Мастер класс
по теме: «Решение тригонометрических уравнений».
Цели занятия:
- обобщить и систематизировать материал по данной теме: провести условную классификацию тригонометрических уравнений и методов их решения;
- способствовать формированию умений применять приёмы: сравнения, обобщения, выделения главного, развитию внимания, мышления, памяти;
- содействовать воспитанию интереса к математике, рациональной организации труда.
Задачи занятия:
-повторить основные типы тригонометрических уравнений, наиболее типичные приёмы и методы их решения, систематизировать знания по данной теме.
Тип занятия : обобщения и систематизации знаний.
Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Китайская мудрость гласит: «Я слышу- я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю». Сегодня у нас урок решения тригонометрических уравнений. Мы сегодня повторяем, обобщаем, приводим в систему виды тригонометрических уравнений, приёмы и методы их решения.
Сразу обратим внимание на некоторые обстоятельства, которые надо иметь в виду при решении. Во-первых, все общие правила , относящиеся к решению уравнений, имеют ту же силу. Во-вторых, существует условная классификация тригонометрических уравнений. И в- третьих, какой бы сложности ни было уравнение, в конце концов оно всё равно сведётся с решению простейшего тригонометрического уравнения.
При решении тригонометрических уравнений соблюдать общие правила:
- следить за равносильностью преобразований;
- не допускать потери корней;
- отбрасывать посторонние корни.
И последнее, для тригонометрических уравнений не существует единого метода решения. В каждом конкретном случае успех определяется, в частности знанием тригонометрических формул и навыками решения.
1.Записать решение простейших тригонометрических уравнений.
sin x=a sin x=1 sin x=0 sin x=-1 tg x=a
cos x=a cos x=1 cos x=0 cos x=-1 ctg x=a
Бонус:
При записи формул в тревожной боевой обстановке, даже закалённые учёбой ботаны частенько путаются, где πn, а где 2πn. Вот вам простой приёмчик. Во всех формулах стоит πn. Кроме единственной формулы с арккосинусом. Там стоит 2πn. Два пиэн. Ключевое слово -два. В этой же единственной формуле стоят два знака в начале. Плюс и минус. И там, и там -два.
Так что, если вы написали два знака перед арккосинусом, легче вспомнить, что в конце будет два пиэн. А ещё наоборот бывает. Пропустит человек знак ±, доберётся до конца, напишет правильно два пиэн, да и спохватится. Впереди-то два знака! Вернётся человек к началу, да ошибку-то и исправит! Вот так.)
2. Найдите ошибки в уравнениях.
3.Индивидуальная работа. Разгадать фразу, записанную на доске в виде цифр.
КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ
Сегодня на уроке мы рассмотрим основные методы решения сложных тригонометрических уравнений.
1. Метод приведение к простейшим тригонометрическим уравнениям.
Сформулируйте алгоритм решения уравнений методом приведения к простейшим тригонометрическим уравнениям:
1. Выразить тригонометрическую функцию через известные компоненты.
2. Найти аргумент функции по формулам:
3. Найти неизвестную переменную.
2. Метод введения новой переменной.
Пример.
2 cos 2 x – cos x – 1 = 0
Решение:
t =cos x
2t2 – t -1 = 0
D = 9
t1 = 1 t2 = 1/2
cos x = 1 cos x = 1/2
Ответ: x= 2πn, n Є Z x=π/3 +2πn,, n Є Z.
Cформулируйте алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной.
1. Привести уравнение к алгебраическому виду относительно одной из тригонометрических функций.
2. Обозначить полученную функцию переменной t .
3. Записать и решить полученное алгебраическое уравнение.
4. Сделать обратную замену.
5. Решить простейшее тригонометрическое уравнение.
3. Метод понижения порядка уравнения.
Формулы понижения степени:
sin2 x = 1/2 · (1 – cos 2x);
cos2 x = 1/2 · (1 + cos 2x);
tg2 x = (1 – cos 2x) / (1 + cos 2x).
Пример.
cos 2x + cos2 x = 5/4.
Решение.
1) cos 2x + 1/2 · (1 + cos 2x) = 5/4.
2) cos 2x + 1/2 + 1/2 · cos 2x = 5/4;
3/2 · cos 2x = 3/4;
cos 2x = 1/2;
2x = ±π/3 + 2πn, n Є Z;
x = ±π/6 + πn, n Є Z.
Ответ: x = ±π/6 + πn, n Є Z.
Сформулируйте алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной.
1. Заменить данное уравнение линейным, используя для этого формулы понижения степени:
2. Решить полученное уравнение с помощью методов I и II.
4. Приведение уравнения к виду tg x =a
Однородные уравнения.
Пример.
5sin2 x + 3sin x · cos x – 4 = 0.
Решение.
1) 5sin2 x + 3sin x · cos x – 4(sin2 x + cos2 x) = 0;
5sin2 x + 3sin x · cos x – 4sin² x – 4cos2 x = 0;
sin2 x + 3sin x · cos x – 4cos2 x = 0/cos2 x ≠ 0.
2) tg2 x + 3tg x – 4 = 0.
3) Пусть tg x = t, тогда
t2 + 3t – 4 = 0;
t = 1 или t = -4, значит
tg x = 1 или tg x = -4.
Из первого уравнения x = π/4 + πn, n Є Z; из второго уравнения x = -arctg 4 + πk, k Є Z.
Ответ: x = π/4 + πn, n Є Z; x = -arctg 4 + πk, k Є Z.
Сформулируйте алгоритм решения уравнений методом приведения к виду
tg x =a
1. Привести данное уравнение к виду
a) a sin x + b cos x = 0 (однородное уравнение первой степени)
или к виду
б) a sin2 x + b sin x · cos x + c cos2 x = 0 (однородное уравнение второй степени).
2. Разделить обе части уравнения на
а) cos x ≠ 0;
б) cos2 x ≠ 0;
и получить уравнение относительно tg x:
а) a tg x + b = 0;
б) a tg2 x + b tg x + c = 0.
3. Решить уравнение известными способами.
5. Разложение на множители.
Алгоритм решения:
1. Используя всевозможные тригонометрические формулы, привести данное уравнение к уравнению, решаемому методами I, II, III, IV.
2. Решить полученное уравнение известными методами.
Пример.
sin x + sin 2x + sin 3x = 0.
Решение.
1) (sin x + sin 3x) + sin 2x = 0;
2sin 2x · cos x + sin 2x = 0.
2) sin 2x · (2cos x + 1) = 0;
sin 2x = 0 или 2cos x + 1 = 0;
Из первого уравнения 2x = π/2 + πn, n Є Z; из второго уравнения cos x = -1/2.
Имеем х = π/4 + πn/2, n Є Z; из второго уравнения x = ±(π – π/3) + 2πk, k Є Z.
В итоге х = π/4 + πn/2, n Є Z; x = ±2π/3 + 2πk, k Є Z.
Ответ: х = π/4 + πn/2, n Є Z; x = ±2π/3 + 2πk, k Є Z.
И напоследок притча:
“Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному дверному замку. Кто откроет, тот и будет первым помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.
Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.”