СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме "приём клоуз-теста при работе с текстом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "приём клоуз-теста при работе с текстом"»

Мастер- класс по теме

«Приём клоуз-тест при работе с текстом»

1.Когда я решила приготовить мастер- класс, столкнулась с огромной проблемой: усталость, раздражение от большого объёма навалившейся работы, самокритика. Знакомая ситуация?! Наверное, каждый испытывал это не раз. Слайд 1

Когда эмоциональное напряжение достигло пика, я решила снять напряжение, расслабиться и просто провести мастер- класс.

Предлагаю вам отличный способ снятия эмоционального напряжения.

Слайд 2

Переверните левую руку ладонью вверх, а правую ладонью вниз. Теперь человек, сидящий на первом месте, хлопнет легонько правой рукой левую ладонь соседа, тот следующего, и так до конца ряда. Чувствуете, как пошла волна тепла и доброты?!

2. Итак, начинаем нашу работу. Слайд 3

Есть некий час – как сброшенная клажа –

Когда в себе гордыню укротим.

Час ученичества! Он в жизни каждой

Торжественно неотвратим.

(Марина Цветаева)

Марк Максимович Поташник дает следующее определение: мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Сегодня попробую сделать это и я .

3. А). Мотивационное начало. Предлагаю вам дополнить дневниковую запись Пришвина. Слайд 4,5

Я стою и расту – я … . (растение),

Я стою, и расту, и хожу – я … . (животное)

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я … . (человек)

(М.М.Пришвин. Дневники. 8 октября 1951г.)

- Какие слова пропущены в дневниковой записи М.М.Пришвина? Почему?

- Что отличает человека от животного? (возможность мыслить)

- А что значит «мыслить»? (стремиться к кому-либо или чему-либо; обнаруживать в известном неизвестное.)

4. - Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова Леонида Андреева: «Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль.» Слайд 6

Давайте же во время нашего мастер- класса будем размышлять, общаться

5.Чтобы определить тему нашего мастер- класса, выполним следующее задание, используя приём «Исключение».

Приём «Исключение». Слайд 7,8

- Найдите в предложенных рядах «лишнее» понятие:

  • Приёмный, приём, приёмочный

  • Анализ, синтез, клоуз

  • Тест, кластер, схема

  • Чтобы, если, при

  • Досуг, работа, праздник

  • Слово, словечко, текст

- Из «лишних» понятий сформулируйте тему мастер-класса. Слайд 9

Приём клоуз-теста при работе с текстом

6. Презентация технологии клоуз-тестирования учителем-мастером.


Информация о клоуз-тесте Слайд 10

Клоуз-тест еще называют как тест дополнения или тест восстановления. Он был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения, понимания, а также насколько он интересен для читателя. Клоуз-тест позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.



Что понимается под клоуз-тестом

В лингвистике и методике клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.

Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста. Слайд 11

7.Предлагаю и вам поработать с клоуз-тестом. Слайд 12

Раздаются тесты.

Даже (1)… , которая возила молоко маленькой колбихинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с жёлтой цистерной и надписью « (2)…..» . Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3)…. по деревне в направлении фермы (4)….. , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)…. на телевизор. Ещё машину саму не было видно, а по (6)…. телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7)…. машина- телевизор начинал работать (8)…… . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)….. . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на приём телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 км от города» (фрагмент)

Карта текста.

  1. Пропущенные слова: 1) машина, 2) молоко, 3) обед, 4) пустая, 5) помехи, 6) экрану, 7) удалялась, 8) нормально, 9) одинаково

  2. Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов

  3. Варианты выбора (показываются на слайде на 2 этапе работы с текстом в качестве подсказки): Слайд 13

  1. трактор, телега, машина, электричка;

  2. Хлеб, Милиция, Молоко, Совхозная;

  3. Обед, пыли, завтрак, объезд;

  4. громыхая, с молоком, пустая, с доярками;

  5. удары, помехи, звуки, раздражения;

  6. крышке, антенне, голове, экрану;

  7. удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

  8. плохо, нормально, волшебником, утром;

  9. странным образом, одинаково, в обед, по-разному.



  1. Фиксация возникающих в работе вариантов в таблице «Бортовой журнал»

№ п/п

Наша версия

Авторская версия

Оценка «+ » или «- »

1




2




3




4




5




6




7




8




9






  1. Обсуждение версий подстановки слов (углубление понимания смысла текста, разграничение подходящих вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово)

  2. Сравнение с авторским вариантом . выразительное чтение текста без пропусков.

Слайд 14

Даже машина, которая возила молоко маленькой колбихинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с жёлтой цистерной и надписью «Молоко». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в обед по деревне в направлении фермы пустая, а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи на телевизор. Ещё машину саму не было видно, а по экрану телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. Удалялась машина- телевизор начинал работать нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на приём телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 км от города» (фрагмент)

  1. Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы.

Слайд 15

Критерии

Показатели

Баллы

1.Понимание прочитанного

1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного.

2.Искажение прочитанного.

3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного.

3

 2

1

2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию

1.Самостоятельно и в полном объеме находят нужную для понимания смысла информацию.

2. Находят нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя.

3.Находят нужную информацию только с помощью учителя.

3

 

 

 

2

 

 

1

3.Умение преобразовывать текст

1.Умеют самостоятельно

преобразовывать текстовую информацию.

2.В процессе преобразования текстовой информации действуют по алгоритму или образцу.

3.Не умеют самостоятельно преобразовывать информацию.

3

 

 

2

 

 

 

1

4.Количество правильных слов

За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу

9

(максимальный балл за слова)





№ п/п

Критерии

Баллы

1

1.Понимание прочитанного


2

2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию


3

3.Умение преобразовывать текст


4

Количество правильных слов



Итого:


18-17 баллов- отлично

16-14 баллов- хорошо

9-13 баллов- надо поработать



О критериях оценки Слайд 16

При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие

1)  грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение),

2)  логике (умение работать с контекстом соседних предложений),

3)  текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).

При этом каждое из вставленных слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.

Спасибо!

Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.

Завершение мастер-класса: Слайд №17

- Вернёмся к эпиграфу нашего занятия: «Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, не знающая преград» (Леонид Андреев. Книга «Мысль»). Мыслить-значит жить.

- Мне кажется, что эти строчки из стихотворения Ф. Кривина говорят сами за себя. Слайд №18

Соорудил я цепь простую

Из нескольких известных истин:

Я мыслю - значит, существую.

Я сомневаюсь - значит, мыслю…

Я желаю, чтобы ваши ученики всегда думали, размышляли, жили.

Слайд №19

Мне было приятно работать с вами, оцените и вы нашу работу.

Вы узнали что- нибудь полезное для себя?

Тогда похлопайте и мне и себе за проделанную работу!



























Даже (1)… , которая возила молоко маленькой колбихинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с жёлтой цистерной и надписью « (2)…..» . Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3)…. по деревне в направлении фермы (4)….. , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5)…. на телевизор. Ещё машину саму не было видно, а по (6)…. телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7)…. машина- телевизор начинал работать (8)…… . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9)….. . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на приём телевизионного сигнала. (134 слова) Евгений Гришковец «80 км от города» (фрагмент)







































Варианты выбора:

  1. трактор, телега, машина, электричка;

  2. Хлеб, Милиция, Молоко, Совхозная;

  3. Обед, пыли, завтрак, объезд;

  4. громыхая, с молоком, пустая, с доярками;

  5. удары, помехи, звуки, раздражения;

  6. крышке, антенне, голове, экрану;

  7. удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

  8. плохо, нормально, волшебником, утром;

  9. странным образом, одинаково, в обед, по-разному.















Варианты выбора:

  1. трактор, телега, машина, электричка;

  2. Хлеб, Милиция, Молоко, Совхозная;

  3. Обед, пыли, завтрак, объезд;

  4. громыхая, с молоком, пустая, с доярками;

  5. удары, помехи, звуки, раздражения;

  6. крышке, антенне, голове, экрану;

  7. удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

  8. плохо, нормально, волшебником, утром;

  9. странным образом, одинаково, в обед, по-разному.





















Оценка, самооценка результатов работы.

Критерии

Показатели

Баллы

1.Понимание прочитанного

1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного.

2.Искажение прочитанного.

3.Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного.

3

 2

1

2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию

1.Самостоятельно и в полном объеме находят нужную для понимания смысла информацию.

2. Находят нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя.

3.Находят нужную информацию только с помощью учителя.

3

 

 

 

2

 

 1

3.Умение преобразовывать текст

1.Умеют самостоятельно

преобразовывать текстовую информацию.

2.В процессе преобразования текстовой информации действуют по алгоритму или образцу.

3.Не умеют самостоятельно преобразовывать информацию.

3

 

 

2

 

 

 1

4.Количество правильных слов

За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу

9

(максимальный балл за слова)





№ п/п

Критерии

Баллы

1

1.Понимание прочитанного


2

2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию


3

3.Умение преобразовывать текст


4

Количество правильных слов



Итого:




Самооценка результатов работы























18-17 баллов - отлично

16-14 баллов - хорошо

9-13 баллов - надо поработать















































Фиксация возникающих в работе вариантов

в таблице «Бортовой журнал»

№ п/п

Наша версия

Авторская версия

Оценка «+ » или «- »

1




2




3




4




5




6




7




8




9







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!