СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательнром процессе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе»»

Мастер-класс

«Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий

в учебном процессе»


Из опыта работы учителя МБОУ «СОШ №14 с» г Сергиев Посад., победителя приоритетного национального проекта «Образование» 2010г. Лауреат премии Губернатора Московской области "Лучший учитель - предметник и лучший учитель начальных классов" 2018г Сенькиной Натальи Николаевны.


ТЕМА: Основные направления здоровьесберегающей деятельности при организации

учебно-воспитательного процесса в рамках реализации гуманитарного

образовательного проекта «Эко-край»


«Прежде, чем сделать ребёнка умным и

сообразительным – сделайте его здоровым»

Руссо.


Цель: представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий

в учебно – воспитательном процессе.

Задачи:

  • обсудить с учителями проблему ухудшения здоровья школьников в сфере традиционных технологий проведения урока;

  • раскрыть основные направления здоровьесберегающей деятельности при организации учебно- воспитательного процесса;

  • познакомить с методикой проведения интерактивных приемов обучения;

  • поделиться опытом по сохранению здоровья обучающихся, применяемым в школе.


Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, маркеры, таблица «Пищевые добавки», этикетки с продуктов питания, подлежащие исследованию, инструкции к выполнению работы, анкеты.

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группах.


Сведения об авторе опыта.

Сенькина Наталья Николаевна работает в МОУ «СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сергиев Посад с 2007 года, педагогический стаж – 38 лет. Занимаемая должность – учитель биологии. Имеет высшую квалификационную категорию. Победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2010 года.


Ход мастер - класса:

I Презентация педагогического опыта

Учитель: Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Одна знаменитая актриса недавно сказала: «Порядочный человек это тот, который может совершить предательство только тогда, когда на его детей направлено дуло пистолета». Задумайтесь над этой фразой. Сегодня мы не будем говорить о порядочности, мы поговорим о самом дорогом: о наших детях. И когда дело касается счастья и здоровья детей ничто не важно: ни яхты, ни самолёты, ни деньги.

Любому обществу нужны не только одаренные творческие люди, но и здоровые.
Укрепление здоровья  - это дело государственной важности. Закон РФ «Об образовании» относит здоровье школьников к приоритетным  направлениям государственной политики в области образования.




Цель здоровьесберегающих (Слайд 6) образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Более 15 лет я использую в процессе обучения предмету и в воспитательной работе ресурсосберегающие или здоровьесберегающие технологии (ортобиоз). Вначале моя деятельность носила агитационный и просветительский характер. В основном я занималась этим вопросом на уроках, используя разные формы. Позже она выстроилась в определенную систему. Проанализировав состояние здоровья детей в школе, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Ведущая педагогическая идея моего опыта (Слайд 7) это создание условий успешной, сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приемов, направленных на формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Это достигается путем оптимизации учебно-воспитательного процесса через использование здоровьесберегающих технологий

Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное - понимать значимость проблемы, последовательно идти по выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.

В ходе работы в период 2007-2010гг. выстроилась модель здоровьесберегающего образовательного процесса. Данная модель реализует концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

цель – принципы – образовательные технологии – результаты. (Слайд 8) Модель здоровьесберегающего образовательного процесса направлена на реализацию цели: способствовать созданию условий для укрепления и развития физического и психического здоровья учащихся и педагогов.

Модель здоровьесберегающего образовательного процесса опирается на принципы: научности; системности; креативности; природосообразности; преемственности; вариативности; практической ориентации.

Модель здоровьесберегающего образовательного процесса предполагает использование технологий, учитывающих:

- возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся;

- санитарно-гигиенические правила и нормы.

Модель здоровьесберегающего образовательного процесса предполагает использование технологий, направленных на формирование:

- основ здорового образа жизни;

- культуры участников образовательного процесса.

Модель здоровьесберегающего учебного процесса приводит к предполагаемым результатам: - уменьшение усталости и уровня тревожности у учащихся;

- создание благоприятного микроклимата в образовательном учреждении;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.











II. Представление системы.

Структура реализации здоровьесберегающих технологий. (Слайд 9)

__________________________________________________________

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПЛОЩАДКА

Педагогическая

академия


Внеклассная работа:

- факультативы

- элективные курсы

- тематические классные часы

- научно – практические

конференции


Сотрудничество с научными учреждениями

МГОУ, МФЮА, ОЦ «Нива», и д.









Чтобы достичь результатов возникла необходимость поиска эффективного применения образовательных технологий. В практике своей работы я использую элементы новых педагогических технологий: проектная деятельность, научно-исследовательская, лично-ориентированная, технология развивающего обучения. (Слайд 10)

С 2006 года на базе учебного методического центра функционирует гуманитарный образовательный проект «Эко – край». В целях создания системы экологического образования и формирования экологического мышления у учащихся в инновационную программу районного гуманитарного проекта «Эко-край» включена МОУ «СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов».

Цель проекта - формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека. (Слайд 11)

Проект реализуется посредством трех ежегодных районных мероприятий.

  1. Конкурс творческих работ учащихся «Природа глазами детей».

  2. Фестиваль экологических театров.

  3. Научно – практическая конференция проекта «Эко – край».

Для участия в данном проекте было принято решение о создании в школе научного общества учащихся «Родник». (Слайд 12-17)

Основные направления работы НОУ «Родник»:

  • поиск особо одаренных учащихся и создание условий для их творческой и научно – исследовательской деятельности;

  • обучение учащихся работе с научной литературой;

  • формирование культуры исследования;

  • знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной исследовательской работы;

  • организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе исследования учащихся;

  • привлечение научных сил к руководству исследовательскими работами учащихся;

  • рецензирование исследовательских работ учащихся в конкурсах и конференциях;

  • подготовка, организация и проведение научно – практических конференций,

турниров, олимпиад, лекций, диспутов;

  • организует работу по изготовлению учебно-наглядных пособий;

  • проводит конкурсы на лучшую работу;

  • осуществляет редактирование и издание ученических сборников исследовательских работ.

Результатами работы НОУ «Родник» являются:

1. Проведение школьных научно – практических конференций.

2. Портфолио творческих работ НОУ, а также портфолио каждого ученика индивидуально. Привлечено к работе НОУ 72 учащихся. (Слайд 18)

3. Книжки - малышки из серии «Пчелка - здоровейка» для школьников младших классов:

- «Почему болят зубы?»,

- «Зачем человеку уши?»,

- «Почему люди носят очки?»,

- «Вода – наш друг» и другие. (Слайд 19)

4. Создана лекторская группа. Ребята готовят беседы, викторины участвуют в школьных и районных научно – исследовательских конференциях в рамках темы «Мы выбираем здоровье» для учащихся разного возраста, используя накопленный материал кабинета биологии (доклады, рефераты, презентации). (Слайд 20)

Темы бесед и выступлений:

«Сотовый телефон и безопасность здоровья»;

«Реклама-человек-здоровье»;

«Компьютерные технологии – «за» и «против»;

«Психология подростков»;

«Радиация и здоровье»;

«Уход за волосами»;

«Жевательная резинка - враг или друг нашему здоровью?»;

«Вегетарианство. Путь к здоровью человека»;

«Трансгенные организмы – враг или друг человечеству»;

«Собака бывает кусачей»;

«Почему люди курят?».

«Проблемы молодежи»;

«Здоровье и культура общения»;

«Труд, здоровье, долголетие»;

«Генетические проблемы здоровья»;

«Технический прогресс и человеческие способности»;

«Культура питания»;

«Последствия табакокурения»;

«Алкоголизм и наркомания – болезнь химической зависимости»;

«Режим дня. Режим работы и отдых”;

«Гигиена мальчиков и девочек»

«Спорт в жизни человека»;

«О полезных и вредных привычках»;

«Настроение в школе»;

«Настроение после школы»;

«Как нужно одеваться»;

«Как вести себя, когда что-то болит»;

«Школьный стресс».

Деятельность учащихся в рамках темы «Мы выбираем здоровье» оценивается учителем класса, в котором они выступают. Оценка каждому ученику заносится в «маршрутный лист»1, и далее – в классный журнал. Создана база выступлений учащихся на бумажных и электронных носителях. В рамках гуманитарного проекта «Эко-край учащиеся выступают на районных научно - практических конференциях. (Слайд 22-24)

5. Создана агитбригада «Колокол» в рамках гуманитарного образовательного проекта «Эко – край». Целью работы является пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школы и других школ района. (Слайд 25)

Для ЗСД очень важна внеклассная работа, которая является своего рода продолжением школьной учебной деятельности. Разработаны авторские программы, которые используются в образовательном процессе. (Слайд 28)

1. 2006 - 2010гг.

Факультативные курсы по темам

«Азбука здоровья», 5,6 кл.

«Учись учиться» - (для учащихся 5,6,7,8 кл.)

«Культура здоровья» (для учащихся 7,8 кл.)

«Здоровый образ жизни» (для учащихся 9 кл.)

2. 2008-2010 гг.

Элективный курс

«Помоги себе сам» (для учащихся 8,9 кл.)

Кол-во охваченных учащихся – 186 человек.

Позже возникла необходимостью формирования у старших школьников современных научных представлений о достижениях, сделанных в наиболее бурно развивающихся областях биологии. (Слайд 29 - 33)

В 2009 году учебно – методическим центром, который является кафедральным базовым общеобразовательным учреждением Педагогической академии (КБОУ), была открыта опытно – экспериментальная площадка по теме «Экологическое образование как основа здоровьесбережения». Руководителем которой является методист УМЦО Рамазанова И. В. Научный консультант эксперимента: кандидат биологических наук, доцент кафедры естественно-экологического образования ГОУ Педагогическая академия последипломного образования Е.В.Данькова

Целью экспериментальной работы по теме «Экологическое образование как основа здоровьесбережения» являются: формирование у учащихся научных представлений о получении генетически модифицированных организмов, обучение старшеклассников правильным подходам к выбору разнообразных продуктов питания, содержащих генетически модифицированные источники пищи, и выработка у них разумного отношения к здоровью человека и окружающей среде.

Возникла необходимость о введении элективного курса «Биотехнология вокруг нас», в общеобразовательный процесс.

Результативность. Участие в районной научно-практической конференции опытно – экспериментальной площадки ПАПО «Биотехнология: путь к изобилию или шаг в пропасть», 2010г. Участвовало – 2 учащихся. Горбунов Т. – победитель конкурса.

(http://obrazovanie.sergiev-posad.ru/page/news/news_2009/news_01_2010.htm)


Одновременно с выходом на опытно – экспериментальную площадку вовлекла в эту деятельность учителей школьного методического объединения биологии, химии и географии. Создаются секции по темам: «Культура и здоровья», «Химия вокруг нас» и «Экологическое краеведение». (Слайд 34)

Выступаю с докладами на педагогических советах и родительских собраниях и в индивидуальной работе с родителями и учащимися. Продолжением моей деятельности является районный семинар – марафон «Формирование системы экологического образования в школе», где выступаю с темой «Здоровье педагога. Профилактика профессиональных заболеваний» и сотрудничество с научными учреждениями (МГОУ, МФЮА, «НИВА», Дом творчества)

В ходе марафона – семинара было проведено 18 открытых мероприятий по заявленной теме, присутствовало 45 человек. (Слайд 35- 42)


III. Основная часть. ( Погружение в тему).

1. Обоснование проблемы. (Слайд 43-44)

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье место- семья и т.д.

  • Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Минутка здоровья. Упражнение «Ленивая восьмерка». (Слайд 45)

Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например, перед выполнением контрольной работы). Если работают два полушария мозга – усталость наступает не так быстро.

Нужно вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируется на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку (как знак бесконечности). Начинаем рисунок налево вверх. Середина восьмерки – на уровне переносицы. Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой. Затем меняем на левую руку. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Выполняем примерно ми нуту.

Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой). Выполняем «Ленивую восьмерку» двумя руками. Делаем работу приблизительно минуту. В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. За один сеанс примерно от одной до пяти минут, но лучше столько сколь хочется.

2. Проведение имитационной игры. (Фрагмент урока – исследования из элективного курса «Биотехнология вокруг нас» по теме «Пищевые добавки и здоровье человека»)

Само здоровье ничем не является без его содержания, без диагностики здоровья, средств его обеспечения и практики обеспечения здоровья. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят правильное рациональное питание. Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека. Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и умирают.

Какие продукты мы можем приобрести сегодня в супермаркетах можем только догадаться.

Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

3. Исследование (теоретическое).

  1. Работа с анкетами. (Участники заполняют анкеты) (Слайд 46)

4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Вопрос к аудитории. (Слайд 47)

- Знаете ли ВЫ, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

Комментарии учителя.


Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляют самостоятельно, а вводят в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

Вопрос к аудитории.

- Когда ВЫ заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение?

(Предполагаемый ответ: конечно запакованными в красивы обертки, банки или коробки).


- А обращаете ли Вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины).

Комментарии учителя.

Зачастую рядом с перечнем всем понятным составляющим можно обнаружить сложные названия и загадочные для многих «Е». Что же это за вещество и можно ли вообще это самое «Е» есть? (Слайд 48)

Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, Е 330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет и запах. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.


5. Выдвижение гипотез и их запись на доске. (Слайд 49)


Вопрос к аудитории. Почему введены ограничения на применение пищевых добавок?

Требует ли красота продукта жертв?

Почему нужно знать какие пищевые добавки содержатся в

конкретных пищевых продуктах?

После обсуждения вопросов переходим к практической части.

6. Исследование (практическое). (Слайд 50-51)

  1. Практическая работа на тему «О чем может рассказать упаковка».(Слайд 47) (Приложение)

Учащиеся работают в группах по 4 - 5 человек, проводят исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.

Первая группа изучает этикетки следующих продуктов: плавленый сыр, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления.

Вторая группа изучает этикетки следующих продуктов: жевательная резинка, шоколадные батончики, мороженное.

Третья группа изучает этикетки следующих продуктов: продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные), а также газированные напитки.

7. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы каждой группы (Отчеты групп по проделанной работе)

8. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез). (Слайд 52)

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И по употреблению продуктов питания:

  1. Внимательно читайте надписи на этикетке.

  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.

  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

  4. Пейте свежеприготовленные соки.

  5. Обходитесь без подкрашенной газировки.

  6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.

  7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.

  8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

  9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.

Комментарий учителя. Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности ПД, количества поступления, быстроты выведения, а также частоты поступления в организм.

Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза, - сказал когда-то царь Соломон. Не стоит забывать об этой древней мудрости.

Заключительное слово учителя. Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах.

Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем.

Объединенный комитет экспертов ФАО ВООЗ по пищевым добавкам считает, что ПД не должны использоваться в случаях, когда такого же эффекта можно достичь другими способами. Давайте помнить об этом. (Слайд 53-56)

IV. Результативность опыта. (Слайд 57-63)

В результате мониторинга обученности и качества знаний в классах, в которых я работаю с применением здороьевьесберегающих технологий на протяжении трех лет, выявлена позитивная динамика учебных достижений учащихся. Отмечается рост уровня обученности и уровня воспитанности учащихся в исследуемых классах:









Рис 1. Качество знаний и степень обученности.






Рис. 2. Динамика повышения уровня знаний по биологии

% учащихся, повысивших итоговую отметку

за последние 3 года.






Рис.3. Уровень воспитанности в 5/6 в классе за два

учебных года.




Рис.4. Динамика результативности участия в научно-исследовательской деятельности. Рис.5. Выводы

V. Подведение итогов. (Слайд 63) Рефлексия:

Сегодня на занятии мы с вами:

1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2. Упражнение «Воздушный шар» помогло определить ценность здоровья для каждого из вас.

3. Метод «мозговой штурм» (ответы на вопросы анкеты) помог определить влияние различных добавок на здоровье школьников

4. Метод «Работа в группе по выполнению практического задания на тему «О чем может рассказать упаковка» помог поделиться с педагогами опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической деятельности.

5. Освоили методику проведения тренинговых технологий и интерактивных методов «мозговой штурм», «работа в группах».

6. Узнали что-то новое для себя? (Каждый учитель высказывает свое мнение по кругу).






  • Рефлексия для участников мастер - класса.

1.«Считаете ли Вы данные методы эффективными и почему?»

При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данный метод ……………….., потому что …………….


2. « Что хотел бы пожелать мастеру?»


Мастеру желаю……………………………………..



Список литературы:

1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва.2005.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.

3. Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - М.: Вентана- Граф, 2001.

4. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.«Школа». Казань.2005.

5.Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД, 2000.

6. Журнал «Биология в школе» №1 2007.
















П Р И Л О Ж Е Н И Е


Приложение №1

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ


Тип добавок

Значение

Примеры

Воздействие на организм

Е 1**

красители

1.Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2.для окрашивания бесцветных продуктов.

3.Для повышения интенсивности цвета.

4.Применяютя при подделке продуктов.

1.Натуральные красители, сырые для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например: b - каротин или краситель из шиповника.

2.Синтетические красители не содержат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например: фуксин кислый, индигокармин, родомин С, тортазин, метиловый фиолетовый.

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е 131- 142,153)

Запрещенные: Е -103.105,111,121,125,

126. 130,151.

Опасные: Е- 102, 110, 120, 123, 124. 127,155.

Е 2** консерванты

1.Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов.

2.Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

3.Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных бактерий.

1.В домашних условиях – соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта).

2.Промышленные – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта).

3.Антибиотики – консерванты (для транспортировки мяса и рыбы).

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни.

Ракообразующие: Е 210, 211 – 217, 219.

Вредные для кожи: Е 230 – 232, 238.

Вызывают расстройства кишечника: Е 221, 226.

Влияют на давление: Е 250, 251.

Опасные: Е 201, 222, 224, 233, 270 (для детей).

Е 3** антиокислители

1.Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.

2.Останавливают окисление продуктов.

1.Природная - аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле.

2.Синтетические – бутилоксианизол и бутилокситолуол.


Вызывают сыпь: Е 311 – 313.

Вызывают расстройства кишечника: Е 338-341.

Повышают холестерин: Е 320-322.

Е 4** загустители

1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2.Используют в производстве мороженого, желе, консервов, майонеза.

1.Натуральные – желатин, крахмал, пектин, карроген.

2.Полусинтетические – целлюлоза, модифицированный

крахмал, яичный белок,

Впитывают вещества,

не зависимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройства кищечника: Е 407, 450, 462, 465, 466.


Е 5** эмульгаторы

1.Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.

2.Используют в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь).

1.Натуральные – яичный белок, природный лецитин.

2.Синтетические – фосфаты

кальция и аммония, фосфорная кислота.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза.

Опасные: Е 501 – 503, 510, 513, 527, 560.

Е 6** усилители

вкуса.

1.Для усиления выраженного вкуса и аромата.

2.Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому.

3.Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4.Подсластители.

1.Натуральные – получают из натурального сырья.

2.Идентичные натуральным

- искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов.

3.Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия.

4.Подсластители, содержащие калорин, сорбит, ксилит;

Некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам.

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет.

Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота

превращается в амино – масляную, которая является возбудителем ЦНСЧ.

Ракообразующие: Е 2626 – 630, 635.

Опасные: Е 620, 636,637.
















Приложение № 2


Существующие виды пищевых добавок


Красители

Красители добавляют в продукты для восстановления их природной окраски. Они бывают натуральными и синтетическими. Натуральные красители делают из растительного и животного сырья или из минералов, к ним относится бетакаротин.

Некоторые красители влияют на вкус и запах (Е-160,Е-150), другие обогащают продукты витаминами. Например, краситель Е-101 - это витамин В2, а Е-160 - витамин А.

Синтетические вещества ценны только тем, что содержащие их продукты дольше хранятся. Известно, что некоторые красители вызывают аллергию, особенно те, которые окрашивают пищу в оранжевый или ярко-жёлтый цвет (Е102-тартразин) и Е110!

Это же относится и к лекарствам. Прежде чем съесть таблетку, нужно посмотреть, нет ли в её составе коварных Е-102 и Е-110.

Исключением являются (Е-101, Е-140, Е-150, Е-160), они безопасны!


Консерванты


Это химические вещества, убивающие микроклетки. Тем самым они увеличивают срок хранения пищи. Самые популярные консерванты (Е-211, Е-200, Е-202, Е-249, Е-252). Наибольшее количество консервантов содержится в лимонаде и его нельзя давать детям хотя бы до 10 лет!


Усилители вкуса и аромата


Это Е-6, Е-621-625, 640, 624. Эти добавки не рекомендуются детям до 11 лет, так как вызывают сильную аллергическую реакцию.


Стабилизаторы и эмульгаторы


К ним относятся Е-4, Е-5. Они поддерживают форму продукта и его консистенцию. Благодаря им, молочные продукты не расслаиваются на сыворотки и жиры. Они же поддерживают пищу в желеобразном состоянии. Эти вещества есть во всех молочных продуктах длительного хранения, кроме натуральных йогуртов с очень маленьким сроком хранения.


Антиоксиданты


Эти вещества защищают жиры от прогоркания, а также предохраняют овощи и фрукты от потемнения в результате обработки. Кроме этого, позволяют им дольше храниться.

Самые популярные антиоксиданты: Е-300 , Е306-309 , Е-322. Все они безопасны для ребенка.


Пеногасители. - Е900-999 - Предупреждают или снижают образование пены.


Глазирователи, подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности и другие

не классифицированные добавки входят во все указанные группы, а так же

новую группу Е1000.










Приложение № 3




ТАБЛИЦА ВРЕДНЫХ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК


Текст на

упаковке

Воздействие

Текст на

упаковке

Воздействие


Текст на упаковке

Воздействие

Текст на упаковке


Воздействие

Е 102

О

Е 180

О

Е280

Р

Е 463

РЖ

Е 103

З

Е 201

О

Е 281

Р

Е 465

РЖ

Е 104

П

Е 210

Р

Е 282

Р

Е 466

РЖ

Е 105

З

Е 211

Р

Е 283

Р

Е 477

П

Е 110

О

Е 212

Р

Е 310

С

Е 501

О

Е 111

З

Е 213

Р

Е 311

С

Е 502

О

Е 120

О

Е 214

Р

Е 312

С

Е 503

О

Е 121

З

Е 215

Р

Е 320

Х

Е 510

ОО

Е 122

П

Е 216

Р

Е 321

Х

Е 513Е

ОО

Е 123

ОО,З

Е 219

Р

Е 330

Р

Е 527

ОО

Е 124

О

Е 220

О

Е 338

РЖ

Е 620

О

Е 125

З

Е 222

О

Е 339

РЖ

Е 626

РК

Е 126

З

Е 223

О

Е 340

РЖ

Е 627

РК

Е 127

О

Е 224

О

Е 341

РЖ

Е 628

РК

Е 129

О

Е 228

О

Е 343

РЖ

Е 629

РК

Е 130

З

Е 230

Р

Е 400

О

Е 630

РК

Е 131

Р

Е 231

ВК

Е 401

О

Е 631

РК

Е 141

П

Е 232

ВК

Е 402

О

Е 632

РК

Е 142

Р

Е 233

О

Е 403

О

Е 633

РК

Е 150

П

Е 239

ВК

Е 404

О

Е 634

РК

Е 151

ВК

Е 240

Р

Е 405

О

Е 635

РК

Е 152

З

Е 241

П

Е 450

РЖ

Е 636

О

Е 153

Р

Е 242

О

Е 451

РЖ

Е 637

О

Е 154

РК,РД

Е 249

Р

Е 452

РЖ

Е 907

С

Е 155

О

Е 250

РД

Е 453

РЖ

Е 951

ВК

Е 160

ВК

Е 251

РД

Е 454

РЖ

Е 952

З

Е 171

П

Е 252

Р

Е 461

РЖ

Е 954

Р

Е 173

П

Е 270

О (для детей)

Е 462

РЖ

Е 1105

ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О – опасный Р – ракообразующий Х - холестерин

З – запрещенный РК – кишечные расстройства РЖ - расстройство желудка

П – подозрительный ВК - вредный для кожи ОО - очень опасный

РД – артериальное давление С – сыпь

Приложение № 4

Список кампаний, использующих генетически

модифицированные продукты.




Hershey’s Cadbury (Fruit & Nut)

Mars (M&M, Snickers, Twix, Milky Way)

Безалкогольные напитки от Coca – Cola (Coca – Cola, Sprite)

PepsiCo (Pepsi, 7-Up)

Шоколадный напиток Nesquik компании Nestle

Рис Uncle Bans (производитель – Mars)

Сухие завтраки Kellogg’s

Супы Campbell

Соусы Knorr

Чай Lipton

Печенье Parmalat

Приправы к салату Hellman’s

Детское питание от компаний Nestle и Abbot Labs(Similac)

Кондитерская фабрика «Ангара»

Крабовое мясо (торговая марка VICI) ООО «Вичунай – Русь»

Новосибирский МКК

ООО МК «Гурман»

СХПК «Усольский свинокомплекс»

МК «Ангарский»

МК «Падунский»



Пищевые добавки, не разрешенные к применению в РФ:

 E103, E107, E125, E127, E128, E140, E153-155, E160d, E160f, E166, E173-175, E180, E182, E209, E213-219, E225-228, E230-233, E237, E238, E241, E252, E253, E264, E281-283, E302, E303, E305, E308-314, E317, E318, E323-325, E328, E329, E343-345, E349, E350-352, E355-357, E359, E365-368, E370, E375, E381, E384, E387-390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429-436, E441-444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476-480, E482-489, E491-496, E505, E512, E519-523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554-557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622-625, E628, E629, E632-635, E640, E641, E906, E908-911, E913, E916-919, E922-926, E929, E942-946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521.








Приложение № 5

Список опасных добавок,

которые могут использоваться в пищевой промышленности.

(Опубликован в российской прессе)

К ним относятся

Вызывающие злокачественные опухоли: Е103, Е105, Е110, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е153, Е210, Е211, Е213 – Е217, Е231, Е232, Е240, Е251, Е252, Е321, Е330, Е431, Е447, Е900, Е905, Е907, Е952, Аспартам.

Вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта:

Е221-228, Е320-322, Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Аллергены: Е131, Е132, Е160b, Е210, Е214, Е217, Е230, Е231, Е232, Е239, Е311 – Е313, Аспартам.

Нежелательны астматикам: Е102, Е107, Е122 – Е124, Е155, Е211 – Е214, Е217, Е221 – Е227.

Влияют на печень и почки: Е171 – Е173, Е220, Е302, Е320 – Е322, Е510, Е518.

Нарушение функции щитовидной железы: Е127.

Приводят к заболеваниям кожи: Е230 – Е233.

Запрещено грудным, нежелательно маленьким детям:

Е249, Е262, Е310 – Е312, Е320, Е514, Е623, Е626 – Е635.

 Влияет на уровень холестерина в крови: Е320.

  Разрушают витамины в организме:

В1 – Е220, В12 – Е222 – Е227, D – Е320, Е – Е925.



Приложение № 6

Инструкция для выполнения практической работы


Тема. О чем может рассказать упаковка.

Цель: научиться использовать информацию о продуктах питания.

Оборудование: упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных и кондитерских изделий, консервов.


Задания

Наблюдения и результаты

1. Запишите названия продукта и вид упаковки, которую Вы брали.



2.Определите срок годности продукта.


Годен к употреблению до _____________________

Длительность хранения с момента

изготовления _________________________




3. Определите состав продукта.

В 100г. продукта содержится:

Белки ____________ г.

Жиры ____________ г.

Углеводы ___________ г.


4. Уточните энергетическую ценность компонентов продукта.


В 100 г продукта __________ ккал


5. В ходе исследования были обнаружены запрещенные, опасные пищевые добавки. (Отметьте их знаком «+»).






продукт

Е 1**

краси

тель

Е 2**

консер

ванты

Е 3**

антиокислители

Е4**

загус

тители

Е5**

эмуль

гаторы

Е6**

усилители вкуса




































6. Составьте рекомендации по использованию информации о продуктах питания на упаковке.






_________________________________________________________

_________________________________________________________





Анкета (для учеников)

«Продукты, содержащие генетически модифицированные добавки»


1. Знаете ли Вы, что такое продукты, содержащие генетически модифицированные добавки?

A. Да
Б. Нет

B. Затрудняюсь ответить

2. Считаете ли Вы, что продукты, содержащие генетически модифицированные добавки, могут быть опасны для здоровья людей?

A. Да
Б. Нет

B. Затрудняюсь ответить

3. Знаете ли Вы, какой вред могут наносить продукты, содержащие генетически модифицированные добавки здоровью человека?

A. Да
Б. Нет

B. Затрудняюсь ответить

4. Обращаете ли Вы внимание на маркировку продуктов, которые Вы употребляете?

А. Да

Б. Нет

5. Как часто Вы употребляете в пищу продукты, содержащие генетически модифицированные добавки?

A. Да
Б. Нет

B. Затрудняюсь ответить

6. Знаете ли Вы, что сеть ресторанов «Мс Donald's» использует продукты, содержащие генетически модифицированные добавки?

А. Да

Б. Нет

7. Как часто Вы посещаете ресторан «Мс Donald's»?

A. Часто
Б. Иногда

B. Не посещаю

Г. Затрудняюсь ответить

8. Интересно ли Вам узнать о влиянии продуктов, содержащих генетически модифицированные добавки, на здоровье человека?

A. Да
Б. Нет

B. Затрудняюсь ответить


  1. Хотите ли Вы стать участником проекта, посвященного проблемам, связанных с ролью генетически модифицированных
    организмов?

A. Да
Б. Нет

B. Затрудняюсь ответить








Тест «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»


Пометьте выбранный вами ответ.

  1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

А) непривычная утомляемость. Б) зимняя простуда. В) хроническое несварение в желудке

  1. Как вы защищаете уши, слушая запись через наушники?

А) не включаю на полную громкость. Б) в этом нет нужды. В) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно разговора окружающих.

  1. Как часто Вы меняете зубную щетку?

А) два раза в год. Б) каждые три-шесть месяцев. В) как только она обретет потрепанный вид.

  1. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

А) частое мытье рук. Б) противогриппозная прививка. В) отказ от прогулок в холодную погоду.

  1. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место, чтобы избежать перехода времени?

А) ранним утром. Б) с восходом солнца. В) в середине дня.

  1. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного напряжения?

А) каждый час. Б) каждые полчаса. В) в середине дня.

  1. Какое из утверждений соответствует истине?

А) можно загореть даже в облачный денек. Б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами. В) смуглым людям не нужна защита от солнца

  1. Что из перечисленного ниже наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?

А) отказ от завтрака, обеда или ужина. Б) сокращение потребления алкоголя

В) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.

  1. Как правильно дышать?

А) ртом. Б) носом. В) ни один из вариантов не лучше и не хуже

  1. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?

А) химическая завивка. Б) сушка волос феном. В) обесцвечивание волос.

Подведите итог. Запишите себе по одному очку за каждый из следующих ответов: 1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б). Сложите полученные очки.

8-10 баллов – Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

5-7 баллов Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов ЗОЖ, но кое-какие вопросы Вам надо освежить в памяти.

4 и менее – Не отчаивайтесь, еще не все потеряно.














ТЕСТ


Влияние окружающей среды и привычек на здоровье.


Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого, естественно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечайте на вопросы искренне, а над некоторыми еще и поразмышляйте. Может быть, вам необходимо в чем-то изменить свой образ жизни.

Итак, возьмем число 72. Из него надо будет вычитать или к нему прибавлять набранные в результате ответов очки.

Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. Женщинам следует прибавить к 72 цифру 4 - они живут в среднем на 7 лет дольше мужчин. Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни – 69 лет, а у женщин – 76.

Если вы живете в городе с населением более 1 млн. человек, то вычтите 2 года.

Если вы живете в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, то добавьте 2 года.

Если вы планируете в будущем заниматься умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим – прибавьте 3 года.

Если вы занимаетесь спортом пять раз в неделю хотя бы по полчеса, то прибавьте 4 года, если 2-3 раза – прибавьте 2 года.

Если в будущем вы собираетесь вступить в брак – добавьте 5 лет, если нет – вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).

Если вы постоянно спите больше 10 часов, вычтите 4 года, если по 7 – 8 – ничего не высчитывайте.

Если вы плохо спите, отнимите 3 года. Большая усталость, как и слишком продолжительный сон – признак плохого кровообращения.

Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отнимите 3 года, если уравновешенный – добавьте 3 года.

Если вы счастливы, добавьте 1 год, если несчастливы, отнимите 2 года.

Если вы собираетесь получить среднее образование, добавьте, 1 год если, высшее – 2 года.

Если ваша бабушка или дедушка дожили до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 – 4 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта и т.д.) вычтите 4 года.

Если кто-то из ваших родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и др., вычтите 3года

Если вы выкуриваете больше трех пачек в день, отнимите 8 лет, если 1 пачку – 6 лет, меньше пачки – 3 года.

Если каждый день вы выпиваете, хоть каплю спиртного, высчитайте 1 год.

Если ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает 20т кг. Вычтите 8 лет, если 15 – 20 – 4 года, 5 – 15 кг. – 2 года.


Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого вы можете дожить.


Но, конечно, вы проживете дольше, если будете лучше следить за собой, откажитесь от вредных привычек, а также будите воспитывать культуру здорового образа жизни.










  • Рефлексия для участников мастер- класса.

1.«Считаете ли Вы данные методы эффективными и почему?»

При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данный метод ……………….., потому что …………….


2. « Что хотел бы пожелать мастеру?»


Мастеру желаю……………………………………..







  • Рефлексия для участников мастер- класса.

1.«Считаете ли Вы данные методы эффективными и почему?»

При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данный метод ……………….., потому что …………….


2. « Что хотел бы пожелать мастеру?»


Мастеру желаю……………………………………..







  • Рефлексия для участников мастер- класса.

1.«Считаете ли Вы данные методы эффективными и почему?»

При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данный метод ……………….., потому что …………….


2. « Что хотел бы пожелать мастеру?»


Мастеру желаю……………………………………..








Анкета (для участников проекта)

«Продукты, содержащие Е добавки»

1. Знаете ли Вы, что многие продукты, содержат Е добавки?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

2.Как часто Вы употребляете в пищу продукты, содержащие Е добавки?

A. Часто Б. Редко B. Затрудняюсь ответить

3.Обращаете ли Вы внимание на маркировку продуктов, которые Вы употребляете?

А. Да Б. Нет

4.Знаете ли Вы, какой вред могут наносить продукты, содержащие Е добавки здоровью человека?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

5. Как часто Вы посещаете ресторан «Мс Donald's»?

A. Часто Б. Иногда В. Не посещаю.

6. Интересно ли Вам узнать о влиянии продуктов, содержащих Е добавки, на здоровье человека?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

7. Хотите ли Вы принять участие в обсуждении темы, посвященной проблеме Е добавок?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить.

_____________________________________________________________________________


Анкета (для участников проекта)

«Продукты, содержащие Е добавки»

1. Знаете ли Вы, что многие продукты, содержат Е добавки?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

2.Как часто Вы употребляете в пищу продукты, содержащие Е добавки?

A. Часто Б. Редко B. Затрудняюсь ответить

3.Обращаете ли Вы внимание на маркировку продуктов, которые Вы употребляете?

А. Да Б. Нет

4.Знаете ли Вы, какой вред могут наносить продукты, содержащие Е добавки здоровью человека?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

5. Как часто Вы посещаете ресторан «Мс Donald's»?

A. Часто Б. Иногда В. Не посещаю.

6. Интересно ли Вам узнать о влиянии продуктов, содержащих Е добавки, на здоровье человека?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

7. Хотите ли Вы принять участие в обсуждении темы, посвященной проблеме Е добавок?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить.

_____________________________________________________________________________


Анкета (для участников проекта)

«Продукты, содержащие Е добавки»

1. Знаете ли Вы, что многие продукты, содержат Е добавки?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

2.Как часто Вы употребляете в пищу продукты, содержащие Е добавки?

A. Часто Б. Редко B. Затрудняюсь ответить

3.Обращаете ли Вы внимание на маркировку продуктов, которые Вы употребляете?

А. Да Б. Нет

4.Знаете ли Вы, какой вред могут наносить продукты, содержащие Е добавки здоровью человека?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

5. Как часто Вы посещаете ресторан «Мс Donald's»?

A. Часто Б. Иногда В. Не посещаю.

6. Интересно ли Вам узнать о влиянии продуктов, содержащих Е добавки, на здоровье человека?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить

7. Хотите ли Вы принять участие в обсуждении темы, посвященной проблеме Е добавок?

A. Да Б. Нет B. Затрудняюсь ответить.


Анализ результатов:



Вопрос

Ответы


Да (часто)


Нет (редко)

Затрудняюсь ответить

1.





2





3





4





5





6





7










1 Лист, в который заносится оценка выступлений учащихся другими учителями школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!