Мастер- класс по теме
«Приём клоуз-тест при работе с текстом»
1.Когда я решила приготовить мастер- класс, столкнулась с огромной проблемой: усталость, раздражение от большого объёма навалившейся работы, самокритика. Знакомая ситуация?! Наверное, каждый испытывал это не раз. Слайд 1
Когда эмоциональное напряжение достигло пика, я решила снять напряжение, расслабиться и просто провести мастер- класс.
Предлагаю вам отличный способ снятия эмоционального напряжения.
Слайд 2
Переверните левую руку ладонью вверх, а правую ладонью вниз. Теперь человек, сидящий на первом месте, хлопнет легонько правой рукой левую ладонь соседа, тот следующего, и так до конца ряда. Чувствуете, как пошла волна тепла и доброты?!
2. Итак, начинаем нашу работу. Слайд 3
Есть некий час – как сброшенная клажа –
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества! Он в жизни каждой
Торжественно неотвратим.
(Марина Цветаева)
Марк Максимович Поташник дает следующее определение: мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Сегодня попробую сделать это и я .
3. А). Мотивационное начало. Предлагаю вам дополнить дневниковую запись Пришвина. Слайд 4,5
Я стою и расту – я … . (растение),
Я стою, и расту, и хожу – я … . (животное)
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я … . (человек)
(М.М.Пришвин. Дневники. 8 октября 1951г.)
- Какие слова пропущены в дневниковой записи М.М.Пришвина? Почему?
- Что отличает человека от животного? (возможность мыслить)
- А что значит «мыслить»? (стремиться к кому-либо или чему-либо; обнаруживать в известном неизвестное.)
4. - Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова Леонида Андреева: «Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль.» Слайд 6
Давайте же во время нашего мастер- класса будем размышлять, общаться
5.Чтобы определить тему нашего мастер- класса, выполним следующее задание, используя приём «Исключение».
Приём «Исключение». Слайд 7,8
- Найдите в предложенных рядах «лишнее» понятие:
Приёмный, приём, приёмочный
Анализ, синтез, клоуз
Тест, кластер, схема
Чтобы, если, при
Досуг, работа, праздник
Слово, словечко, текст
- Из «лишних» понятий сформулируйте тему мастер-класса. Слайд 9
Приём клоуз-теста при работе с текстом
6. Презентация технологии клоуз-тестирования учителем-мастером.
Информация о клоуз-тесте Слайд 10
Клоуз-тест еще называют как тест дополнения или тест восстановления. Он был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения, понимания, а также насколько он интересен для читателя. Клоуз-тест позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
Что понимается под клоуз-тестом
В лингвистике и методике клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.
Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста. Слайд 11
7.Предлагаю и вам поработать с клоуз-тестом. Слайд 12
Раздаются тесты.
Даже (1)… , которая возила молоко маленькой колбихинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с жёлтой цистерной и надписью « (2)…..» . Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3)…. по деревне в направлении фермы (4)….. , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)…. на телевизор. Ещё машину саму не было видно, а по (6)…. телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7)…. машина- телевизор начинал работать (8)…… . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)….. . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на приём телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 км от города» (фрагмент)
Карта текста.
Пропущенные слова: 1) машина, 2) молоко, 3) обед, 4) пустая, 5) помехи, 6) экрану, 7) удалялась, 8) нормально, 9) одинаково
Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов
Варианты выбора (показываются на слайде на 2 этапе работы с текстом в качестве подсказки): Слайд 13
трактор, телега, машина, электричка;
Хлеб, Милиция, Молоко, Совхозная;
Обед, пыли, завтрак, объезд;
громыхая, с молоком, пустая, с доярками;
удары, помехи, звуки, раздражения;
крышке, антенне, голове, экрану;
удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;
плохо, нормально, волшебником, утром;
странным образом, одинаково, в обед, по-разному.
Фиксация возникающих в работе вариантов в таблице «Бортовой журнал»
№ п/п | Наша версия | Авторская версия | Оценка «+ » или «- » |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
Обсуждение версий подстановки слов (углубление понимания смысла текста, разграничение подходящих вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово)
Сравнение с авторским вариантом . выразительное чтение текста без пропусков.
Слайд 14
Даже машина, которая возила молоко маленькой колбихинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с жёлтой цистерной и надписью «Молоко». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в обед по деревне в направлении фермы пустая, а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи на телевизор. Ещё машину саму не было видно, а по экрану телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. Удалялась машина- телевизор начинал работать нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на приём телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 км от города» (фрагмент)
Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы.
Слайд 15
Критерии | Показатели | Баллы |
1.Понимание прочитанного | 1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного. 2.Искажение прочитанного. 3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного. | 3 2 1 |
2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию | 1.Самостоятельно и в полном объеме находят нужную для понимания смысла информацию. 2. Находят нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя. 3.Находят нужную информацию только с помощью учителя. | 3 2 1 |
3.Умение преобразовывать текст | 1.Умеют самостоятельно преобразовывать текстовую информацию. 2.В процессе преобразования текстовой информации действуют по алгоритму или образцу. 3.Не умеют самостоятельно преобразовывать информацию. | 3 2 1 |
4.Количество правильных слов | За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу | 9 (максимальный балл за слова) |
№ п/п | Критерии | Баллы |
1 | 1.Понимание прочитанного | |
2 | 2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию | |
3 | 3.Умение преобразовывать текст | |
4 | Количество правильных слов | |
| Итого: | |
18-17 баллов- отлично
16-14 баллов- хорошо
9-13 баллов- надо поработать
О критериях оценки Слайд 16
При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие
1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение),
2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений),
3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).
При этом каждое из вставленных слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.
Спасибо!
Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.
Завершение мастер-класса: Слайд №17
- Вернёмся к эпиграфу нашего занятия: «Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, не знающая преград» (Леонид Андреев. Книга «Мысль»). Мыслить-значит жить.
- Мне кажется, что эти строчки из стихотворения Ф. Кривина говорят сами за себя. Слайд №18
Соорудил я цепь простую
Из нескольких известных истин:
Я мыслю - значит, существую.
Я сомневаюсь - значит, мыслю…
Я желаю, чтобы ваши ученики всегда думали, размышляли, жили.
Слайд №19
Мне было приятно работать с вами, оцените и вы нашу работу.
Вы узнали что- нибудь полезное для себя?
Тогда похлопайте и мне и себе за проделанную работу!
Даже (1)… , которая возила молоко маленькой колбихинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с жёлтой цистерной и надписью « (2)…..» . Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3)…. по деревне в направлении фермы (4)….. , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)…. на телевизор. Ещё машину саму не было видно, а по (6)…. телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7)…. машина- телевизор начинал работать (8)…… . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)….. . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на приём телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 км от города» (фрагмент)
Варианты выбора:
трактор, телега, машина, электричка;
Хлеб, Милиция, Молоко, Совхозная;
Обед, пыли, завтрак, объезд;
громыхая, с молоком, пустая, с доярками;
удары, помехи, звуки, раздражения;
крышке, антенне, голове, экрану;
удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;
плохо, нормально, волшебником, утром;
странным образом, одинаково, в обед, по-разному.
Варианты выбора:
трактор, телега, машина, электричка;
Хлеб, Милиция, Молоко, Совхозная;
Обед, пыли, завтрак, объезд;
громыхая, с молоком, пустая, с доярками;
удары, помехи, звуки, раздражения;
крышке, антенне, голове, экрану;
удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;
плохо, нормально, волшебником, утром;
странным образом, одинаково, в обед, по-разному.
Оценка, самооценка результатов работы.
Критерии | Показатели | Баллы |
1.Понимание прочитанного | 1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного. 2.Искажение прочитанного. 3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного. | 3 2 1 |
2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию | 1.Самостоятельно и в полном объеме находят нужную для понимания смысла информацию. 2. Находят нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя. 3.Находят нужную информацию только с помощью учителя. | 3 2 1 |
3.Умение преобразовывать текст | 1.Умеют самостоятельно преобразовывать текстовую информацию. 2.В процессе преобразования текстовой информации действуют по алгоритму или образцу. 3.Не умеют самостоятельно преобразовывать информацию. | 3 2 1 |
4.Количество правильных слов | За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу | 9 (максимальный балл за слова) |
№ п/п | Критерии | Баллы |
1 | 1.Понимание прочитанного | |
2 | 2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию | |
3 | 3.Умение преобразовывать текст | |
4 | Количество правильных слов | |
| Итого: | |
Самооценка результатов работы
18-17 баллов - отлично
16-14 баллов - хорошо
9-13 баллов - надо поработать
Фиксация возникающих в работе вариантов
в таблице «Бортовой журнал»
№ п/п | Наша версия | Авторская версия | Оценка «+ » или «- » |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |