СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы с географической картой могут широко применяться для формирования разнообразных метапредметных умений в процессе обучения географии. žЗадания по географической карте могут быть и должны быть использованы при формировании познавательных, личностных и коммуникативных УУД. žРабота с географической картой обеспечивает визуализацию природных явлений, понятий, что упрощает процесс их понимания, усвоения, облегчает осуществление логических операций анализа, синтеза, выявление причинно-следственных связей, формирование умозаключений. žГеография представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов на уроках географии»

Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии Подготовила Сухина Н.И. учитель высшей квалификационной категории МАОУ г.Жуковки «Лицей №1 им.Д.С.Езерского»

Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии

Подготовила Сухина Н.И.

учитель высшей квалификационной категории МАОУ г.Жуковки «Лицей №1 им.Д.С.Езерского»

Цель моего выступления  - показать потенциал применения приемов работы с картой для решения задач формирования УУД; - привести примеры заданий картографического практикума для уроков географии, которые формируют метапредметные умения разного уровня

Цель моего выступления

  • - показать потенциал применения приемов работы с картой для решения задач формирования УУД;
  • - привести примеры заданий картографического практикума для уроков географии, которые формируют метапредметные умения разного уровня
Место метапредметных умений на уроках географии География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями. Сегодня общество поставило перед системой школьного образования ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это значит, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей их жизни. В решении этих задач достаточно значимую роль играет география.

Место метапредметных умений на уроках географии

  • География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.
  • Сегодня общество поставило перед системой школьного образования ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер.
  • Это значит, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей их жизни.
  • В решении этих задач достаточно значимую роль играет география.
Концептуальные положения ФГОС по географии - утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом; - ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) -усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно-воспитательном процессе; - реализация системно-деятельностного подхода в образовании; - реализация компетентностного подхода в образовании; - формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Концептуальные положения ФГОС по географии

  • - утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;
  • - ориентация на планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
  • -усиление метапредметной образовательной функции географии в учебно-воспитательном процессе;
  • - реализация системно-деятельностного подхода в образовании;
  • - реализация компетентностного подхода в образовании;
  • - формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметный подход предполагает знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ – переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное –не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.  Основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ

  • Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
  • Метапредметный подход предполагает знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности.
  • ОСНОВНАЯ ИДЕЯ – переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное –не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.

Основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Формирование метапредметных умений на уроках географии 1. Умение давать определение понятиям. Примеры заданий:  А). На физической карте полушарий найдите:  - о-в Мадагаскар  - о-в Новая Гвинея  - о-в Великобритания  Назовите общие признаки найденных объектов. На основе найденных признаков составьте свой вариант определения понятия «остров».  В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:  - регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым)  - коммуникативные (выступление перед аудиторией, ведение диалога)  - познавательные (выделение существенных признаков понятия, описание объектов, поиск ответа на вопрос)

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • 1. Умение давать определение понятиям.

Примеры заданий:

А). На физической карте полушарий найдите:

- о-в Мадагаскар

- о-в Новая Гвинея

- о-в Великобритания

Назовите общие признаки найденных объектов. На основе найденных признаков составьте свой вариант определения понятия «остров».

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым)

- коммуникативные (выступление перед аудиторией, ведение диалога)

- познавательные (выделение существенных признаков понятия, описание объектов, поиск ответа на вопрос)

Формирование метапредметных умений на уроках географии Пример задания Б). Рассмотрите физическую карту полушарий. Найдите на ней линию экватора. Попробуйте найти отличие этой линии от других параллелей на карте. Дайте определение понятию «экватор».  В ходе выполнения задания формируются  следующие метапредметные умения:  - регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым)  - коммуникативные (выступление перед аудиторией, ведение диалога)  - познавательные (выделение существенных признаков понятия, описание объектов, поиск ответа на вопрос, сравнение объектов, определение критериев для сравнения объектов)

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • Пример задания
  • Б). Рассмотрите физическую карту полушарий. Найдите на ней линию экватора. Попробуйте найти отличие этой линии от других параллелей на карте.
  • Дайте определение понятию «экватор».

В ходе выполнения задания формируются

следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым)

- коммуникативные (выступление перед аудиторией, ведение диалога)

- познавательные (выделение существенных признаков понятия, описание объектов, поиск ответа на вопрос, сравнение объектов, определение критериев для сравнения объектов)

Формирование метапредметных умений на уроках географии 2. Умение классифицировать. Пример задания.  Найдите географические объекты на физической карте России. Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.  (ученики должны выделить из списка реки, озёра, горы, хребты).  В ходе выполнения задания формируются  следующие метапредметные умения:  - регулятивные (работа в соответствии с  поставленной учителем задачей;  сравнение полученного результата с ожидаемым)  - коммуникативные (выступление перед  аудиторией, ведение диалога)  - познавательные (поиск ответа на вопрос,  отбор информации, классификация информации,  сопоставление разных источников информации)

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • 2. Умение классифицировать.
  • Пример задания.

Найдите географические объекты на физической карте России. Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(ученики должны выделить из списка реки, озёра, горы, хребты).

В ходе выполнения задания формируются

следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с

поставленной учителем задачей;

сравнение полученного результата с ожидаемым)

- коммуникативные (выступление перед

аудиторией, ведение диалога)

- познавательные (поиск ответа на вопрос,

отбор информации, классификация информации,

сопоставление разных источников информации)

Формирование метапредметных умений на уроках географии 3 . Умение сравнивать. Примеры заданий на карте.  А). Посмотрите на физическую карту полушарий. Найдите на ней материки – Северную и Южную Америку. Выделите черты сходства и черты различия их географического положения.  В ходе выполнения задания формируются  следующие метапредметные умения:  - регулятивные (работа в соответствии с  поставленной учителем задачей;  сравнение полученного результата с ожидаемым)  - коммуникативные (выступление перед  аудиторией, ведение диалога)  - познавательные (поиск ответа на вопрос,  описание объекта, определение критериев для  сравнения объектов, отбор информации,  сравнивать объекты)

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • 3 . Умение сравнивать.
  • Примеры заданий на карте.

А). Посмотрите на физическую карту полушарий. Найдите на ней материки – Северную и Южную Америку. Выделите черты сходства и черты различия их географического положения.

В ходе выполнения задания формируются

следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с

поставленной учителем задачей;

сравнение полученного результата с ожидаемым)

- коммуникативные (выступление перед

аудиторией, ведение диалога)

- познавательные (поиск ответа на вопрос,

описание объекта, определение критериев для

сравнения объектов, отбор информации,

сравнивать объекты)

Формирование метапредметных умений на уроках географии Б). Рассмотрите в атласе физическую карту полушарий и физическую карту России. Определите черты сходства и различия этих карт. Данные задания дают возможность развивать у учащихся внимательность, умение отбирать нужную информацию, выделять критерии для сравнения, презентовать полученную информацию, работать у доски.

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • Б). Рассмотрите в атласе физическую карту полушарий и физическую карту России. Определите черты сходства и различия этих карт.
  • Данные задания дают возможность развивать у учащихся внимательность, умение отбирать нужную информацию, выделять критерии для сравнения, презентовать полученную информацию, работать у доски.
Формирование метапредметных умений на уроках географии 4. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Примеры заданий.  А). Рассмотрите физическую карту России. Определите, в каком направлении текут сибирские реки, в какой океан они впадают? Объясните выявленную закономерность.  В ходе выполнения задания формируются следующие познавательные метапредметные умения: поиск ответа на вопрос, высказывание суждений, подкрепленных фактами, выявление причинно-следственных связей, составление логической цепочки.

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • 4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Примеры заданий.

А). Рассмотрите физическую карту России. Определите, в каком направлении текут сибирские реки, в какой океан они впадают? Объясните выявленную закономерность.

В ходе выполнения задания формируются следующие познавательные метапредметные умения: поиск ответа на вопрос, высказывание суждений, подкрепленных фактами, выявление причинно-следственных связей, составление логической цепочки.

Формирование метапредметных умений на уроках географии Б). Рассмотрите карту природных зон. Определите, на каких материках большую площадь занимают тропические пустыни? Дайте объяснение данному факту. Задания данного типа позволяют учащимся применить полученные знания в новой обстановке и развивают важное умение – отбирать и анализировать имеющуюся информацию. Главная задача учителя не отбить желание устанавливать причинно-следственные связи, даже если ответ не совпадает с эталоном. Ученик должен понять, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • Б). Рассмотрите карту природных зон. Определите, на каких материках большую площадь занимают тропические пустыни? Дайте объяснение данному факту.
  • Задания данного типа позволяют учащимся применить полученные знания в новой обстановке и развивают важное умение – отбирать и анализировать имеющуюся информацию.
  • Главная задача учителя не отбить желание устанавливать причинно-следственные связи, даже если ответ не совпадает с эталоном. Ученик должен понять, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Формирование метапредметных умений на уроках географии 5 . Умение делать выводы и умозаключения . Задание: Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает 4700 м. Снег и лед отражают большую часть солнечного тепла. Здесь отмечена самая низкая на Земле температура воздуха -89,2 ͦ С, сильные ветры. Большую часть года длится суровая зима. Средняя летняя температура воздуха на большей части материка -28, -30 ͦ С, лишь на побережье она иногда бывает 0 ͦ С и даже + 2 ͦ С. Это самый высокий континент планеты. Здесь нет постоянного населения. О каком материке идет речь? Приведите факты, полученные из карт атласа, подтверждающие Ваш выбор. В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения: - регулятивные - коммуникативные - познавательные (поиск ответа на вопрос, высказывание суждений, подкрепленных фактами, выделение существенных признаков понятия, выявление причинно-следственных связей, составление логической цепочки).

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • 5 . Умение делать выводы и умозаключения .
  • Задание:
  • Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает 4700 м. Снег и лед отражают большую часть солнечного тепла. Здесь отмечена самая низкая на Земле температура воздуха -89,2 ͦ С, сильные ветры. Большую часть года длится суровая зима. Средняя летняя температура воздуха на большей части материка -28, -30 ͦ С, лишь на побережье она иногда бывает 0 ͦ С и даже + 2 ͦ С. Это самый высокий континент планеты. Здесь нет постоянного населения. О каком материке идет речь?
  • Приведите факты, полученные из карт атласа, подтверждающие Ваш выбор.
  • В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
  • - регулятивные
  • - коммуникативные
  • - познавательные (поиск ответа на вопрос, высказывание суждений, подкрепленных фактами, выделение существенных признаков понятия, выявление причинно-следственных связей, составление логической цепочки).
Формирование метапредметных умений на уроках географии 6. Создание географического образа территории. Примеры заданий:  А). Используя карты атласа, составьте географический «портрет» России.  Б). Используя физическую карту России, составьте описание речной системы реки Лены. Обозначьте на контурной карте основные географические объекты, относящиеся к этой речной системе.  В ходе выполнения задания формируются  следующие метапредметные умения:  - регулятивные (работа в соответствии с  поставленной учителем задачей;  сравнение полученного результата с ожидаемым)  - коммуникативные (выступление перед  аудиторией, ведение диалога)  - познавательные (поиск ответа на вопрос,  описание объекта, отбор информации,  выделение существенных признаков понятия,  работа с разными информационными источниками)

Формирование метапредметных умений на уроках географии

  • 6. Создание географического образа территории.
  • Примеры заданий:

А). Используя карты атласа, составьте географический «портрет» России.

Б). Используя физическую карту России, составьте описание речной системы реки Лены. Обозначьте на контурной карте основные географические объекты, относящиеся к этой речной системе.

В ходе выполнения задания формируются

следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с

поставленной учителем задачей;

сравнение полученного результата с ожидаемым)

- коммуникативные (выступление перед

аудиторией, ведение диалога)

- познавательные (поиск ответа на вопрос,

описание объекта, отбор информации,

выделение существенных признаков понятия,

работа с разными информационными источниками)

Формирование метапредметных умений на уроках географии 7. Умение делать описание объектов. Примеры заданий:  А). Ознакомьтесь с картами, включенными в географический атлас, опишите их виды, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.  Вид географических карт атласа  Что изображено  1. Физическая карта полушарий  2. Физическая карта России  3. Политическая карта мира

Формирование метапредметных умений на уроках географии

7. Умение делать описание объектов.

Примеры заданий:

А). Ознакомьтесь с картами, включенными в географический атлас, опишите их виды, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.

Вид географических карт атласа Что изображено

1. Физическая карта полушарий

2. Физическая карта России

3. Политическая карта мира

Формирование метапредметных умений на уроках географии  Б). В одном из своих произведений В.В. Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды». Найдите на карте Скандинавский п-ов, п-ов Камчатка, материк Южная Америка, озеро Байкал, Россия.  Какие образы у Вас складываются? Ответы напишите напротив каждого географического объекта.  В ходе выполнения задания формируются  следующие метапредметные умения:  - регулятивные (работа в соответствии с  поставленной учителем задачей;  сравнение полученного результата с ожидаемым,  оценка работы одноклассников)  - коммуникативные (выступление перед  аудиторией, ведение диалога)  - познавательные (поиск ответа на вопрос,  отбор информации, создание описательного текста)

Формирование метапредметных умений на уроках географии

Б). В одном из своих произведений В.В. Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды». Найдите на карте Скандинавский п-ов, п-ов Камчатка, материк Южная Америка, озеро Байкал, Россия.

Какие образы у Вас складываются? Ответы напишите напротив каждого географического объекта.

В ходе выполнения задания формируются

следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с

поставленной учителем задачей;

сравнение полученного результата с ожидаемым,

оценка работы одноклассников)

- коммуникативные (выступление перед

аудиторией, ведение диалога)

- познавательные (поиск ответа на вопрос,

отбор информации, создание описательного текста)

Заключение Приемы работы с географической картой могут широко применяться для формирования разнообразных метапредметных умений в процессе обучения географии. Работа с географической картой обеспечивает визуализацию природных явлений, понятий, что упрощает процесс их понимания, усвоения, облегчает осуществление логических операций анализа, синтеза, выявление причинно-следственных связей, формирование умозаключений. Задания по географической карте могут быть и должны быть использованы при формировании познавательных, личностных и коммуникативных УУД.

Заключение

  • Приемы работы с географической картой могут широко применяться для формирования разнообразных метапредметных умений в процессе обучения географии.
  • Работа с географической картой обеспечивает визуализацию природных явлений, понятий, что упрощает процесс их понимания, усвоения, облегчает осуществление логических операций анализа, синтеза, выявление причинно-следственных связей, формирование умозаключений.
  • Задания по географической карте могут быть и должны быть использованы при формировании познавательных, личностных и коммуникативных УУД.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!