СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме "Метод "Кроссенс" и его использование при подготовке к ГИА по географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: продемонстрировать использование метода "кроссенс" на уроках и при подготовке к итоговой аттестации, как средства развития мотивации обучения и развития логического мышления обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Метод "Кроссенс" и его использование при подготовке к ГИА по географии"»

МБОУ «Бокситогорская СОШ № 3»

Мастер-класс

по теме

«Метод «Кроссенс» и его использование при подготовке к ГИА

по географии»

Каварзина Лариса Алексеевна, учитель географии


Цель: продемонстрировать использование метода «кроссенс» на уроках и при подготовке к итоговой аттестации, как средства развития мотивации обучения и развития логического мышления обучающихся.


Слайд № 1. Тема мастер-класса


Государственную итоговую аттестацию по географии в форме ОГЭ выбирают обучающиеся с разным уровнем подготовки по учебному предмету, поэтому большое значение имеет самостоятельная подготовка.

Ещё русский философ Александр Пятигорский говорил, что человек достигает результата, только делая что-то сам.

Содержание заданий, тематика, которую охватывает материал для подготовки очень обширный. Но не все обучающиеся хотят самостоятельно повторять курсы географии предыдущих лет. В моей практике самыми затруднительными являются курс «Материки и океаны», а также темы, связанные с населением и хозяйством нашей страны. Вызывают затруднения и задания на определение стран и субъектов РФ по описанию.


Слайд № 2. Определение «кроссенса» и его пример



Одним из вариантов работы над усвоением и запоминанием материала является использование метода «Кроссенс» - метода развивающей технологии.

Данный метод я использую на консультациях при подготовке к экзаменам и на уроках, чтобы обучающиеся достаточно полно освоили учебный материал по географии.

Впервые о кроссенсе написали в журнале «Наука и жизнь», как об ассоциативной головоломке, придуманной и опубликованной в 2002 году доктором технических наук, художником, философом Владимиром Бусленко и педагогом, математиком, писателем Сергеем Фединым.

Кроссенс, с английского языка, переводится как пересечение смыслов, круг. Придумано название по аналогии со словом «кроссворд». В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены.

Внешне ассоциативная цепочка или головоломка представляет собою стандартное поле (таблицу) 3х3 из 9 квадратов для «крестиков – ноликов».

Квадраты заполнены информацией. Это могут быть фотографии, рисунки, цифры, формулы и надписи.


Слайд № 3. Схемы кроссенса


Обучающимся предлагается найти ассоциативные связи между соседними, имеющими общую сторону, картинками. Центральный квадрат объединяет по смыслу сразу несколько.



Учебная задача - разгадать центральное слово или составить рассказ (ассоциативную цепочку).



Слайд № 4. Алгоритм составления кроссенса


Алгоритм составления кроссенса следующий:

1) определить тематику, общую идею;

2) произвести поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов-изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.




Как я применяю кроссенс:


- как опорную образную схему при объяснении материала (кроссенс состоит из изображений, которые появляются в ходе урока на разных этапах или при объяснении темы на консультации);

- при проверке домашнего задания;

- при формулировке темы и постановке цели занятия (найти связь между изображениями, определить тему);

- при раскрытии информационного блока темы или поиске проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- как обобщение и закрепление материала (обучающиеся по элементам кроссенса обобщают материал и делают выводы);

- при организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений).



Практическая часть.


Задание № 1. Определите тему кроссенса (выдаётся педагогам).







1



2


Высшая законодательная власть – парламент (бундестаг и бундесрат);

исполнительная власть – правительство (канцлер);

16 исторических земель (областей).

3

4





5



6


7

Гамбуг


8


9

«7»


Вариант объяснения:

страна в Зарубежной Европе (географическое положение); республиканская форма правления; один из географов-путешественников в Южную Америку Александр Гумбольдт; Бранденбургские ворота в Берлине (достопримечательности); входит в состав «большой семёрки» стран Запада; концерн «Фольксваген» (хозяйство, отрасли промышленности, машиностроение, экспорт), крупнейший по грузообороту порт в стране; пивоварение (пиво – национальный напиток; по сбору хмеля – 1 место в мире), флаг ФРГ.



Задание № 2. Постройте логическую цепочку (выдаётся педагогам).


1



2


3

4





5



6



7



8



9


Вариант объяснения:

эндемики, сумчатые животные; природные зоны, саванны, эвкалипты; дождевые леса (субэкваториальные леса); символы природы материка; Большой Барьерный риф, коралловые образования; самый сухой материк, крики; крупные города, достопримечательности; население, аборигены; ГП, особенности природы, хозяйство Австралии.



Слайд № 5. Кроссенсы - конспекты, составленные обучающимися


Демонстрируются кроссенсы, составленные обучающимися при подготовке к итоговой аттестации по географии, в том числе бумажные варианты на листах формата А 4 и в презентации из рабочих тетрадей.



Кроссенс позволяет «оживить» научную информацию образами – портретами, произведениями искусства, изображениями географических объектов, пейзажными картинками. Всё это позволяет обучающимся быстрее и легче усвоить материал, надолго его запомнить.

На консультациях по подготовке к ОГЭ по географии мы отработали с использованием кроссенса задания на определение заповедника, который хотят посетить школьники или студенты, на определение страны или субъекты РФ по описанию.

Повторили номенклатуру и особенности природы материков. Рассмотрели такие понятия, как рациональное и нерациональное природопользование.

Использованием метода «кроссенс» в своей работе я решаю такие задачи, как:

- активизация самостоятельной подготовки обучающихся;

- создание электронного банка данных собственных методических разработок по вопросам подготовки к ГИА и творческих работ обучающихся.

В своей работе использую как собственные разработки, так и материалы педагогов электронных ресурсов «Мультиурок» и «Инфоурок».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!