СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Современные технологии на уроках математики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на мастер -классе "Современные технологии на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Современные технологии на уроках математики"»

Современные  технологии на уроках  математики

 

Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать

Коко Шанель

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.

Что же такое педагогическая технология?

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Технология проблемного обучения

  • Игровые технологии

  • Модульная технология

  • Технология мастерских

  • Кейс – технология

  • Технология интегрированного обучения

  • Педагогика сотрудничества

  • Технологии уровневой дифференциации 

  • Групповые технологии

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Информационно – коммуникационная технология

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:

  • наличие соответствующих изучаемой теме программ;

  • готовность учеников к работе с использованием компьютера;

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

создание уроков с использованием ИКТ;

  • творческая проектная работа учащихся;

  • дистанционное обучение, конкурсы;

  • творческое взаимодействие с педагогами

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;

  • проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные работы, онлайн тесты);

  • подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования, так и один из факторов повышения качества образования.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Особенности дистанционного обучения

Гибкость

Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность

В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность

Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

Дальнодействие

Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность

Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Охват

Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

Рентабельность

Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

Преподаватель

Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

Обучающийся

Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)

Преимущества дистанционного обучения

Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются:

  • более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;

  • сокращение сроков обучения;

  • возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах;

  • независимость обучающегося от географического расположения вуза.

Применение дистанционных форм повышения квалификации ориентирует педагога на самообразование. Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание следовать за учеником, сопровождать его в образовательном процессе. Учитель – наставник. Ученик – исследователь, проектировщик познания, автор образовательного маршрута. Образовательная активность личности педагога является показателем его творческой самореализации, инициирует работу в сети. Сетевое взаимодействие позволяет формировать культуру общения участников образовательного процесса.

В то же время важно отметить ряд проблем, затрудняющих внедрение дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников:

  • дистанционное обучение характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные и коммуникационные технологии. Поэтому главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями;

  • использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием. Педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную компетентность в дистанционной форме, но быть готовыми использовать данную форму обучения в собственной педагогической практике;

  • при организации повышения квалификации учителей в дистанционной форме необходимо учитывать специфику самого учебного предмета. Поэтому важно разработать систему дистанционного обучения для педагогов конкретной предметной области.

Виды дистанционного обучения

Интернет-технология (сетевая технология) – это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.

Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология – это ДОТ, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.

Педагогические технологии дистанционного обучения – педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.

Информационные технологии дистанционного обучения – технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения.

Электронный банк знаний – совокупность электронных баз данных учебного назначения, связанных системой автоматизированного документооборота и управления учебным процессом.

Интерактивный мультимедиа курс – учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.

Программы для дистанционного обучения

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого каждому человеку. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми педагогическими технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения мы используем «дистанционную поддержку профильного обучения», что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки нами создаются курсы в условиях Интернет-среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, электронной почты и т.д.


Цифровые образовательные платформы для обучающихся и педагогов

  • российская электронная школа https://resh.edu.ru/

  • московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue

  • LECTA

  • Онлайн-школа Фоксфорд https://foxford.ru

  • Учи.ру

  • Электронный образовательный ресурс «Якласс»

  • Корпорация «Российский учебник»

  • Издательство «Просвещение»

  • Сервис «Яндекс. Учебник»

Заключение

Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.



Практика – мастер-класс: Onlinetestpad бесплатный сервис компьютерного тестирования учителей работает на образовательной платформе Just Click – конструктор кроссвордов, тестов, уроков, опросов.

vi deouroki.netобъективная, быстрая и удобная проверка знаний, умений учащихся. (работа в интерактивной тетради)

(все педагоги смогли опробовать работу на площадке)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!