Мастер-класс по теме
«Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения»
Тема: Подготовка к сжатому изложению
Цель: учить написанию сжатого изложения, формировать:
Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
Умение сокращать текст разными способами;
Умение правильно и логично излагать свои мысли,
Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Ход урока
I. Объявление темы и целей урока. (СЛАЙД1)
Тема нашего сегодняшнего урока "Подготовка к написанию сжатого изложения". Повторим, что такое сжатое изложение, критерии его проверки, продолжим учиться составлять информационные схемы текстов и будем делать это с текстами из открытого банка ФИПИ.
Вспомним, что необходимо знать для удачного написания сжатого изложения.
ІІ. Работа по теме урока.
Беседа по вопросам?
- Чем отличается сжатое изложение от подробного? (СЛАЙ2)
- Что значить сжать текст? (СЛАЙД3)
- По каким критериям проверяется такое изложение? (СЛАЙД4)
Работа над информационной схемой текста
Эвристическая беседа:
- Что нужно знать, приступая к информационной обработке текста после его прослушивания? (СЛАЙД5)
- Что означает словосочетание «главная информация»?
- Что такое проблема? Тема текста? Основная мысль?
- В критериях встречаются слова микротема и абзац. Что это такое?
Вывод: таким образом после второго прослушивания текста мы составляем информационную схему текста (СЛАЙД6), а затем составляем план, используя ключевые слова и выражения, и только потом пишем черновой вариант изложения.
4. Повторение способов сжатия текста.
(СЛАЙД) Способы сжатия текста:
исключение,
обобщение,
упрощение.
(СЛАЙД )
Исключение - это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное, помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.
(СЛАЙД)
Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).
(СЛАЙД)
Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).
(СЛАЙДЫ
При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).
- Сколько времени на экзамене отводится на изложение? (90 мин)
Самостоятельная работа над составление схемы текста Ю. Бондарева «Война была для детей…»
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
1)Сейчас вы должны составить информационную схему текста самостоятельно, на оценку. Шаблон есть у каждого.
2)Первое прослушивание текста.
3)Повторное прослушивание текста.
4)Работа по составлению схем.
5) Работа с полной версией текста с теми, у кого не получилось (СЛАЙД11)
Выборочная проверка инф. схем, выставление оценок. (СЛАЙД 12)
III. Рефлексия.
- Возможно ли получить за изложение максимальный балл, если вы не определили тему текста и основную мысль, т.е. не составили Информационную карту текста? Почему?
Домашнее задание. (СЛАЙД 13)
Составьте информационные карты к двум (по выбору) аудиотекстам из открытого банка ФИПИ ОГЭ-2015. Напоминаю, как найти открытый банк ОГЭ-2015 в Интернете.
Итог урока. Ребята, сегодня мы с вами еще раз повторили алгоритм работы над сжатым изложением, вспомнили критерии его проверки, составили инф. схему текста и повторили способы сжатия текста. Я желаю вам удачи