Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска
Мастер-класс
«Развитие эмоционального интеллекта
на уроках музыки»
Автор разработки: учитель музыки МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска Красюченко Е. В.
Бирюсинск, 2023 г.
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросе развития эмоционального интеллекта школьников на уроках музыки
Задачи:
Дать представление об эмоциональном интеллекте, как важной части человеческой природы.
Проанализировать совместно с участниками мастер-класса влияние эмоций на физическое состояние человека.
Познакомить коллег с музыкальными произведениями, воспевающими любовь к жизни, вызывающие сильный эмоциональный отклик у слушателей.
Дать представление о методах работы на уроках музыки, способствующих развитию эмоционального интеллекта.
Вступительная часть.
Инсценировка под фрагменты музыкальных произведений, которые будут прослушиваться и анализироваться в основной части.
Учитель выступает на сцене, исполняя этюд под фрагменты музыкальных произведений. Звучат: «Вокализ» С. Рахманинова , «Ave Maria» Ф. Шуберта,
«Порушка - Пораня» р.н. песня. Каждому фрагменту соответствуют определённые действия.
После окончания этюда начинается беседа. (Приложение 1)
Беседа со слушателями, вопросы, обсуждение.
- Как вы понимаете, что такое эмоциональный интеллект?
- Почему важно уметь осознавать свои чувства и уметь правильно их выражать?
- Как наши эмоции влияют на наше состояние, здоровье?
- Как мы это чувствуем в теле?
- Почему детей надо учить осознавать свои чувства и учить уважать чувства других людей?
(Ответы слушателей, комментирую, обсуждаем. Привожу примеры влияния наших эмоций на здоровье.
Переходим к основной части.
Задания для участников мастер-класса
1 Задание
Прослушать фрагмент произведения «Вокализ» С. Рахманинова и выполнить «синквейн» на листках. Перед слушанием даю небольшую настройку на произведение.
Объясняю задание, слушаем, выполняют задание, обсуждаем.
(Приложение 2)
2 Задание
Прослушать фрагмент «Ave Maria» Ф. Шуберта и описать свои чувства и то действие, которое хотелось бы сделать, слушая данное произведение.
Перед слушанием задаю нужный настрой для более осознанного слушания музыки.
Слушаю ответы участников, комментирую, обсуждаем.
(Приложение 3)
3 Задание
Работа с песней в группах.
Участники делятся на три группы, каждая из которых получает своё задание.
Работа с группами отдельно. (Показ, исполнение вместе со мной, закрепление, повторяют без меня).
Первая группа – исполняет первый куплет песни.
Вторая – выполняет роль шумового оркестра.
Третья – танцует.
Исполнение фрагмента песни всех групп одновременно.
Благодарю за работу.
(Приложение 4)
Заключение.
Вопросы слушателям о том, как они себя чувствуют после выполнения заданий. Благодарю за внимание. Пожелания всем присутствующим.
Приложение 1
Существует большое количество теорий и подходов к пониманию эмоционального интеллекта, так как этот психологический феномен вызывает большой интерес как среди зарубежных, так и среди отечественных. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека, а также понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.
Приложение 2
«Вокализ» С. Рахманинова
"Вокализ - «романс без слов», присоединенный к циклу романсов соч. 34, написан Сергеем Васильевичем Рахманиновым
в 1915 году. - пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Посвящен «Вокализ» выдающейся русской певице Антонине Неждановой. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов."
"Вокализ» Рахманинова называют часто музыкой покаяния.
Приложение 3
В безбрежном океане классических композиций “Третья песня Эллен” (более известно под названием “Аве Мария”) Франца Шуберта стоит как маяк эмоций и преданности. Шедевр, созданный в 1825 году, его пронзительная мелодия в сочетании с глубокими текстами продолжает звучать вне времени. Давайте совершим путешествие по его лирической глубине.
В заключении.
Ноты “Аве Мария” служат мостом, соединяющим поколения слушателей с общим чувством благоговения. Хотя его происхождение может многих удивить, гармоничное сочетание мелодии Шуберта и молитвы “Аве Мария” закрепляет его место в анналах вневременной музыки.
По́рушка-Пара́ня —уличная русская народная (плясовая) песня Белгородской области.
Песня, исполняется от имени девушки Парани, которая признаёт, что любит Ивана за то, что «головушка кудрява» и «бородушка кучерява».
Впервые записана около 1960 года в селе Афанасьевке Алексеевского района Белгородской области.
Список использованных источников
https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Sinelnikova_E.S_PhD.pdf
https://infourok.ru/emocionalniy-intellekt-v-muzike-2277973.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/11/13/sbornik-muzykalnyh-igr-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-detey
https://ru.wikipedia.org/wiki/Порушка-Параня
https://dzen.ru/a/ZU3rNA-oZXempWXp
https://yandex.ru/images/search?text=аве+мария+шуберт+картинка&family=yes
https://infourok.ru/multimediyniy-material-srahmaninov-vokaliz-605390.html
https://yandex.ru/images/search?family=yes&lr=11259&source=serp&stype=image&text=эмоциональный%20интеллект%20в%20музыке%20картинка