СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Пропедевтическая работа в коррекции нарушений слоговой структуры слова»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Для того, чтобы некоторую помощь в преодолении этого нарушения смогли дать воспитатели, и для понимания последовательности работы в данном направлении, я хочу поделиться своим опытом коррекции этого нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Пропедевтическая работа в коррекции нарушений слоговой структуры слова»»



Мастер – класс «Пропедевтическая работа в коррекции нарушений слоговой структуры слова»

В настоящее время нарушения слоговой структуры слова встречаются все чаще. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Для того, чтобы некоторую помощь в преодолении этого нарушения смогли дать воспитатели, и для понимания последовательности работы в данном направлении, я хочу поделиться своим опытом коррекции этого нарушения.

Существует 7 типов нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

● «моток» - молоток;

● опускание слогообразующей гласной «пинино» - пианино;

● увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных: «команата» - комната.

2. Нарушение последовательности слогов в слове: деверо - дерево

3. Искажение структуры отдельного слога: тул – стул лимонт – лимон

4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы.

5. Персеверации: (циклическое повторение одного слога): «пананама» -панама.

6. Антиципации: (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы.

7. Контаминации: (смешение элементов слов): «кабудка» -конура + будка.

Главной причинной, по которой в норме одни слоги в слове пропускаются, а другие остаются сохранными является их сравнительная сила. И поэтому, как правило, сохраняется ударный слог. Это отчетливо сказывается в том, как ребенок сокращает двусложные и трёхсложные слова до односложных

Как же формируется слоговая структура слова? В чем заключается работа над слоговой структурой слова?

Формирование слоговой структуры – это формирование навыка или умения говорить слитно, плавно слова из заданного количества слогов в заданной последовательности, с заданным типом слогов и с заданной ударностью. Мы не будем сейчас брать во внимание произношение звуков. Это работа логопеда.

Сегодня я хочу показать вам как добиться проговаривания слов с заданным количеством слогов, т.е. как работать с I типом нарушений слоговой структуры слова. Для этого необходимо вести работу над ритмом

Если ребенок, пусть и с нарушенным звукопроизношением проговаривает заданное количество слогов, мы понимаем, что у ребенка развито чувство ритма, он понимает, какое количество слогов нужно произнести в данном слове.

Это ПЕРЫЙ РАЗДЕЛ РАБОТЫ над слоговой структурой слова. Только после отработки ритма идет работа над слогом и словом.

В работе над ритмом я применяю и ритмоформулы. Выполняем их «замочками», которые использует в своей методике Т.Н.Новикова – Иванцова.

Вначале показываем детям как правильно выполнять «замочки», объясняем, что «замочек» может быть один, а может быть много «замочков», «замочки» могут быть тихими и громкими.

Кроме того, приучаем действовать только по просьбе педагога. Сначала показываем упражнение, сказав детям: «Слушай и смотри!» Затем выполняем действие сопряжено («делаем вместе»). В заключении предлагаем ребенку выполнить упражнение самостоятельно.

Упражнения на отработку тихих и громких «замочков» можно выполнять на всех занятиях по ознакомлению с окружающим. Изучая любую лексическую тему в качестве физпаузы можно громкие и тихие хлопки на соответствующие большие и маленькие изображения.

Далее мы обучаем детей интонировать голосом громкие и тихие звуки на материал звукоподражания. Тем самым мы способствуем появлению у детей понимания ударности в словах, работаем над просодией.

Когда ребенок четко может выполнить 2 «замочка» можно вкладывать в них двусложные СЛОВА (СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП) с открытыми слогами (I тип слов по Марковой).



Далее по аналогии идет работа над II типом слов


Когда этот навык отработан, можно переходить к более сложным типам слов. Всего по Марковой существует 13 типов слов, которые формируются у ребенка в результате онтогенеза.

Следующий ЭТАП это работа над ударением в словах. Для этого знакомим детей с символами ритмов.

Символом ритма «два слога с первым ударным» является «Зая»

После того как дети освоили эти виды деятельности, ритм соотносится с его образом. Появляется символ «Зая», который соотносится с ритмом «два слога с первым ударным». Затем через определенное время, появляется символ «Коза» и ритм «два слога со вторым ударным». Затем появляется символ «Кит» - один слог, символ «Курица» и ритм «три слога с первым ударным», символ «Собака» и ритм «три слога со вторым ударным» , символ «Какаду» и ритм «три слога с третьим ударным»

Рисунки на картах ритмов имеют значение: заяц развернут в ту сторону, где находится ударение, коза стучит задним копытом, курица развернута в сторону ударного слога, у собаки хвост точно по центру, какаду (попугай) развернут в сторону ударного слога, кит бьет хвостом.


Ритмы соотносятся на слух и с помощью зрительной опоры. Ритмы нам дают слогоритмическую основу слов – ту базу, в которую мы потом введем кирпичики слоги и получим слова. Ритмы всегда отрабатываются на два шага раньше чем слоги. В этой работе могут помочь и музыкальный руководитель и физинструктор.

Таким образом, проводя занятия с использованием полученных сегодня знаний, вы сможете добиться положительных результатов в формировании слоговой структуры слов у детей.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!