СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Работа с текстом на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Работа с текстом на уроках географии" на примере урока-конференции "Открытие Америки" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Работа с текстом на уроках географии"»

Педагогический мастер-класс «Работа с текстом на уроках географии»

Добрый день, уважаемые коллеги, Вас приветствует учитель географии Степновской школы Фролкова Анна Евгеньевна.

Ян Амос Коменский говорил: - «Легко следовать правильно за тем, кто правильно идёт впереди». Я, к сожалению, не из тех людей, кто покажет Вам, как правильно учить, и что правильно использовать, я лишь поделюсь с Вами своим опытом работы.

Сегодня я бы тоже хотела оказаться на вашем месте и поучиться чему-либо новому у своих коллег, но я, к счастью, из тех людей, кто не боится пробовать. У меня не всё получается, но то, что получается, я использую регулярно в своей практике. Например, урок, который я вам буду показывать, я провожу уже в течение нескольких лет в разных классах, и мне нравится, как его принимают дети.

Этот мастер-класс посвящён работе с текстом на уроке географии в 5-х классах, это урок-игра «Пресс-конференция с Колумбом». Он будет основан на фрагменте урока,  который я проводила в 5-х классах, в теме «Открытие Америки» Мастер-класс будет состоять из трёх частей:

  1. Описательная часть, где я расскажу и подходе к конструированию урока по тексту, который я использовала, о результатах и способе работы с информацией, который осваивали (отрабатывали) дети.

  2. Практическая часть – вы выступите участниками урока (фрагмента урока), который я проводила с ребятами.

  3. Мы проведём рефлексию мастер-класса, вы выскажитесь о подходе к конструированию урока и способу работы с текстом, которому я обучала детей (вас).

1 этап: Описательный.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что география устный предмет, и работа с текстом является неотъемлемой частью процесса обучения.

Чаще всего нам, учителям удобно предлагать изучаемый материал в готовом виде, но в условиях новых стандартов мы должны учить школьников самостоятельному приобретению знаний, в том числе и при помощи активного чтения текста.

Одним из важнейших шагов к пониманию текста, является сформированность у учащихся умения выделять непонятное и конкретизировать его в виде вопроса. За время работы в школе я убедилась, что работа с вопросами вызывает у учащихся серьезные затруднения, особенно у учащихся 5 и 6 классов. Многие школьники не могут ответить на обращенные к ним вопросы, а тем более самостоятельно спроектировать поисковый вопрос и дать ответ на него.

Независимо от того, каковы причины неумения школьников работать с вопросами, понятно, что необходимо их этому обучать. С этой целью можно использовать систему заданий, ориентированных на формирование приемов работы с вопросами. Это могут быть задания, требующие ответа школьника на поставленный учителем вопрос; либо задания, ориентированные на самостоятельную постановку вопросов к тексту; либо комбинированные задания, предполагающие как ответы на готовые вопросы, так и самостоятельное их конструирование. Главное – обязательно включать такую работу на уроках. Помимо методики, мы обязательно должны учитывать и возрастные особенности школьников, их потребности в общении, их желание самим выбирать и оценивать. Сегодня я предлагаю вашему вниманию отрывок урока-игры, где вы увидите работу с вопросами и один из приёмов работы в группе. Но, так как сегодня мастер-класс должен быть ещё и наполнен методически, я немного остановлюсь на этапах работы с текстом.

Н.Н.Сметанникова "Стратегии воспитания читателя в культуросозидающей модели образования".

Предтекстовая – ориентировочная  деятельность наиболее разнообразна. Она включает: постановку цели чтения; определение характера текста, которое возможно после просмотра его заголовка и подзаголовков; предположение о цели его написания, т.е. о замысле автора. В результате ориентировки в тексте чтец принимает решение о виде чтения и приступает к деятельности, пользуясь стратегиями, относящимися к механизмам чтения.

Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя. С позиции пробуждения  интереса к чтению исследователи отмечают семь наиболее продуктивных предтекстовых стратегий: (1) создание глоссария необходимых для чтения данного текста слов, (2) припоминание важной информации), (3) использование предварительных «организаторов» чтения, (4) беглый обзор материала, (5) постановку предваряющих чтение вопросов, (6) зрительную представленность прогнозируемого содержания текста, (7) мозговой штурм (М. Тоньес).

Во время чтения чтец выдвигает гипотезы, которые опровергаются или подтверждаются в процессе читательской деятельности. Выдвижение гипотез о содержании текста сопровождается мониторингом чтения, т.е. постановкой и ответом на вопросы: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю, имеется ли в тексте информация, которая не согласуется  с тем, что я уже  знаю по этому вопросу, понимаю ли я о ком и о чём идет речь, как связаны друг с другом суждения (основные мысли, положения) текста, не противоречивы ли они, вся ли информация ясно выражена в тексте или есть имплицитная, подразумеваемая информация и т.д. К стратегиям механизмов чтения как раз и относятся стратегия выдвижения гипотезы, ее подтверждения или отклонения, стратегия контекстуальной и смысловой догадки и стратегия мониторинга чтения.

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Преподаватель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь преподавателя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению, с многочисленностью вариантов работы со словом, рубрикацией и системной организацией (или кластеризацией), с догадкой на основе контекста и с мнением, базирующимся на тексте.

Послетекстовая деятельность включает обдумывание текста и выполнение задания, которое может быть репродуктивным, продуктивным, коммуникативным, творческим. Послетекстовая деятельность может представлять  собой решение самостоятельно поставленной читателем задачи, либо задачи, поставленной преподавателем, она  может носить учебный, познавательный или практически-прикладной характер.

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного. К ним относятся стратегии воспроизведения текста с различной степенью развернутости и сжатости, как то: суммация содержания текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его; аннотация, реферат или резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости; трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, пятистрочник, биографическое творчество, иллюстрация, плакат и др.); ведение журнала чтения и читательских реакций, а затем написание собственных текстов – от  простых по форме алфавитных книжек, содержащих примеры слов на каждую букву алфавита,  до сказок, рассказов, стихов. 

Я ставила перед собой цель на урок – достичь следующих результатов:

Предметных: это поиск и овладение информацией об истории открытия материка (даты, факты, события).

Метапредметных: научиться задавать вопросы по тексту, на них отвечать, определять в тексте главную информацию, выслушивать и объективно оценивать товарища.

Личностных: причастность к мировой культуре, оценка представленного способа работы с текстом как личного прироста.

Уважаемые коллеги, прежде чем мы приступим к практической части, предлагаю на цветных стикерах выразить письменно ваши ожидания и опасения от предстоящего мастер-класса на красных записать свои ожидания, а опасения на зелёных. Спасибо, оставьте их на столах, к ним мы ещё вернёмся.

2 этап Практический

В практической части работы попрошу Вас, коллеги помочь мне, и побыть в роли учеников.

Корабли бороздят океаны

Взад-вперед, в каждом месте Земли. 

В Заполярье и в жаркие страны 

Свой маршрут проложили они.

В наше время достигнуто это, 

А четыре столетья назад 

Люди тщетно искали ответа, 

Где находится рай, а где – ад. 

И на подвиг спешили фанаты 

Путешествия были в ходу. 

И скрипели на реях канаты, 

Превращая легенду в мечту. 

И напутствовал их Римский Папа – 

Люди тихо внимали ему – 

Привезли, чтоб из Индии злата, 

Чтоб наполнить пустую казну

В какие страны в эпоху географических открытий стремились европейцы и почему? ( В Китай и Индию)

Действительно, дальние страны Япония и Китай и особенно Индия считались землями несметных богатств и вызывали большой интерес. Встала проблема поиска кратчайшего пути в Индию.

Разные путешественники искали путь в Индию, помните ли вы их имена? ( Вспоминают по подсказкам на слайде)

Афанасий Никитин, Васко да Гама искали кратчайший путь в Индию, но это не весь список путешественников, которые стремились в эту загадочную страну. Христофор Колумб тоже искал путь в Индию.

А что вы знаете о Христофоре Колумбе? (он открыл Америку)

Как вы думаете, как будет называться наша тема? (предположения детей, вывод на тему)

На какие части разделён текст параграфа?

Ребята, как вы думаете, мог ли Колумб не открыть Америку? (мнения разделились)

А что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (прочитать параграф). Скажите, а если бы Колумб был бы сейчас здесь? Стали бы мы читать параграф? А как бы мы узнали о его путешествии? (спросили бы его)

Что же нам делать, если Колумба среди нас нет? Кому задать вопросы? Вопросы можно задавать не только человеку, но и тексту!!! А чтобы было интереснее, я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Пресс-конференция». Какие герои нам потребуются для проведения пресс-конференции?

(журналисты, герой - Колумб), для нашей игры понадобится ещё один участник – это биограф – человек, который создаёт биографию, или досье на героя конференции.

Посмотрите на план дальнейшей работы (он на слайде)

  • Выяснить правила игры (задать вопросы)

  • Распределить обязанности в группе (1 Колумб, 2 журналиста, 1 биограф (участник группы, который быстро читает))

  • Выполнять работу по алгоритму (см.алгоритм), учитывая свою роль.

  • После каждой части параграфа будет меняться Колумб:

  • Играем 3 этапа (по частям параграфа) по времени и моему сигналу: ( 3 минуты для чтения, 2 минуты для пресс-конференции в группе)

  • По моему сигналу начинаем пресс-конференцию в группах. Журналисты – задают вопросы, Колумбы – отвечают, биографы составляют досье.

  • Выбор наиболее «правдивого Колумба» в группе

  • Прослушать доклад биографа и оценить его работу

  • Выбрать лучшие составленные вопросы для общей «Пресс-конференции»

  • Общая пресс-конференция, выбор «настоящего Колумба»

Алгоритм работы с текстом: (раздаётся детям)

  1. Прочитайте абзац

  2. Прочитайте абзац ещё раз

Для Колумбов: подчеркните наиболее важную информацию и постарайтесь её запомнить (чтобы отвечать на вопросы, не подглядывая в текст)

Для журналистов: подчеркните в тексте наиболее важную информацию и к этим частям текста сформулируйте вопросы, чтобы задать их Колумбу.

Для биографов: Составьте досье на господина Колумба: определите, какие предложения из вашей карточки относятся к этому тексту, запишите их продолжения (ответы на вопросы) прямо в карточке

Что важного и интересного мы узнали о Колумбе? Как мы это узнавали? (воспроизводите технологическую цепочку работы с текстом:

1.разбили текст на части 2. подчеркнули главное

3. задали к главному вопросы (составили вопросы)

4. ответили на вопросы

Как оцените работу в группе? Что получилось, а что не очень.

Важно – домашнее задание - Составить рассказ « Открытие Америки» используя ключевые слова.

3 этап: Рефлексия

-Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашей мастерской.

- Вернёмся к  нашим стикерам. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса.  Определите для себя, оправдались ли они. (Ответы участников)

Достижение каких результатов вы увидели в моём уроке: (участники их называют)

Предметные –

Метапредметные – овладение способом работы с текстом

Личностыные – личностный смысл предметных знаний и способа, что в ребёнке в этом контексте меняется

Ваши комментарии по поводу этого мастер-класса.

Важно: Какие этапы работы с текстом вы увидели в моём уроке? Чего, на ваш взгляд, не хватило? какой способ работы с текстом я использовала? (алгоритм вы уже проговаривали, будучи учениками). Как бы вы его назвали? Будете ли вы его использовать в своей практике, в каких случаях?

-Спасибо за внимание и плодотворную работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!