МБОУ «Бокситогорская СОШ № 3»
Мастер-класс
по теме
«Метод «Кроссенс» и его использование при подготовке к ГИА
по географии»
Каварзина Лариса Алексеевна, учитель географии
Цель: продемонстрировать использование метода «кроссенс» на уроках и при подготовке к итоговой аттестации, как средства развития мотивации обучения и развития логического мышления обучающихся.
Слайд № 1. Тема мастер-класса
Государственную итоговую аттестацию по географии в форме ОГЭ выбирают обучающиеся с разным уровнем подготовки по учебному предмету, поэтому большое значение имеет самостоятельная подготовка.
Ещё русский философ Александр Пятигорский говорил, что человек достигает результата, только делая что-то сам.
Содержание заданий, тематика, которую охватывает материал для подготовки очень обширный. Но не все обучающиеся хотят самостоятельно повторять курсы географии предыдущих лет. В моей практике самыми затруднительными являются курс «Материки и океаны», а также темы, связанные с населением и хозяйством нашей страны. Вызывают затруднения и задания на определение стран и субъектов РФ по описанию.
Слайд № 2. Определение «кроссенса» и его пример
Одним из вариантов работы над усвоением и запоминанием материала является использование метода «Кроссенс» - метода развивающей технологии.
Данный метод я использую на консультациях при подготовке к экзаменам и на уроках, чтобы обучающиеся достаточно полно освоили учебный материал по географии.
Впервые о кроссенсе написали в журнале «Наука и жизнь», как об ассоциативной головоломке, придуманной и опубликованной в 2002 году доктором технических наук, художником, философом Владимиром Бусленко и педагогом, математиком, писателем Сергеем Фединым.
Кроссенс, с английского языка, переводится как пересечение смыслов, круг. Придумано название по аналогии со словом «кроссворд». В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены.
Внешне ассоциативная цепочка или головоломка представляет собою стандартное поле (таблицу) 3х3 из 9 квадратов для «крестиков – ноликов».
Квадраты заполнены информацией. Это могут быть фотографии, рисунки, цифры, формулы и надписи.
Слайд № 3. Схемы кроссенса
Обучающимся предлагается найти ассоциативные связи между соседними, имеющими общую сторону, картинками. Центральный квадрат объединяет по смыслу сразу несколько.
Учебная задача - разгадать центральное слово или составить рассказ (ассоциативную цепочку).
Слайд № 4. Алгоритм составления кроссенса
Алгоритм составления кроссенса следующий:
1) определить тематику, общую идею;
2) произвести поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов-изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Как я применяю кроссенс:
- как опорную образную схему при объяснении материала (кроссенс состоит из изображений, которые появляются в ходе урока на разных этапах или при объяснении темы на консультации);
- при проверке домашнего задания;
- при формулировке темы и постановке цели занятия (найти связь между изображениями, определить тему);
- при раскрытии информационного блока темы или поиске проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- как обобщение и закрепление материала (обучающиеся по элементам кроссенса обобщают материал и делают выводы);
- при организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений).
Практическая часть.
Задание № 1. Определите тему кроссенса (выдаётся педагогам).
1 | 2 Высшая законодательная власть – парламент (бундестаг и бундесрат); исполнительная власть – правительство (канцлер); 16 исторических земель (областей). | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 Гамбуг | 8 | 9 «7» |
Вариант объяснения:
страна в Зарубежной Европе (географическое положение); республиканская форма правления; один из географов-путешественников в Южную Америку Александр Гумбольдт; Бранденбургские ворота в Берлине (достопримечательности); входит в состав «большой семёрки» стран Запада; концерн «Фольксваген» (хозяйство, отрасли промышленности, машиностроение, экспорт), крупнейший по грузообороту порт в стране; пивоварение (пиво – национальный напиток; по сбору хмеля – 1 место в мире), флаг ФРГ.
Задание № 2. Постройте логическую цепочку (выдаётся педагогам).
Вариант объяснения:
эндемики, сумчатые животные; природные зоны, саванны, эвкалипты; дождевые леса (субэкваториальные леса); символы природы материка; Большой Барьерный риф, коралловые образования; самый сухой материк, крики; крупные города, достопримечательности; население, аборигены; ГП, особенности природы, хозяйство Австралии.
Слайд № 5. Кроссенсы - конспекты, составленные обучающимися
Демонстрируются кроссенсы, составленные обучающимися при подготовке к итоговой аттестации по географии, в том числе бумажные варианты на листах формата А 4 и в презентации из рабочих тетрадей.
Кроссенс позволяет «оживить» научную информацию образами – портретами, произведениями искусства, изображениями географических объектов, пейзажными картинками. Всё это позволяет обучающимся быстрее и легче усвоить материал, надолго его запомнить.
На консультациях по подготовке к ОГЭ по географии мы отработали с использованием кроссенса задания на определение заповедника, который хотят посетить школьники или студенты, на определение страны или субъекты РФ по описанию.
Повторили номенклатуру и особенности природы материков. Рассмотрели такие понятия, как рациональное и нерациональное природопользование.
Использованием метода «кроссенс» в своей работе я решаю такие задачи, как:
- активизация самостоятельной подготовки обучающихся;
- создание электронного банка данных собственных методических разработок по вопросам подготовки к ГИА и творческих работ обучающихся.
В своей работе использую как собственные разработки, так и материалы педагогов электронных ресурсов «Мультиурок» и «Инфоурок».