СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Развитие читательской грамотности на уроках литературы с использованием приема шести шляп»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Развитие читательской грамотности на уроках литературы с использованием приема шести шляп»»

Мастер-класс «Развитие читательской грамотности на уроках литературы с использованием приема шести шляп»

Ефремов Е.А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ «Михайловская СОШ»

Добрый день, уважаемые коллеги. (Слайд) Посмотрите на экран и скажите, какие ассоциации у вас возникают, глядя на изображения? Выскажите свое мнение по каждой картинке. (переключаю картинки)

Верна истина «Сколько людей, столько и мнений». Действительно, у каждого человека есть свое мнение, свой взгляд на жизнь, на происходящее вокруг него. Также у каждого из нас и свое мышление. Именно оно подсказывает нам пути решения тех или иных задач.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальные решения актуальных для определённой области жизни проблем.

И сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс (Слайд) «Развитие читательской грамотности на уроках литературы с использованием метода шести шляп».

(Слайд) Данный метод помогает развивать параллельное мышление, видеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении.

- А сейчас послушайте притчу.

В одной стране жил старик, который делал шляпы. После смерти он оставил в наследство своим сыновьям 6 шляп. (Слайд)

Одному из братьев досталась (Слайд) белая шляпа, и он со временем научился видеть детали, анализировать факты и события.

Следующему брату досталась (Слайд) красная шляпа, и он стал мыслить только эмоциями и жить чувствами.

Другому брату (Слайд) досталась черная шляпа, и стал он видеть только опасности и риски.

(Слайд) Обладатель желтой шляпы стал оптимистом и видел только хорошее.

(Слайд) Самым креативным и творческим стал обладатель зеленой шляпы.

(Слайд) А брат в синей шляпе стал мыслить масштабно, научился видеть всю картину в целом.

Братья разъехались, а через несколько лет вновь встретились в доме отца. Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это самое ценное, что мог оставить им отец, (Слайд) и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

(Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны). Смена шляп – ключевая идея метода Эдварда де Боно.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.

- В своей работе я часто использую метод шести шляп, который помогает мыслить критически, креативно, анализировать текст с разных точек зрения, помогает детям при написании сочинений на ОГЭ и ЕГЭ как по литературе, так по русскому языку.

- И сегодня я предлагаю вам принять участие в данной работе.

- Для анализа я взял (Слайд) «Письмо Татьяны Лариной» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

- Сейчас я примерю Синюю шляпу и поставлю цель нашей работы.

Мы должны проанализировать письмо Татьяны Лариной по заданному образцу. Образцы вам даны в маршрутных листах. Вы отвечаете на вопросы, опираясь на текст.

Группы будут выступать в следующем порядке: Белая шляпа, Черная шляпа, Желтая шляпа, Красная шляпа, Зеленая шляпа и Синяя шляпа. Синяя шляпа подводит итог работы всех групп, формулирует вывод.

В итоге вы должны будете ответить (Слайд) на основополагающий вопрос: Каков философский подтекст письма Татьяны?

- После завершения работы мы объединим рабочие материалы в один сборник, который будет размещен на моем сайте.

Начинают работать.

Задания для Чёрной шляпы (что не вписывается в наши привычные представления, стратегии?)

Чем рисковала Татьяна, написав любовное письмо?

Разве может женщина 19 века делать первый шаг к отношениям с мужчиной?

Какие попытки манипулирования Онегиным использует Татьяна?

Белая шляпа - информация.

На каком языке писала Татьяна?

Какие фразы и обороты использовала?

Сколько вопросительных, восклицательных предложений в письме? О чем говорит такое количество?

Какие выводы о характере героини из этого можно сделать?

Жёлтая шляпа - позитив, плюсы, преимущества.

Какова главная цель письма?

Во что верит героиня?

К чему стремится Татьяна, одинокая и молчаливая?

Какой личностью оказывается эта молодая девушка?

Красная шляпа - чувства, интуиция.

Как вы относитесь к любовному порыву Татьяны?

Интуиция подсказывала вам, что герои могут быть вместе?

В вашей жизни случалось подобное?

Зелёная шляпа - креатив, новые идеи.

Что бы вы посоветовали героине?

Как ещё можно было привлечь внимание Онегина?

Что можно изменить в письме?

Синяя шляпа

1. Определите место письма в композиции романа.

2. Определите цель письма Татьяны.

3. Каков философский подтекст письма?

Подводит итог работы групп: письмо Татьяны- ключ к пониманию характера героини, его цельности, жертвенности, силе.

- Пока коллеги выполняют задания, мы с вами поговорим. Фокус группы работают в маршрутных листах. С примером маршрутного листа мы можете ознакомиться на слайде. (Слайд)

- Все методические материалы по рассматриваемому вопросу можно найти у меня на сайте в разделе «Методическая копилка».

- Коллеги, если у вас сейчас есть возможность, отсканируйте QR-код, который лежит у вас на столах и размещен на слайде. (Слайд)

- В данном разделе размещены сборники по методике «Шести шляп», ментальные карты, различные мастер-классы и выступления. Трансляция педагогического опыта является для меня важным делом.

- Итак, подведем итоги работы групп. Демонстрируются задания для групп.

- Начинает Белая шляпа. (Слайд)

- Черная шляпа. (Слайд)

- Желтая шляпа. (Слайд)

- Красная шляпа. (Слайд)

- Зеленая шляпа. (Слайд)

- Синяя шляпа. (Слайд)

- Теперь давайте объединим наши маршрутные листы и прикрепим к ним титульный лист. (скрепляю титульник степлером).

- Коллеги, а теперь вы можете надеть свою шляпу и сказать несколько слов о моем мастер-классе.

- Благодарю Вас за работу.

- Коллеги, посмотрите на экран и скажите, с какой картинкой ассоциируются у вас выводы наших групп? (Выбирают картинку, аргументируют выбор)

- Совершенно верно.

- Планируя уроки, каждый учитель стремится сделать их яркими, запоминающимися, и данный метод может способствовать созданию таких уроков. Также развиваются все читательские умения.

- Большое спасибо за вашу работу. Хочется пожелать всем чаще менять шляпы!

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!