Мастер-класс «Технологическая карта современного урока»
Организация работы в режиме системно-деятельностного подхода предъявляет определённые требования к структуре урока – этапы урока, цель, содержание учебного материала, методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Действенным инструментом в таком процессе является технологическая карта урока, которая даёт возможность максимально детализировать урок ещё на стадии его подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе.
Очень часто можно услышать от учителей, что составление технологической карты занимает очень много времени, которого нам, учителям, и так не хватает. Вот именно поэтому мне хотелось бы поделиться некоторыми секретами работы над технологической картой урока.
Прежде всего хотелось бы объяснить название своего мастер-класса. Что такое «технологическая карта»?
Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. Технологическая карта - это:
современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
У каждого учителя в арсенале обязательно найдётся набор средств, из которых можно построить современный урок и оформить его в виде технологической карты.
Итак, с чего же мы начинаем разрабатывать урок, зная его тему? Конечно, прежде всего мы должны определить, с какой целью с точки зрения организации деятельности учащихся проводится данный урок. Здесь у нас появляется наш первый набор – набор целей. По сути, таких целей всего 7.
Таблица № 1.
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы |
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности |
Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся |
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности |
Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности |
Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся |
Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности |
Естественно, что далее в зависимости от цели мы сталкиваемся с необходимостью определить тип урока. Используем классификацию уроков Т.И. Шамовой, которая позволяет определить тип и структуру урока в зависимости от его цели. Типы урока – это следующий набор в нашем арсенале. Каждому типу соответствует определённая структура.
Таблица № 2
«О» ТИП (вводное занятие) | мотивация – образное представление об изучаемой теме – осмысление практической и социальной значимости – рефлексия. |
1ТИП (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности) | мотивация – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия. |
2 ТИП (закрепление знаний и способов деятельности) | мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция – рефлексия. |
3 ТИП (комплексное применение знаний и способов деятельности) | мотивация – актуализация комплекса знаний и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль и контроль – коррекция – рефлексия. |
4 ТИП (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности) | мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – установление внутри предметных и межпредметных связей – рефлексия. |
5 ТИП (проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся) | мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль – контроль – анализ, оценка – коррекция – рефлексия. |
6 ТИП (коррекция знаний и способов деятельности учащихся) | мотивация - коррекция - рефлексия |
Следующий набор, который есть у каждого учителя – это этапы урока. По действующей в нашей школе классификации таких этапов 13. Все ли этапы мы должны включить в урок? Конечно, нет. Этапы урока выбираются в соответствии со структурой данного типа урока.
Таблица № 3.
1. организационный этап;
2. этап проверки домашнего задания;
3. этап актуализации субъектного опыта учащихся;
4. этап изучения новых знаний и способов деятельности;
5. этап первичной проверки понимания изученного;
6. этап закрепления изученного;
7. этап применения изученного;
8. этап обобщения и систематизации;
9. этап контроля и самоконтроля;
10. этап коррекции;
11. этап информации о домашнем задании;
12. этап подведения итогов учебного занятия;
13. рефлексия
Далее определяются планируемые результаты урока как система задач ученика в рамках учебной темы в соответствии с тремя группами образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные). Все эти задачи опять же не нужно придумывать, они есть в ООП каждой школы. Мы просто берём именно те УУД, которые необходимы для данного конкретного урока.
Помещаем планируемые результаты в таблицу, которая тоже будет являться своеобразным набором для составления технологической карты урока.
Таблица № 4
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Познавательные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи) Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). |
Ну а теперь мы начинаем конструировать сам урок. Для этого помещаем уже готовые детали нашего конструктора в Технологическую карту урока.
Таблица № 5
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
В 1 колонку помещаем выбранные нами этапы урока (таблица 3), в 4 колонку – выбранные планируемые результаты (таблица 4) для каждого этапа урока. А что же будет во 2 и в 3 колонке? Здесь тоже есть свои шаблоны
Таблица 6.
Шаблоны: деятельность учителя: |
|
|
|
|
|
Напоминает обучающимся, как… |
|
|
|
|
Осуществляет: индивидуальный контроль, выборочный контроль |
|
|
Дает: комментарий к выполнению домашнего задания, Задание на поиск в тексте особенностей |
Организует: взаимопроверку, коллективную проверку, проверку выполнения задания, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, оценочные высказывания учащихся, обсуждение способов решения, поисковую работу учащихся, самостоятельную работу с учебником, беседу, связывая результаты урока с его целями |
|
|
|
|
Это необходимый набор, который можно постоянно дополнять.
В 3 колонку мы помещаем деятельность учащихся. Здесь также есть свой набор
Таблица 7
Шаблоны: деятельность учащихся |
|
|
|
|
|
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют)… |
Составляют схемы слов, предложений |
|
|
|
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания |
|
|
|
|
|
|
Находят в тексте понятия, информацию |
Слушают доклад, делятся впечатлениями о… |
|
Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимооценку, взаимопроверку, предварительную оценку |
|
|
|
Если колонки 1 и 4 технологической карты строго регламентированы, то во 2 и 3 колонках мы видим простор для творчества. В методической копилке каждого учителя, я уверена, есть огромный запас различных приёмов и техник, которые также включаем в эти колонки.
Организационный этап | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, ОБЖ. Фантастическая добавка Рифмованное начало урока. Эмоциональное вхождение в урок. Начало урока с элементами театрализации. Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока Начало урока с эпиграфа к уроку. Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации. |
Этап проверки домашнего задания | Отсроченная отгадка Театрализация Игра в случайность Обсуждение выполнения домашнего задания Лови ошибку Идеальный опрос |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Удивляй! Пресс-конференция Своя опора Привлекательная цель Лови ошибку Отсроченная отгадка Вопросы к тексту |
Этап первичной проверки понимания изученного |
Этап закрепления изученного |
Этап применения изученного | Своя опора Да - нетка Лови ошибку Работа в группах Игра- тренинг Деловая игра «Я – учитель» Щадящий опрос |
Этап обобщения и систематизации | Тест Своя опора Кластер (гроздь) Группировка изученного материала Повторяем с контролем Повторяем с расширением Пересечение тем |
Этап контроля и самоконтроля | Опрос по цепочке Программируемый опрос Тихий опрос Идеальный опрос Блиц - контрольная Выборочный контроль |
Этап коррекции |
Этап информации о домашнем задании | |
Этап подведения итогов учебного занятия | |
Рефлексия | Рисуем настроение «Елочка» «Дерево творчества» «Огонек общения» Интеллектуальная рефлексия Лесенка «Моё состояние» |
Ну а теперь давайте попробуем вместе составить технологическую карту урока.
Сначала заполняем «шапку», в которой указывается предмет, класс, программа. Тема моего урока русского языка «Глагол как часть речи».
Выбираем из таблицы № 1 цель организации деятельности учащихся. На данном уроке мы даём детям новые знания. Следовательно, цель - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Какой тип урока соответствует данной цели? Да, это 1 тип (Открытие новых знаний и способов действий). Такой тип предполагает следующую структуру: мотивация – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия.
Для того чтобы выдержать данную структуру, нам необходим следующий набор планируемых результатов. Их мы помещаем в отдельную таблицу, чтобы потом использовать в технологической карте.
На данном уроке поставим следующие задачи:
Дидактические:
- сформировать умение определять вид глагола.
- закрепить умение находить глаголы в тексте
Развивающие:
- развивать коммуникативные качества учащихся, монологическую речь
-развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы;
- формировать развитие орфографической зоркости;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.
Этапы урока, соответствующие структуре данного типа урока, вы видите на слайде.
Заполнив 1 и 4 столбцы, приступаю к заполнению деятельности учителя и параллельно с нею – деятельности учащихся. Я остановлюсь на 2 и 3 колонках технологической карты.
Для 1 этапа я выбрала проверку готовности к уроку и эмоциональный настрой в виде игры «ДА, НЕТ». Соответственно учащиеся оценивают свою готовность по данным мною критериям и эмоционально настраиваются на урок.
Проходит проверка д/з и чистописание с использованием интернет-ресурсов.
Поисковый этап начинается с работы 2-х групп детей по «Маршрутному листу». Сначала дети выступают в роли исследователей, выполняя задания в учебнике, затем взаимопроверка на этапе «Мы – эксперты» дети проверяют правильность выполнения заданий по шаблону на доске.
На 3 этапе «Мы – практики» учащиеся работают над мини-проектами. 1 группа «Глагол как часть речи», 2 группа «Грамматические признаки глагола». В каждой группе исследователи анализируют информацию в учебнике и составляют схемы по теме мини-проекта.
Практики составляют вопросы (с ответами) по данной теме, которые они смогут задать исследователям во время защиты проектов.
На рефлексивно-оценочном этапе одна группа оценивает мини-проект, выполненный другой группой по критериям, которые даны учителем каждой группе перед выполнением работы.
Затем все учащиеся выполняют тест «Повторяем, что такое глагол (Наведи порядок в библиотеке)». Самопроверка по тесту.
Рефлексия выполняется в форме дополнения высказывания по группам, которые анализируют свою работу по данному на доске образцу.
Всё, моя деятельность продумана, спрогнозированы действия детей. Технологическая карта готова.
Работая с использованием технологических карт, заметны позитивные изменения в развитии личностных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся.
При составлении технологической карты больше вероятность избежать ошибок в работе. Урок становится продуманным и предсказуемым, так как на каждом этапе прописываются результат и деятельность каждого из субъектов образования, поэтому становится возможным быстро и полно проанализировать урок администрации и учителю, снять организационно-методические проблемы.
7