движениях и словах. Любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, учитель может выразить в деликатной форме. Объясняйте ученику последствие его поступков.

Игра-тренинг «Комплимент»

- Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру-тренинг «Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.

Организационный момент позволяет положительно настроить обучающихся, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

- Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически.

- А как можно по-другому поприветствовать друг друга. Расскажите, как у вас проходят первые минуты урока.(слово коллегам)

- Покажите. Например: «Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе». Перед знаком обращения непременно должна быть доброжелательная улыбка.

-С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. В приложении подобраны ещё игры для позитивного начала урока, а так же и для внеурочной работы и для классных часов. (см. приложение)

Чтобы убедиться с каким настроением обучающиеся пришли на занятия, психологи предлагают использовать цветные полоски бумаги: красные, синие,зелёные.

- Давайте проведем с вами эксперимент с целью выяснения вашего эмоционального настроения. Выбираем ту, которая соответствует вашему эмоциональному настроению (коллеги выбирают цветную полоску бумаги). (слайд 14)

Красная – вы полны энергии, готовы активно работать.

Зелёная – вы спокойны.

Синяя – вы испытываете чувство тревоги.

- Отложите полоски в сторону, а в конце занятия проверим изменилось ли ваше настроение

Новые требования к аттестации педагогов предлагают умение педагога конструктивно решать конфликтные ситуации. (Слайд 16)

Ситуация 1: (слайд 17)

1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть вместе с ним».


- Что Вы будете делать (как поступите, что скажите) в данной ситуации? ( ответы коллег)


Предполагаемые варианты : (слайд 18)

А) «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой».

Б) не самый конструктивный вариант реагирования без основания «Я все же прошу тебя приступить к выполнения задания!»

В) «Почему ты не хочешь сидеть за партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь…, а Саша… Думаю, у вас все получится».

При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность ее появления в будущем.


Ситуация 2. (Слайд 19)

- Вы предлагаете задание учащимся на уроке, а они дружно говорят, что уже решали его с педагогом, который заменял Вас на предыдущем занятии. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажете и др.) в данной ситуации и почему? (обсуждение задания коллегами)

Предполагаемые ответы: (слайд 20)

А) «Кто здесь учитель? Вы или я? Хватит спорить, я лучше знаю, как вести урок!»

Б) «Хорошо, мы можем не выполнять данное задание, если вы его уже сделали».

В) «Хорошо. Значит, вы уже знакомы с подобными заданиями, И я предлагаю сейчас выполнить еще одно задание…». (выбираем ответ, который соответствует ситуации)


Немаловажным для создания психологического комфорта является умение преподавателя правильно выразить свое отношение к ситуации и обучающемуся.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и «я» сообщение (слайд 21).


«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…). (Слайд 22)

«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)».(Слайд 23)

Практическое задание: переформулируйте «ты»-сообщение в «я»-сообщение.

Ты-сообщение: (слайд 24)

- Ты сегодня опять забыл тетрадь?

- Ты всегда плохо выполняешь задания;

- Тебе не надоело весь урок болтать?(обсуждение задания коллегами)

Ответы: (слайд 25)

« Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь»,

«Я был бы рад, если ты будешь внимательным при выполнении задании (если ты будешь стараться выполнить хорошо это задание)»

«Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…


Вербальные проявления педагога. Обсуждение с педагогами.

Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности.

Работа с таблицей. (слайды 26 – 29)

Задание: «В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как, с вашей точки зрения, надо сказать?» ( коллеги заполняют табличку)

(Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения.) ( Правую часть таблицы заполняют коллеги)

Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!


Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?


Только бездельники и дураки списывают на контрольной


Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял


Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал


Ты должен относиться к урокам серьёзнее!


Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!


Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…


Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки



Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

Ты сейчас очень громко говоришь

Только бездельники и дураки списывают на контрольной

Мне неприятно видеть, как ты списываешь

Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…


Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки

Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать


В настоящее время дети ушли от живого общения, погрузились в виртуальный мир. Многие не могут найти контакт со сверстниками, общаясь вживую. А современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Создание команды, дело сложное, невозможно в течение одной игры, создать дружный коллектив.

Игровые приемы я использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Игровые приёмы способствуют сплочению детского коллектива, а так же созданию комфортной среды на уроке.
Итак, мы на уроке русского языка.

ИГРА  «АЛФАВИТ»

- Участников прошу выйти и встать в линейку. Я вам на спины прикреплю буквы.

       Задание:

Вы должны встать быстро по алфавиту.

       - Скажите, какие элементы игры работали на командообразования?

(взаимопомощь, взаимовыручка, взаимодействие)

-  Спасибо, присаживайтесь на места.

  2.  - У нас урок математики.

Игра «Сосчитай до 10»

- Ваша задача досчитать до 10 не договариваясь, один участник начинает.

Условие:

- Нельзя хором произносить цифру, иначе начнем игру  сначала.

Скажите, что вам помогло слаженно закончить игру?  (УДЕРЖИВАЛИ ПАУЗУ, ИНТУИЦ.)

Чему учит эта игра? (учит сотрудничать, работать сообща).

Игра «Импульс»

Цель: разрядить обстановку

Уважаемое коллеги возьмитесь за руки, чтобы получилась цепь.

Задание: передать импульс от первого участника последнему. Тот же, по окончанию игры, должен поднять руку.

-ИГРА УСПЕШНА В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СПРАВИЛИСЬ БЫСТРО.

-Скажите, изменилась ли в вашем коллективе  атмосфера, и как?

- На первый взгляд такое простое упражнение, а такое эффективное.

  Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.

Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: (слайды 30 – 31)

А). «Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.

Б). «Ладошка»

В). Использовать цветограмму настроения (таблица Блума)

Г). Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).

Д). Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока. (0-равнодушие, стрелочка вверх - понравилось, вниз - чувствовал себя неуютно).

Е). «Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .

Ж). Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).

З). Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.

4. Рефлексия занятия.

(Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия). Встаем все в круг, берем друг друга за руки.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит коллективу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». (Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе). «Давайте наградим себя за успешные подарки - аплодисментами!

 - А теперь уважаемые коллеги, давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение в течение нашего занятия. (выясняем изменилось ли настроение к концу занятия).

Подводя итог выступлению, мы должны:

- видеть в каждом ребёнке в первую очередь личность, любить, уважать его интересы и потребности, узнавать эти потребности и помогать ему их реализовывать;

- на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;

- любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания.

Хочется закончить выступление словами известного русского историка и профессора Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» (слайд 32)

Уважаемые коллеги! Желаю, чтобы ваши эрудированность, информированность, прогрессивность взглядов и идей, способность вести интересные уроки и создать атмосферу успеха для школьников, смогли затмить «авторитет» Интернета в глазах любого из ваших учеников. Пусть ваши учащиеся понимают ценность живого общения с педагогом! А на память о нашем общении предлагаю вам 15 профессиональных заповедей учителя (вручаю ) (Слайды 33 – 34)





К


О


М


Ф


О


Р


Т




К


О


М


Ф


О


Р


Т




К


О


М


Ф


О


Р


Т






















Приложение

Позитивное начало урока

для создания комфортной среды на уроке

Нестандартная обстановка, новое начало урока на первоначальном этапе удивит и заинтригует учеников, поможет почувствовать непринужденность и доброжелательную атмосферу, которые будут содействовать поднятию настроения и стимулированию ребят к достижению хороших результатов


«Я есть всё прекрасное»

Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. 
Положите руку на сердце и повторяйте за мной: 
Я есть любовь, 
Я есть воля, 
Я есть сила, 
Я есть добро, 
Я есть Человек, 

Я есть всё прекрасное. 
Всё зависит от меня, 
Всё в моих руках. 


«Желаю тебе добра!»

- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:

«Я желаю тебе добра.

Если тебе будет трудно, я помогу».


«Бодрячок на урок»

Погладьте себя по голове

Обнимите себя

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу

Ваше настроение улучшилось!!!


Приветствие - комплимент”

В кругу каждый по очереди приветствует соседа и делает ему комплимент по начальной букве его имени. Например, «Здравствуй, Денис! Ты сегодня очень Добрый!» Тот, кому сделан комплимент, благодарит за это и говорит комплимент своему соседу и т.д.


«Я внимателен»

«Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе».

-Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по стране знаний.


Игра-разминка «Австралийский дождь»

Участники встают в круг.

-Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Учащиеся повторяют за ведущим

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).


«Снеговик»

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой.


Каждый кто”

Участники сидят в кругу. В центре - ведущий. Он говорит: “Каждый кто... (носит очки, одет в джинсы и т.п.) - поменяйтесь местами”. Те кого назвали (у них есть этот признак) быстро встают и стремятся занять свободные стулья. Кто не успел занять место, тот становится ведущим.


Изменение внешности”

Группа делится на пары. По команде ведущего поворачиваются друг к другу спиной и меняют какие-то три вещи в своей внешности. Затем пары вновь поворачиваются лицом друг к другу и стараются найти изменения. Потом ведущий предлагает участникам изменить до 20 деталей в своей внешности.































Так говорить не стоит!


А вот так надо!

Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!


Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?


Только бездельники и дураки списывают на контрольной


Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял


Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал


Ты должен относиться к урокам серьёзнее!


Я тут целых полчаса распинаюсь!

Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!


Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…



Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!