СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены приемы и методы работы над сжатым изложением.  Работа с текстом для сжатия.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения"»










Мастер-класс по теме


«Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения»
























Тема: Подготовка к сжатому изложению

Цель: учить написанию сжатого изложения, формировать:

  • Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

  • Умение сокращать текст разными способами;

  • Умение правильно и логично излагать свои мысли,

  • Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока. (СЛАЙД1)

Тема нашего сегодняшнего урока "Подготовка к написанию сжатого изложения". Повторим, что такое сжатое изложение, критерии его проверки, продолжим учиться составлять информационные схемы текстов и будем делать это с текстами из открытого банка ФИПИ.

Вспомним, что необходимо знать для удачного написания сжатого изложения.



ІІ. Работа по теме урока.



  1. Беседа по вопросам?

- Чем отличается сжатое изложение от подробного? (СЛАЙ2)

- Что значить сжать текст? (СЛАЙД3)

- По каким критериям проверяется такое изложение? (СЛАЙД4)





  1. Работа над информационной схемой текста

Эвристическая беседа:

- Что нужно знать, приступая к информационной обработке текста после его прослушивания? (СЛАЙД5)

- Что означает словосочетание «главная информация»?

- Что такое проблема? Тема текста? Основная мысль?

- В критериях встречаются слова микротема и абзац. Что это такое?



Вывод: таким образом после второго прослушивания текста мы составляем информационную схему текста (СЛАЙД6), а затем составляем план, используя ключевые слова и выражения, и только потом пишем черновой вариант изложения.

4. Повторение способов сжатия текста.

(СЛАЙД) Способы сжатия текста:

  • исключение,

  • обобщение,

  • упрощение.

(СЛАЙД )

Исключение - это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное,  помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.

(СЛАЙД) 

Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).

Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).

 (СЛАЙД)

Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).

 (СЛАЙДЫ

При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).



- Сколько времени на экзамене отводится на изложение? (90 мин)



  1. Самостоятельная работа над составление схемы текста Ю. Бондарева «Война была для детей…»

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)



1)Сейчас вы должны составить информационную схему текста самостоятельно, на оценку. Шаблон есть у каждого.





2)Первое прослушивание текста.

3)Повторное прослушивание текста.

4)Работа по составлению схем.

5) Работа с полной версией текста с теми, у кого не получилось (СЛАЙД11)



  1. Выборочная проверка инф. схем, выставление оценок. (СЛАЙД 12)



III. Рефлексия.

- Возможно ли получить за изложение максимальный балл, если вы не определили тему текста и основную мысль, т.е. не составили Информационную карту текста? Почему?



Домашнее задание. (СЛАЙД 13)

Составьте информационные карты к двум (по выбору) аудиотекстам из открытого банка ФИПИ ОГЭ-2015. Напоминаю, как найти открытый банк ОГЭ-2015 в Интернете.



Итог урока. Ребята, сегодня мы с вами еще раз повторили алгоритм работы над сжатым изложением, вспомнили критерии его проверки, составили инф. схему текста и повторили способы сжатия текста. Я желаю вам удачи

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!