СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Правовое ассорти"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучая других, учись сам. Знать свои права соблюдать их и уметь защищать свои права

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Правовое ассорти"»

мастер-класс «Правовое ассорти»

Цель: повысить правовую культуру педагогов ОУ.

Задачи: - расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка;

- ознакомление педагогов с формами работы по правовому воспитанию с детьми и их родителями (законными представителями).

Ход мероприятия:

1 часть – вступительное слово (1 слайд).

Уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем с вами консультацию с элементами мастер-класса «Правовое ассорти». Задачами данного мероприятия является расширение и закрепление знаний педагогов о содержании документов, регламентирующих права ребенка, а также ознакомление с формами работы по правовому воспитанию.

2 часть - теоретическое обоснование.

Обучая других, учись и сам. Знать свои права, соблюдать их и уметь защищать в нашем меняющемся мире должен каждый, а педагог в первую очередь. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами?

Проблема защиты прав человека, и особенно прав ребенка, с наступлением XXI века стала весьма актуальной. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Каждый человек должен знать свои права, быть юридически грамотным. Основными участниками правового воспитания детей в ОУ является не только социальный педагог, но и воспитатели, и родители, (законные представители), т.е. все участники образовательного процесса. Чтобы образовательный и воспитательный процесс проходил в организации на должном уровне, давал положительные результаты, требуется несколько составляющих, и одна из них заключается в том, что все участники процесса должны быть единый командой. Единой командой, состоящей из педагогов (воспитателей и специалистов), родителей (законных представителей) и воспитанников, но сначала эту команду надо сформировать. Существует много способов командоообразования и один из них командообразующий тренинг «Веревочный курс», который сейчас и проведем.

3 этап – практическое занятие (2 слайд).

Командообразующий тренинг «Веревочный курс».

Участники консультации делятся на команды, количество команд зависит от количества участников. Участникам предлагается взять жетон одной из предложенных цветовых гамм, далее они объединяются в команды по цветовой принадлежности.

Членам команд предлагается выполнить совместно следующие упражнения:

"Платформа"

Платформа или что-либо наподобие ее (лист бумаги, газеты),   лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества  участников (для 9-10 человек: 1х1 м).

Задача – уместиться всей группой на этой платформе, не   заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд.

«Бревно»(«Обрыв»)

Бревно или любой другой бортик, шириной 20 см и длиной так,   чтобы 10-11 участников встав «паровозиком», уместились впритык.

Задача – встать так, чтоб первый с конца стал первым   сначала, второй с конца – стал вторым сначала и т.д. При этом   вы не должны касаться земли. В противном случае, вся команда   начинает упражнение заново.

«Тролли». 
Оборудование: тролли – небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет (лист бумаги).

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды – переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. 

«Обруч»

Члены команды, взявшись за руки, образуют круг. Задача команды, не расцепляя рук, передавать обруч, надетый на руку одного из членов команды, по кругу т.д.

По окончанию тренинга проводится самоанализ. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению, какие чувства они испытывали и др.

Коллеги, данный тренинг можно проводить с родителями (законными представителями), особенно если вы вновь набрали группу детей и родители между собой пока не знакомы, и воспитанниками с целью создания единой дружной команды. Например, родительские собрания начинать с тренинга, родители быстрее познакомятся друг с другом, будут учиться общаться, измениться эмоциональный настрой. Упражнения для тренинга могут быть самые разные, главное, чтобы они были на сплочение коллектива. Если члены команды не знакомы между собой, желательно перед началом упражнения познакомить их. По завершению упражнений обязательно проводит самоанализ тренинга, но не забываем, что здесь нет соревновательного принципа.

Ну что ж команды есть, продолжим путешествие по правовому ассорти.

Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных документов по правам ребенка, среди которых Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году), Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года), Конституция Российской Федерации и другие.

Давайте выясним, какими знаниями в этом вопросе владеете вы, проведем интерактивную викторину. Внимание на экран (3 слайд).

1. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН (4 слайд)?

- 0 – 16 лет

- 0- 14 лет

- 0- 18 лет

2. Какие права ребенка обязуются обеспечивать и уважать государства - участники Конвенции ООН о правах ребенка (5 слайд)?

- Комплекс социальных, политических, экономических, гражданских и культурных прав.

- Право на жизнь, на отдых и досуг, свободно выражать свои мысли.

- Право на образование, на семейные связи, на жизнь.

3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка (6 слайд)?

- Педагоги

- Родители

- Государство

4. Когда Генеральная ассамблея ОНН приняла Конвенцию о правах ребенка (7 слайд)?

- 20 ноября 1989 года

- 20 ноября 1990 года

- 20 ноября 1991 года

5. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей это (8 слайд):

- детский сад

- дом

- семья

6. Согласно Конвенции, ребенок (9 слайд):

- Как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека.

- Ограничен в своих правах по сравнению со взрослым.

- Имеет больше прав, чем взрослый.

7. Кто главные защитники прав и свобод ребенка (10 слайд)?

- Родители.

- Усыновители, опекуны, попечители, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.

- Все выше перечисленные.

8. Жестко, грубо, оскорбительно имеют право себя вести (11слайд)?

- Педагоги

- Родители

- Никто

9. Правовое положение ребенка в семье правильнее рассматривать с точки зрения (12 слайд):

- интересов ребенка

- интересов и обязанностей родителей

Данную интерактивную викторину можно провести на родительском собрании и с законными представителями. Интерактивные викторины, возможно, проводить и с воспитанниками, только в них надо использовать картинки, а не слова, т.к. дети еще не читают.

Главными путями реализации задач правового воспитания c воспитанниками являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме бесед с детьми; чтение художественных произведений; использование технических средств обучения: видео и аудиопродукции; экскурсии; развивающие и познавательные игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в праздниках и развлечениях.

Такие же формы работы можно использовать и при работе с родителями (законными представителями).

Сейчас мы с вами рассмотрим еще одну форму работы с детьми и с родителями (законными представителями) по правовому воспитанию.

У нас есть "Волшебный сундучок". Будем доставать из нашего «Волшебного сундучка» различные предметы, называть о каком праве нам этот предмет напоминает (14 слайд).

- Свидетельство о рождении.

Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

- Сердечко.

Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

- Домик.

Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

- Букварь.

О каком праве напоминает книга? (О праве на образование).

- Игрушечный цыпленок и курица. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

- Бинт (право на медицинское обслуживание).

- А теперь ваши предложения, что еще может лежать в сундучке?

Следующая форма работы – это работа со сказками, например, "Герои книг тоже имеют права". Здесь существует несколько вариантов работы (15 слайд).

Называется право человека, участникам необходимо назвать произведения, в которых это право нарушено.

Например:

- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.

- Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?

- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?

Такие вопросы лучше задавать родителям (законным представителям), детям сложно будет выполнить подобные задания.

Конкретно называется сказка, необходимо ответить «Какие права героев сказок нарушены»?

Например:

- Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)

- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?

(право на неприкосновенность жилища)

- Какое преступление совершили гуси – лебеди, украв братца?

(похищение детей)

- Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»? (право на бесплатное образование)

- Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили? (он не был похож на других; нарушено право на сохранение своей индивидуальности).

3. Участникам дается иллюстрация к сказке, необходимо пояснить, какое право нарушено в этой сказке?

Второй и третий вариант работы со сказками можно использовать как при работе с воспитанниками, так и при работе с родителями (законными представителями). Возможен вариант инсценирования отрывков из произведений детьми, остальные участники отгадывают нарушенное право.

Подводя итог можно сказать, что существует множество форм работы с воспитанниками, родителями (законными представителями) по правовому воспитанию, они не специфичны, их вы используете в своей повседневной практической работе по другим направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Я на сегодняшней встрече остановилась лишь на некоторых их них. Закончить мероприятие мне бы хотелось коллективной работой.

Говорят, что дети цветы жизни, сейчас я предлагаю вырастить необычный цветок, который называется “счастливый ребенок”.

В центре фото счастливого ребенка, вам нужно на лепестках написать или нарисовать права ребенка, затем прикрепить к цветку.

И напоследок короткая притча.

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу взяла не случайно. Ведь действительно многое в наших руках, главное не боятся творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Ведь дети – будущее каждого народа, каждого государства.  И от того, как мы  о них позаботимся, зависит завтрашний  день всего общества».

Спасибо за участие, всего доброго.

Список литературы:

«Беседы о правах ребенка», Т.А. Шорыгина, 2011 г.

«Занятия с детьми о правах», Е.Л. Кардаш, 2003 г.

«Я – ребенок, и я имею право», Н.Г. Зеленова, 2007 г.

«Изучаем права человека», В.А. Антонова, 1996 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!