Руководитель любого хорового коллектива (академического, фольклорного или эстрадного) согласится, что распевание является важнейшим звеном в формировании вокально-хоровой техники и чувства ансамблевого строя. Особенность распевания в младшей группе (дошкольный и младший школьный возраст) состоит еще и в том, чтобы организация дыхательных, дикционных и вокальных упражнений проходили в игровой форме. Именно игровые практики позволяют развить познавательный интерес к вокальным упражнениям, вовлечь ребенка естественным образом в мир традиционной культуры, «раскрепостить» его костный и вокальный аппарат. Именно в игре обучение вокально-хоровой технике – певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, «чистоте» интонации, художественной выразительности, происходит естественным образом.
https://youtu.be/RWznthJs1jk ссылка на видео
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Распевание в детском фольклорном ансамбле (младшая группа)"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р.М. ГЛИЭРА»
236010 г. Калининград, ул. Огарева, 22 Тел/факс: 21-24-44; [email protected]
Остапцова Татьяна Николаевна,
преподаватель отделения музыкального фольклора
Мастер-класс «Распевание в младшей группе фольклорного ансамбля»
Руководитель любого хорового коллектива (академического, фольклорного или эстрадного) согласится, что распевание является важнейшим звеном в формировании вокально-хоровой техники и чувства ансамблевого строя. Особенность распевания в младшей группе (дошкольный и младший школьный возраст) состоит еще и в том, чтобы организация дыхательных, дикционных и вокальных упражнений проходили в игровой форме. Именно игровые практики позволяют развить познавательный интерес к вокальным упражнениям, вовлечь ребенка естественным образом в мир традиционной культуры, «раскрепостить» его костный и вокальный аппарат. Именно в игре обучение вокально-хоровой технике – певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, «чистоте» интонации, художественной выразительности, происходит естественным образом.
В детском фольклорном коллективе развитие специальных данных: музыкального слуха чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения происходит с учетом возрастных особенностей детей, а также с учётом специфики народного вокала, элементов, присущих только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации. Несколько слов о самом важном:
Техника дыхания. Бесшумный, спокойный и достаточно глубокий короткий вдох, постепенное расходование которого, достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);
Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»; языку в народном пении отводится особое место, так от его правильных действий зависит открытие гласных. Все гласные формируются языком именно на кончике, а не всем языком. Действия языка быстрые, ловкие (для этого он должен быть подвижным), направленность действий – вперед и вниз, в корни зубов. Детям объясняется, что открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку: ударные гласные челюстью, на которой лежит язык, безударные – только языком. Поскольку дети поют естественными голосами, что объясняется возрастными особенностями строения детского организма, то надо лишь сохранять эту естественность, природную установку на открытый тембр гласных звуков. Только быстрые и ловкие перемещения языка, губ помогают сохранить устойчивое положение гортани. Поэтому добиваться этого надо не акцентированием внимания учащихся на работе гортани, а освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата.
Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка), на «улыбке». Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «живым», долгим, почувствовать разницу в звучании солиста и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.
Представляю Вашему вниманию видеозапись фрагмента Мастер-класса с участием младшей группы фольклорного ансамбля «Заряна» (6-9 лет) ДМШ им. Р.М. Глиэра города Калининграда.
https://youtu.be/RWznthJs1jk