Филиал МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д.Кармацкого» Слободчиковская ООШ
ШМО учителей информатики
мастер – класс «Реализация компонента функциональной грамотности на уроках информатики»
Учитель информатики: Ершова О.К.
Слободчики 2022 Сценарий использования кейса «Устройство компьютера» по развитию информационной, математической, финансовой грамотности в 7 классе
Общие сведения
Описание урока: Решаем задания PISA. Устройство компьютера.
Ступень образования: основное общее образование.
Класс: 7
Предмет: информатика
Тема урока: Основные компоненты компьютера и их функции (п.2.1)
Тип урока: урок обобщения и систематизации (урок общеметодологической направленности)
Вид урока: практикум.
Цель урока: развитие умения обучающихся применять изученные знания, полученные на уроках информатики, в повседневной жизни.
Ключевые слова:
компьютер;
процессор;
память;
устройства ввода информации;
устройства вывода информации.
Оборудование:
распечатанный кейс (или в электронном виде) по теме «Устройство компь- ютера» для каждого ученика;
проектор с экраном или интерактивной доской или мультимедийная панель;
компьютерный или мобильный класс с выходом в сеть «Интернет»;
домашние компьютерные устройства учителя и учащихся.
Модели обучения:
Один ученик - один компьютер. 30 учеников – 1 компьютер.
Ротация
Таблица 3. Сценарный план проведения урока
Этап урока | Время, мин. | Описание деятельности на уроке |
1.Мотивация | 2 | Учитель вводит учащихся в урок, мобилизует энергию и волевые усилия учеников. Рассказывает о важности полученных знаний для решения жизненных ситуаций. Но бывают ситуации, когда знаний не хватает, а надо принять решение. |
2. Актуализация знаний по теме | 3 | Обучающиеся называют компоненты компьютера. |
3. Включение в систему знаний и умений | 5 | Учитель вводит в тему кейса. Речь пойдет о характеристиках компьютер (процессоре, опе- ративной памяти, видеокарте, мониторе и др.) Характеристики представлены в таблице. Выводит таблицу на экран. |
4. Выявление затруднения | 3 | Проверяется, все учащиеся знают, на что влияют разные характеристики компьютера. При необходимости озвучивает эти характеристики и их значение. |
5. Разрешение затруднения | 3 | Учитель просит выбрать те компьютеры, которые удовлетворяют поставленным задачам. Комментирует ответы, привлекая мнение обу- чающихся. |
6. Самостоятельная работа и проверка | 25 | Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем следует фронтальная работа: проверка и обсуждение. Оставшиеся задания учащиеся выполняют са- мостоятельно. После завершения – фронталь- ная проверка и обсуждение результатов. |
7. Рефлексия | 3 | Учитель формулирует вопрос по уроку. Например, «Понравился ли урок?/Понятна ли тема?» Учитель подводит итог. Все вместе делают вывод. Учитель объясняет домашнее задание. |
8. Дома | 1 | Учитель назначает обучающимся самостоятельно решить творческое задание-кейс. |
Основной кейс «Устройство компьютера»
Измеряемая компетенция: математическая, финансовая
Стимул
Петр собирается приобрести игровой ноутбук. У него есть накопления в раз- мере 50 тысяч руб. В интернет-магазине он выбрал некоторые модели, кото- рые предоставлены в таблице ниже.
Произ- води- тель | Размер экрана | Линейка процессо- ра | Тактовая частота процес- сора | Объем опера- тивной памяти | Тип ви- деокарты | Цена |
Acer | 15.6 " | Intel Penti- um Silver | 1,10 ГГц | 8...16 ГБ | встроен- ная | 48 068 ₽ |
Apple | 14 " | Intel Core i5 / Intel Core i7 | 2.60 ГГц до 5.00 ГГц | 8...32 ГБ | дискрет- ная | 47 900 ₽ |
ASUS | 17.3 " | Intel Core i5 / Intel Core i7 | 2,60 ГГц до 5.00 ГГц | 8...16 ГБ | дискрет- ная | 38 900 ₽ |
HP | 15.6 " | Intel Core i5 / Intel Core i7 | 2,60 ГГц до 5.00 ГГц | 8...16 ГБ | встроен- ная | 41 950 ₽ |
Lenovo | 17.3 " | Intel Core i7 / Intel Core i9 | 3.70 ГГц до 5.30 ГГц | 8...32 ГБ | дискрет- ная | 57 850 ₽ |
Microsof t | 15.6 " | Intel Celeron | 1,33 ГГц | 8...16 ГБ | встроен- ная | 35 099 ₽ |
Xiaomi | 15.6 " | Intel Core i5 / Intel Core i7 | 2,60 ГГц до 5.00 ГГц | 8...32 ГБ | дискрет- ная | 48 860 ₽ |
Справочная информация
Типы процессоров по производительности Используемые в настоящее время в ноутбуках процессоры можно четко раз- делить по производительности на 4 линейки (для процессоров Intel):
Intel Сore | самые производительные процессоры |
Intel Core M | процессоры средней производительности |
Intel Pentium | ниже средней производительности |
Intel Celeron | процессоры низкой производительности |
Процессоры линейки Core также подразделяются на классы, в зависимости от функциональных возможностей.
Core i3 — самые слабые в этой линейке Core i5 — средние
Core i7 — мощные
Core i9 — супермощные.
Размер экрана
Есть принятые производителями габариты мониторов. Выпускаются они от 10 до 21,5 дюйма (обозначается как двойной штрих – ″).
Базовая тактовая частота процессора
Это скорость открытия/закрытия транзисторов процессора. Базовая частота процессора является рабочей точкой, где задается расчетная мощность.
Частота измеряется в гигагерцах (ГГц).
Объем оперативной памяти
4 ГБ — «абсолютный минимум» для работы системы при почти полном от- сутствии многозадачности. Об играх на таком ПК/ноутбуке стоит забыть;
8 ГБ — стандарт, которого хватает для большинства повседневных активно- стей, игр и работы в графических/ видеоредакторах;
16 ГБ — объем памяти, нужный для работы с большими проектами, а так- же для самых требовательных игр;
32 ГБ и больше — топовый вариант для тех, кто хочет максимум производи- тельности для сложнейших задач. Необходимо только для профессиональной деятельности.
Тип видеокарты
Встроенная - снять с компьютера для замены или ремонта невозможно, оно находится либо в процессоре, либо в системной плате. Такой тип видеокарты забирает на себя часть ресурсов компьютера, под ее работу нужно выделить место в оперативной памяти, а уменьшение последней сильно влияет на об- щую производительность ПК.
Дискретная является независимой, она практически не забирает на себя мощ- ность процессора и объем оперативной памяти так как они уже в нем преду- смотрены, это положительно влияет на производительность ПК.
Вопрос №1
Петр собирается приобрести игровой ноутбук, с определенными характери- стиками. У игрового ноутбука обычно большой экран (15-17 дюймов), актив- ная система охлаждения, много оперативной памяти (больше 16 гб), мощный процессор (тактовая частота не менее 3,7 ГГц) и дискретная видеокарта.
Ноутбуки каких производителей из предоставленных в таблице ноутбуков подходят по перечисленным критериям?
Вопрос № 2
Опираясь на данные, полученные в вопросе № 1, укажите стоимость ноутбу- ка, который, по вашему мнению, более точно подходит Петру, если у него есть накопления в размере 50 тысяч руб.
Вопрос № 3
Петр всё-таки решил купить себе ноутбук Lenovo, который стоит 57850 руб- лей, обозначим ее Z, но ему не хватает накоплений и он решил попробовать взять ноутбук в кредит. На его запрос откликнулись два банка с разными условиями кредитования: первый предложил 18% ( ) годовых на 1 год, вто- рой предложил через год вернуть в банк половину взятой суммы, уплатив за использование кредита 11%, а еще через год вернуть оставшуюся сумму, также уплатив 11% за их использование. Какова будет разница в переплате в этих двух банках? И будет ли она существенной, если существенной считать разницу, которая составляет более 1000 рублей.
Формула для нахождения суммы процента переплаты за год:
Решение
1 вопрос Петр собирается приобрести игровой ноутбук, с определенными характеристиками. У игрового ноутбука обычно большой экран (15-17 дюймов), активная система охлаждения, много оперативной памяти (больше 16 гб), мощный процессор (тактовая частота не менее 3,7 ГГц) и дискретная видеокарта.
Ноутбуки каких производителей из предоставленных в таблице ноутбуков подходят по перечисленным критериям?
Ответ: Т. к. у игрового ноутбука обычно большой экран (15-17 дюймов), то нам подходят все кроме Apple. Много оперативной памяти (больше 16 гб) – это ноутбуки Apple, Lenovo, Xiaomi, мощный процессор (тактовая частота не ме- нее 3,7 ГГц) – все кроме Acer и Microsoft. Дискретная графическая карта при- сутствует у Apple, Lenovo, Xiaomi, ASUS. Исходя из того, что у модели Apple размер экрана 14 дюймов, значит, нам подходят модели следующих производителей: Lenovo, Xiaomi, ASUS. Но у модели ASUS оперативная па- мять менее 16 гб, значит, остаются только Lenovo, Xiaomi
Правильный ответ: Lenovo, Xiaomi
Вопрос № 2
Опираясь на данные, полученные в вопросе № 1, укажите стоимость ноутбу- ка, который, по вашему мнению, более точно подходит Петру, если у него есть накопления в размере 50 тысяч руб.
Решение
Ответ: Из предыдущего задания видно, что нам подходят по параметрам ноутбуки Lenovo, Xiaomi, но модель Lenovo стоит 57 850 ₽, делаем вывод, что стоимость ноутбука будет составлять 48 860 ₽.
Правильный ответ 48 860 ₽
Вопрос № 3
Петр всё-таки решил купить себе ноутбук Lenovo, который стоит 57850 руб- лей, обозначим ее Z, но ему не хватает накоплений и он решил попробовать взять ноутбук в кредит. На его запрос откликнулись два банка с разными условиями кредитования: первый предложил 18% ( ) годовых на 1 год, вто- рой предложил через год вернуть в банк половину взятой суммы, уплатив за использование кредита 11%, а еще через год вернуть оставшуюся сумму, также уплатив 11% за их использование. Какова будет разница в переплате в этих двух банках? И будет ли она существенной, если существенной считать разницу, которая составляет более 1000 рублей.
Формула для нахождения суммы процента переплаты за год:
Решение
57850 · 0,18 = 10413 (руб) переплата за год по первому предложению 57850 · 0,11 = 6363,50 (руб) за первый год по второму предложению 57850:2 = 28925 (руб) – половина суммы, которая осталась после 1 года по второму предложению.
28925· 0,11 = 3181,75 (руб) переплата за второй год по второму предложению 6363,50 + 3181,75 = 9545,25 (руб) всего переплата по второму кредиту 10413– 9545,25= 867,75 рублей разница в переплате в этих двух банках Правильный ответ: 867,75 руб, нет не существенная.
Критерии оценивания:
Оценка | Критерии |
5 | Все 3 задания выполнены верно |
4 | Верно выполнены 2 задания из 4 |
3 | Верно выполнено 1 задание или любые 2 задания частич- но |
2 | Верно выполнено менее 1 задания |