СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по составлению технологической карты урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

При составлении технологической карты больше вероятность избежать ошибок в работе. Урок становится продуманным и предсказуемым, так как на каждом этапе прописываются результат и деятельность каждого из субъектов образования

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по составлению технологической карты урока»

Мастер-класс «Технологическая карта современного урока»

Организация работы в режиме системно-деятельностного подхода предъявляет определённые требования к структуре урока – этапы урока, цель, содержание учебного материала, методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Действенным инструментом в таком процессе является технологическая карта урока, которая даёт возможность максимально детализировать урок ещё на стадии его подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе.

Очень часто можно услышать от учителей, что составление технологической карты занимает очень много времени, которого нам, учителям, и так не хватает. Вот именно поэтому мне хотелось бы поделиться некоторыми секретами работы над технологической картой урока.

Прежде всего хотелось бы объяснить название своего мастер-класса. Что такое «технологическая карта»?

Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. Технологическая карта - это:

  • современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

  • способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

У каждого учителя в арсенале обязательно найдётся набор средств, из которых можно построить современный урок и оформить его в виде технологической карты.

Итак, с чего же мы начинаем разрабатывать урок, зная его тему? Конечно, прежде всего мы должны определить, с какой целью с точки зрения организации деятельности учащихся проводится данный урок. Здесь у нас появляется наш первый набор – набор целей. По сути, таких целей всего 7.

Таблица № 1.

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изу­чения новой темы

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности

Организовать деятель­ность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

Обеспечить проверку и оценку знаний и спосо­бов деятельности уча­щихся

Организовать деятель­ность учащихся по кор­рекции своих знаний и способов деятельности



Естественно, что далее в зависимости от цели мы сталкиваемся с необходимостью определить тип урока. Используем классификацию уроков Т.И. Шамовой, которая позволяет определить тип и структуру урока в зависимости от его цели. Типы урока – это следующий набор в нашем арсенале. Каждому типу соответствует определённая структура.

Таблица № 2

«О» ТИП

(вводное занятие)

мотивация – образное представление об изучаемой теме – осмысление практической и социальной значимости – рефлексия.

1ТИП

(изучение и первич­ное закрепление новых знаний и способов деятель­ности)

мотивация – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия.

2 ТИП

(закрепление зна­ний и способов деятельности)

мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция – рефлексия.

3 ТИП

(комплексное при­менение знаний и способов деятель­ности)

мотивация – актуализация комплекса знаний и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль и контроль – коррекция – рефлексия.

4 ТИП

(обобщение и систематизация знаний и способов дея­тельности)

мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – установление внутри предметных и межпредметных связей – рефлексия.

5 ТИП

(проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся)

мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль – контроль – анализ, оценка – коррекция – рефлексия.

6 ТИП

(коррекция знаний и способов деятель­ности учащихся)

мотивация - коррекция - рефлексия



Следующий набор, который есть у каждого учителя – это этапы урока. По действующей в нашей школе классификации таких этапов 13. Все ли этапы мы должны включить в урок? Конечно, нет. Этапы урока выбираются в соответствии со структурой данного типа урока.

Таблица № 3.

1. организационный этап;

2. этап проверки домашнего задания;

3. этап актуализации субъектного опыта учащихся;

4. этап изучения новых знаний и способов деятельности;

5. этап первичной проверки понимания изученного;

6. этап закрепления изученного;

7. этап применения изученного;

8. этап обобщения и систематизации;

9. этап контроля и самоконтроля;

10. этап коррекции;

11. этап информации о домашнем задании;

12. этап подведения итогов учебного занятия;

13. рефлексия


Далее опре­деляются планируемые результаты урока как система задач уче­ника в рамках учебной темы в соответ­ствии с тремя группами образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные). Все эти задачи опять же не нужно придумывать, они есть в ООП каждой школы. Мы просто берём именно те УУД, которые необходимы для данного конкретного урока.

Помещаем планируемые результаты в таблицу, которая тоже будет являться своеобразным набором для составления технологической карты урока.



Таблица № 4

Предметные

Метапредметные

Личностные



Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи)

Планирование 

Прогнозирование

Контроль

Коррекция 

Оценка 

Самоопределение

 (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразование 

(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).



Ну а теперь мы начинаем конструировать сам урок. Для этого помещаем уже готовые детали нашего конструктора в Технологическую карту урока.


Таблица № 5

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты


















В 1 колонку помещаем выбранные нами этапы урока (таблица 3), в 4 колонку – выбранные планируемые результаты (таблица 4) для каждого этапа урока. А что же будет во 2 и в 3 колонке? Здесь тоже есть свои шаблоны

Таблица 6.

Шаблоны: деятельность учителя:

  • Проверяет готовность учащихся к уроку

  • Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

  • Выдвигает проблему

  • Создаёт эмоциональный настрой на…

  • Формулирует задание

  • Напоминает обучающимся, как…

  • Предлагает индивидуальные задания

  • Проводит параллель с ранее изученным материалом

  • Обеспечивает мотивацию выполнения…

  • Контролирует выполнение работы

  • Осуществляет: индивидуальный контроль, выборочный контроль

  • Побуждает к высказыванию своего мнения

  • Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

  • Дает: комментарий к выполнению домашнего задания, Задание на поиск в тексте особенностей

  • Организует: взаимопроверку, коллективную проверку, проверку выполнения задания, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, оценочные высказывания учащихся, обсуждение способов решения, поисковую работу учащихся, самостоятельную работу с учебником, беседу, связывая результаты урока с его целями

  • Подводит учащихся к выводу о…

  • Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

  • Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

  • Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Это необходимый набор, который можно постоянно дополнять.

В 3 колонку мы помещаем деятельность учащихся. Здесь также есть свой набор

Таблица 7

Шаблоны: деятельность учащихся

  • Выполняют действие в тетради

  • По очереди комментируют…

  • Обосновывают выбор написания

  • Приводят примеры

  • Проговаривают по цепочке

  • Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют)…

  • Составляют схемы слов, предложений

  • Проводят анализ

  • Отвечают на вопросы учителя

  • Выполняют задание по карточкам

  • Называют правило, на которое опирались при выполнении задания

  • Выявляют закономерность

  • Определяют причины…

  • Формулируют выводы наблюдений

  • Объясняют свой выбор

  • Высказывают свои предположения в паре

  • Подчеркивают характеристики

  • Находят в тексте понятия, информацию

  • Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

  • Высказывают своё мнение

  • Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимооценку, взаимопроверку, предварительную оценку

  • Формулируют конечный результат своей работы на уроке

  • Называют основные позиции нового материала и как их усвоили


Если колонки 1 и 4 технологической карты строго регламентированы, то во 2 и 3 колонках мы видим простор для творчества. В методической копилке каждого учителя, я уверена, есть огромный запас различных приёмов и техник, которые также включаем в эти колонки.

Организационный этап

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, ОБЖ.
Фантастическая добавка
Рифмованное начало урока.
Эмоциональное вхождение в урок.
Начало урока с элементами театрализации.
Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока
Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока
Начало урока с эпиграфа к уроку.
Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса.
Создания проблемной ситуации.

Этап проверки домашнего задания


Отсроченная отгадка
Театрализация
Игра в случайность
Обсуждение выполнения домашнего задания
Лови ошибку
Идеальный опрос

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Этап изучения новых знаний и способов деятельности


Удивляй!

Пресс-конференция

Своя опора

Привлекательная цель

Лови ошибку

Отсроченная отгадка

Вопросы к тексту

Этап первичной проверки понимания изученного

Этап закрепления изученного


Этап применения изученного

Своя опора

Да - нетка

Лови ошибку

Работа в группах

Игра- тренинг

Деловая игра «Я – учитель»

Щадящий опрос

Этап обобщения и систематизации

Тест

Своя опора

Кластер (гроздь)

Группировка изученного материала

Повторяем с контролем

Повторяем с расширением

Пересечение тем

Этап контроля и самоконтроля




Опрос по цепочке

Программируемый опрос

Тихий опрос

Идеальный опрос

Блиц - контрольная

Выборочный контроль

Этап коррекции

Этап информации о домашнем задании


Этап подведения итогов учебного занятия


Рефлексия

Рисуем настроение

«Елочка»

«Дерево творчества»

«Огонек общения»

Интеллектуальная рефлексия

Лесенка «Моё состояние»

Ну а теперь давайте попробуем вместе составить технологическую карту урока.

Сначала заполняем «шапку», в которой указывается предмет, класс, программа. Тема моего урока русского языка «Глагол как часть речи».

Выбираем из таблицы № 1 цель организации деятельности учащихся. На данном уроке мы даём детям новые знания. Следовательно, цель - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Какой тип урока соответствует данной цели? Да, это 1 тип (Открытие новых знаний и способов действий). Такой тип предполагает следующую структуру: мотивация – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия.

Для того чтобы выдержать данную структуру, нам необходим следующий набор планируемых результатов. Их мы помещаем в отдельную таблицу, чтобы потом использовать в технологической карте.

На данном уроке поставим следующие задачи:

Дидактические:
- сформировать умение определять вид глагола.

- закрепить умение находить глаголы в тексте

Развивающие:
- развивать коммуникативные качества учащихся, монологическую речь
-развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы;
- формировать развитие орфографической зоркости;

Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.



Этапы урока, соответствующие структуре данного типа урока, вы видите на слайде.

Заполнив 1 и 4 столбцы, приступаю к заполнению деятельности учителя и параллельно с нею – деятельности учащихся. Я остановлюсь на 2 и 3 колонках технологической карты.

Для 1 этапа я выбрала проверку готовности к уроку и эмоциональный настрой в виде игры «ДА, НЕТ». Соответственно учащиеся оценивают свою готовность по данным мною критериям и эмоционально настраиваются на урок.

Проходит проверка д/з и чистописание с использованием интернет-ресурсов.

Поисковый этап начинается с работы 2-х групп детей по «Маршрутному листу». Сначала дети выступают в роли исследователей, выполняя задания в учебнике, затем взаимопроверка на этапе «Мы – эксперты» дети проверяют правильность выполнения заданий по шаблону на доске.

На 3 этапе «Мы – практики» учащиеся работают над мини-проектами. 1 группа «Глагол как часть речи», 2 группа «Грамматические признаки глагола». В каждой группе исследователи анализируют информацию в учебнике и составляют схемы по теме мини-проекта.

Практики составляют вопросы (с ответами) по данной теме, которые они смогут задать исследователям во время защиты проектов.

На рефлексивно-оценочном этапе одна группа оценивает мини-проект, выполненный другой группой по критериям, которые даны учителем каждой группе перед выполнением работы.

Затем все учащиеся выполняют тест «Повторяем, что такое глагол (Наведи порядок в библиотеке)». Самопроверка по тесту.

Рефлексия выполняется в форме дополнения высказывания по группам, которые анализируют свою работу по данному на доске образцу.

Всё, моя деятельность продумана, спрогнозированы действия детей. Технологическая карта готова.

Работая с использованием технологических карт, заметны позитивные изменения в развитии личностных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся.

При составлении технологической карты больше вероятность избежать ошибок в работе. Урок становится продуманным и предсказуемым, так как на каждом этапе прописываются результат и деятельность каждого из субъектов образования, поэтому становится возможным быстро и полно проанализировать урок администрации и учителю, снять организационно-методические проблемы.



















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!