Мастер - класс «Розы из бересты и математика»
Автор: Мамонтова Наталья Сергеевна,
учитель математики КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт. Опарино
п. Опарино 2020г
Мастер - класс «Розы из бересты и математика»
Выпускник школы – интерната для детей с ОВЗ должен быть
- креативным, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
- уважающим других людей, готовым сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
Задача педагогов школы – интерната для детей с ОВЗ состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможным выбор будущей профессии и интеграция в современное общество.
Один из принципов обучения― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым предметом «Математика» и практической деятельностью обучающихся, формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач.
Цели мастер - класса:
-научить детей изготавливать розы из бересты, показать их применение в быту и использование в процессе математических знаний; -содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса, развивать творческое воображение; -воспитывать любовь к Родине, русским народным традициям её истории и национальной культуре, прививать любовь к природе.
Задачи мастер - класса: 1. Формировать творчески активную личность, через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
2. Способствовать
-развитию навыков создания красивых и полезных изделий,
-развитию интереса к математике.
Участники мастер - класса: обучающиеся 7-9 классов.
Форма организации мастер - класса: практическое занятие, самостоятельная работа в малых группах по 3 ученика, позволяющая провести обмен мнениями.
Продолжительность мастер - класса: 45минут.
Материально – техническое оснащение:
1. Рабочие столы со стулья.
2. Мультимедийная установка.
3. Инструментами и материалы на каждого участника мастер – класса:
• Береста, из которой вырезаем квадраты и прямоугольники 8см х 8см (3шт.), 8см х 7см (3 шт.), 8см х 6см (3 шт.).
• Линейка.
• Ивовый прут длиной 30-40см.
• Клей «Момент» универсальный.
• Ножницы.
• Вязальная спица.
• Канцелярские скрепки.
Ход мероприятия:
Немного из истории берестяного промысла:
Береза одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в любом наряде она прекрасна. Березу называют теплым деревом. Белая кора собирает и хранит тепло солнца. С давних пор люди заметили это свойство, и стали применять кору березы – бересту для изготовления различных предметов быта. Кору снимали только с упавших спиленных берез, так как нельзя ранить живое дерево.
Возьмите, пожалуйста все по кусочку бересты и скажите, какая она? Погладьте, попробуйте согнуть. Бересте свойственна эластичность, прочность, мягкость, красота и доступность. Также береста водостойка и устойчива к гниению. В далекие времена люди писали на бересте письма.
Из бересты плели лапти, корзинки, туесочки для ягод. Давно было замечено, что в посуде из бересты долго не скисает молоко, не портится рыба, мясо. Хорошо хранится мед, грибы, ягоды.
В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала. Береста имеет ещё одно интересное качество - она хорошо слоится, бересту можно разделить на несколько слоев, отделив один слой от другого. Толщина слоя получается разной - один слой толще, другой тоньше. И ещё - такая белоснежная кора есть только у берёзы, и нет ни у одного другого дерева в мире.
Бересту не спутаешь с корой другого дерева и потому, что на ее коре есть чёрные и белые черточки - так называемые «чечевички». Они расположены горизонтально по всей коре дерева. Именно через эти чечевички береста как бы «дышит», то есть происходит газообмен с окружающей средой. Летом чечевички открываются, а зимой плотно закрываются, сохраняя тепло дерева внутри, а сама кора - береста — защищает дерево от холодов зимой, от ожогов солнца летом. Крупные и мелкие, короткие и длинные чечевички образуют на бересте характерный рисунок, благодаря которому мы отличаем бересту от других природных материалов. Эти чёрточки придают бересте особую выразительность.
Мы будем делать цветок - розу, но для материала не надо снимать бересту с берёз! В нашем посёлке дома, в основном, отапливаются дровами. Вот с них мы и берём бересту, а каждая берёзка в лесу пусть радует нас своей красотой!
Сегодня на уроке вы научитесь изготовлять розы из бересты. Для изготовления розы потребуются следующие материалы и инструменты: береста, ножницы, клей, спица.
Прежде чем начать изготовление, повторим правила безопасной работы:
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Ножницы передавать друг другу кольцами вперед.
При разрезании бересты ножницы не направлять к себе или соседу по парте.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
Осторожно пользоваться клеем и спицами.
Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Последовательность выполнения работы:
Сначала приготовим заготовки лепестков, они должны быть однородны по структуре и цвету, ивовый прутик заострим на 4см. (Прутик заостряет учитель).
Начертим 3 квадрата 8см х 8см (одна группа учеников), 3 прямоугольника со сторонами 8см х 7см (вторая группа учеников) и 3 прямоугольника со сторонами 8см х 6см (третья группа учеников). Линии на бересте (чечевички) направлены вертикально. Аккуратно вырежем.
Закруглим концы лепестков дугами. С противоположной стороны намечаем разрез длиной 1,5см, по середине нижнего края.
Осторожно отрезаем закругления.
Закручиваем лепестки на спицу, сначала с одной стороны.
Затем с обеих сторон.
Закручиваем все лепестки и делаем внизу надрез.
У квадрата складываем лепесток под тупым углом.
Листок прямоугольника 8см х 7см складываем под прямым углом.
Листок прямоугольника 8см х 6см складываем под острым углом.
На правую сторону разреза капаем по капельке клея, ждём минуту и прижимаем левую половину к правой, для прочности фиксируем скрепками на минуту.
Убираем скрепки и протыкаем лепестки спицей, чтобы легче было нанизывать лепестки на прутик.
Нанизываем лепестки на прутик, сначала 3 больших, затем 3 поменьше и 3 маленьких, равномерно распределяя их по кругу.
Цветок почти готов! Серединку прикрываем спиралькой из бересты и приклеиваем её.
Ожидаемый результат:
Все вместе мы сделали три розы из бересты (группа из 3-х учеников сделала один цветок), которые вписываются в дизайн любого дома, которые можно подарить. Творчество поглощает, мягкая и своеобразная кора берёзы даёт большой потенциал для самостоятельной работы и море возможных вариантов для создания оригинальных композиций. В будущем вы можете изготовлять самостоятельно такие цветы на заказ. Изделия художественных промыслов можно увидеть в «Центре современных народных художественных промыслов и ремёсел Кировской области» в г. Кирове. Получить профессию мастера народных промыслов можно в Кировском технологическом колледже.
Список используемой литературы:
1. Знание и труд вместе живут (материалы по трудовому обучению в помощь студентам педагогических училищ и учителям начальных классов) / авт.-сост- Шамина З.П. – Рыльск, 1995.
2.Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклас. Работе. – М.: Просвещение, 1985.
Информационные ресурсы:
http://m-der.ru/store/10006316/
http://dekormyhome.ru/rukodelie/pletenie-iz-beresty-dlia-nachinaushih-svoimi-rykami-master-klass-s-video.html
https://kladraz.ru/blogs/natalja-sergevna-mamontova/rozy-iz-beresty-podelki-iz-prirodnogo-materiala.html