СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: «Формирование читательской грамотности через приёмы ТРКМ на примере урока чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство коллег с приёмами технологии  развития критического мышления, включённых в один урок  с целью формирования читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: «Формирование читательской грамотности через приёмы ТРКМ на примере урока чтения»»

Барабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Демьянская СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова» Уватского муниципального района


Мастер-класс по теме: «Формирование читательской грамотности через приёмы ТРКМ на примере урока чтения»

Цель: Познакомить коллег с приёмами технологии развития критического мышления, которые можно включить в один урок с целью формирования читательской грамотности.

Выступление:

Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании читательской грамотности младших школьников, является технология развития критического мышления, которая помогает формировать УУД, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Все вы прекрасно знаете, что основа данной технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Предлагаю на примере урока литературного чтения во 2 классе по теме «В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»» (УМК «Школа России») рассмотреть некоторые из них.

Урок начинается с включения записи звуков леса и вопроса:

«Где можно услышать эти звуки?» (Дети отвечают)

Учитель: Мы живем в сельской местности и многие из вас с родителями ходили в лес. Отгадайте ребус и скажите, не за этим ли вы отправлялись туда?

Учитель: Ваш ответ? (гриб)

Учитель: Поднимите руку, кто с родителями ходил в лес за грибами?

Учитель: Многие ходили в лес, собирали и подосиновики, (помещаю фотографии грибов) и крепыши боровики, и подберёзовики, и рыжики, и мохнатые волнушки, и растущие кучками на старых пнях опята. Всё это съедобные грибы. (помещаю карточку «Съедобные» над грибами) И, конечно, обращали внимание на мухоморы с ярко раскрашенными шляпками и другие ядовитые, несъедобные грибы. (помещаю карточку «Несъедобные») Все это грибы. (помещаю карточку «Грибы» в центре) Мы с вами начали составлять кластер и закончим к концу урока.

Учитель: А сейчас поиграем в игру «Верите ли вы, что..?»

Перед вами табличка, разделённая на 8 столбиков-вопросов.

1

2

3

4

5

6

7

8

















Читаю первый вопрос. Если считаете, что нужно ответить «Верю» – ставите «+» под цифрой 1, а если «Не верю» – «-». И так поступаем с каждым вопросом, заполняя только первую строчку под числами.

  • Верите ли вы, что…

1. грибы – это растения?

2. грибы – это особое царство живой природы?

3. кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?

4. грибов на свете около 1 тысячи видов?

5. плесень на продуктах питания – это гриб?

6. у лесных грибов нет корней, а в почве от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити?

7. грибы могут расти на деревьях?

8. некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

Учитель: У нас осталась пустой последняя строчка. Скоро мы вернёмся к этой таблице и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Учитель: Ребята, к каким источникам информации мы можем обратиться, чтобы проверить правильность информации? (учитель, взрослые, интернет, книги, энциклопедии)

Учитель: Мы сегодня познакомимся с текстом о грибах из энциклопедии. Что такое энциклопедия? (Ребята отвечают)

Учитель: «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» в переводе с французского языка означает «свод знаний». Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой вопрос. Они называются универсальными. Это  «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Что такое. Кто такой», «Я познаю мир» и другие.

Есть  энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки. Например, о географии, космосе. (показываю выставку энциклопедий)

В энциклопедиях содержатся научные сведения. Тексты, которые дают ответы на научные вопросы, называются научными текстами.

 (добавляю в кластер табличку со словосочетанием  «научный текст»)

Учитель: А кто мог написать научный текст о грибах? (Учёный, биолог, исследователь природы).

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Дети отвечают)

Учитель: Тема нашего урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

Это у нас всё длилась стадия «Вызова», во время которой мы смогли замотивировать детей на работу, актуализировать знания и сформулировать тему и цели урока. При этом использовали приёмы «Верите ли вы, что…» и «Кластер», отгадывание ребуса, т.е. работали с несплошными текстами.

Перходим ко второй стадии – «оcмысление», т.е. работа над новым материалом.

Учитель: Сейчас вы поработайте в парах со статьей из энциклопедии на с.77. Ваша задача - прочитать, обратиться к карточке с вопросами «Верите ли вы, что..?» и найти те, на которые даны научные ответы. (ребята работают в парах)

Учитель: Итак, на какие вопросы вы нашли научные ответы? Называем номер вопроса и даем верный ответ. Сразу под соответствующим номером в таблице ставите «+», если высказывание было верное, «-» - если неверное. (1 – «-», 2 – «+», 3 – «-», 4 – «+», 5 - «+», 7 – «+»)

Учитель: Сколько вопросов у нас осталось без правильных ответов? (2)

Учитель: Дополнительные научные сведения о грибах, информацию, факты (помещаю карточки с этими словами в кластер) мы получим из энциклопедических статей, которые я вам приготовила.

Далее идёт работа в группах.

Учитель: Каждый член группы получает листок со своей информацией. Читает, находит интересные для него факты и рассказывает всем членам группы.

То есть ребята получают несплошной текст и с ним работают: извлекают информацию, лаконично пересказывают членам своей группы. Формируется один из компонентов функциональной грамотности - умение выстраивать общение, критически оценивать информацию.

Текст:

1. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки.

А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2. Оказывается, грибы очень нужны в лесу.

Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые.

Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

4 Грибы не только то, что растет в лесу под елкой, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб.

Твердые образова­ния на стволах деревьев - это грибы.

Белый на­лет на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным, и рыжие пятнышки на листьях смородины - тоже грибы.

И всем известные дрожжи - грибы.


И после работы с научным текстом возвращаемся к 6 и 8 вопросу, заканчиваем заполнение таблицы и выясняем, какие ошибки допустили, о чём не знали и узнали из научной статьи. То есть снова идёт работа над формированием читательской компетенции: обнаруживать и устранять противоречия, оценивать уровень знаний по теме.

Далее на слайде появляется портрет В. Берестова  «Хитрые грибы». И ребята решают проблемную ситуацию: с какой целью появился этот слайд? Работают снова с несплошным текстом и приходят к выводу, что познакомимся с произведением В. Берестова  «Хитрые грибы». После работы над текстом ребятам предлагаю сравнить два текста, которые изучали и ответить на вопросы:

  1. Первый текст – научный, а стихотворение В.Берестова можно назвать научным?

Дети в процессе беседы узнают, что текст, который передаёт настроение автора, называется художественный текст.  Продолжаем заполнять кластер и появляется табличка « художественный текст».

  1. Можно сказать, что у них есть что-то общее? ( Да, у них одна тема – грибы.)

  2.  А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое – проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.

Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Обобщив, заканчиваю кластер:

Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

На стадии рефлексии подводим итог на основе кластера и обобщаем полученные знания.

В течение всего урока работали над формированием читательской грамотности через ТРКМ со сплошными и несплошными текстами: проверяли достоверность информации, аргументировали, получали научные знания, сотрудничали, строили развёрнутые высказывания, интегрировали (связывали отдельные сообщения в единое целое) и интерпретировали (растолковывали). А на дом дети получили задание на выбор: составить синквейн со словом «Грибы» или диаманту со словами «Лесные грибы», «Дрожжи» или выучить наизусть стихотворение В.Берестова «Хитрые грибы»

Спасибо за внимание.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!