СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по изготовлению нитяных кукол "Мартиничек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР - КЛАСС

Изготовление кукол из ниток.

Цель: Знакомство  с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.

Слайд 3.

Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.

Слайд 4.

Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.

Слайд 5.

Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Слайд 6. Игровые куклы

В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.

Слайд 7. Обрядовые куклы

В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.

Слайд 8. Кукла-оберег

Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.

Слайд 9.

Куклы обереги были в качестве  амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.

Слайд 10. Волшебные свойства куклы.

Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»

Слайд 12.

Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. 

Слайд 13.

Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.

Слайд 14.

Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком,  наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.

В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол  из ткани, они тут же захотели играть с ними.

Слайд 15. Мартинички.

Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.

Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. 

Слайд 16.  Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.  

Слайд 17. Для работы потребуется:

 • 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,  • ножницы,   • плотный  картон, блокнот, причем  длина заготовки – длина куклы.

Слайд 18. Последовательность изготовления.

Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.

Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи

Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).

Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.

Слайд 23.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.

Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.

Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.

Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.

Слайд 29. Кукол продеваем на  веревочку бело-красного цвета.

Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.

Слайд 31. Приступаем к работе!

МАСТЕР - КЛАСС

Изготовление кукол из ниток.

Цель: Знакомство  с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.

Слайд 3.

Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.

Слайд 4.

Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.

Слайд 5.

Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Слайд 6. Игровые куклы

В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.

Слайд 7. Обрядовые куклы

В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.

Слайд 8. Кукла-оберег

Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.

Слайд 9.

Куклы обереги были в качестве  амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.

Слайд 10. Волшебные свойства куклы.

Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»

Слайд 12.

Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. 

Слайд 13.

Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.

Слайд 14.

Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком,  наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.

В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол  из ткани, они тут же захотели играть с ними.

Слайд 15. Мартинички.

Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.

Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. 

Слайд 16.  Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.  

Слайд 17. Для работы потребуется:

 • 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,  • ножницы,   • плотный  картон, блокнот, причем  длина заготовки – длина куклы.

Слайд 18. Последовательность изготовления.

Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.

Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи

Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).

Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.

Слайд 23.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.

Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.

Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.

Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.

Слайд 29. Кукол продеваем на  веревочку бело-красного цвета.

Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.

Слайд 31. Приступаем к работе!

МАСТЕР - КЛАСС

Изготовление кукол из ниток.

Цель: Знакомство  с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.

Слайд 3.

Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.

Слайд 4.

Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.

Слайд 5.

Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Слайд 6. Игровые куклы

В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.

Слайд 7. Обрядовые куклы

В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.

Слайд 8. Кукла-оберег

Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.

Слайд 9.

Куклы обереги были в качестве  амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.

Слайд 10. Волшебные свойства куклы.

Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»

Слайд 12.

Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. 

Слайд 13.

Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.

Слайд 14.

Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком,  наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.

В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол  из ткани, они тут же захотели играть с ними.

Слайд 15. Мартинички.

Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.

Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. 

Слайд 16.  Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.  

Слайд 17. Для работы потребуется:

 • 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,  • ножницы,   • плотный  картон, блокнот, причем  длина заготовки – длина куклы.

Слайд 18. Последовательность изготовления.

Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.

Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи

Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).

Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.

Слайд 23.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.

Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.

Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.

Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.

Слайд 29. Кукол продеваем на  веревочку бело-красного цвета.

Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.

Слайд 31. Приступаем к работе!

МАСТЕР - КЛАСС

Изготовление кукол из ниток.

Цель: Знакомство  с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.

Слайд 3.

Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.

Слайд 4.

Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.

Слайд 5.

Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Слайд 6. Игровые куклы

В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.

Слайд 7. Обрядовые куклы

В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.

Слайд 8. Кукла-оберег

Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.

Слайд 9.

Куклы обереги были в качестве  амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.

Слайд 10. Волшебные свойства куклы.

Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»

Слайд 12.

Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. 

Слайд 13.

Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.

Слайд 14.

Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком,  наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.

В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол  из ткани, они тут же захотели играть с ними.

Слайд 15. Мартинички.

Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.

Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. 

Слайд 16.  Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.  

Слайд 17. Для работы потребуется:

 • 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,  • ножницы,   • плотный  картон, блокнот, причем  длина заготовки – длина куклы.

Слайд 18. Последовательность изготовления.

Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.

Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи

Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).

Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.

Слайд 23.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.

Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.

Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.

Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.

Слайд 29. Кукол продеваем на  веревочку бело-красного цвета.

Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.

Слайд 31. Приступаем к работе!

МАСТЕР - КЛАСС

Изготовление кукол из ниток.

Цель: Знакомство  с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.

Слайд 3.

Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.

Слайд 4.

Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.

Слайд 5.

Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Слайд 6. Игровые куклы

В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.

Слайд 7. Обрядовые куклы

В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.

Слайд 8. Кукла-оберег

Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.

Слайд 9.

Куклы обереги были в качестве  амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.

Слайд 10. Волшебные свойства куклы.

Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»

Слайд 12.

Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. 

Слайд 13.

Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.

Слайд 14.

Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком,  наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.

В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол  из ткани, они тут же захотели играть с ними.

Слайд 15. Мартинички.

Готовясь к праз

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по изготовлению нитяных кукол "Мартиничек"»

Мы показываем кукол,  а куклы показывают  нам мир Ноженко Наталья Сергеевна  –воспитатель МДОУ № 2 «Парусок»

Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир

Ноженко Наталья Сергеевна –воспитатель МДОУ № 2 «Парусок»

Кукла из пакли Кукла на ложке  (травы) Стригушка Веснянка Куклы из пакли  (соломенная кукла) (льна)

Кукла из пакли Кукла на ложке (травы)

Стригушка Веснянка Куклы из пакли (соломенная кукла) (льна)

«Крупеничка» – символизирует плодородие и сытный год. «Пеленашка» приносит материнскую силу невесте. «Матушкина куколка» дарится дочери для избежания многих бед и нахождения своего счастья. «Бессонница» укладывалась в колыбель, если ребёнок не спал
  • «Крупеничка» – символизирует плодородие и сытный год.

«Пеленашка» приносит материнскую силу невесте.

  • «Матушкина куколка» дарится дочери для избежания многих бед и нахождения своего счастья.

«Бессонница» укладывалась в колыбель, если ребёнок не спал

Игровые куклы

Игровые куклы

Обрядовые куклы

Обрядовые куклы

Кукла-оберег «Крупеничка» «Подорожница» «Травница»

Кукла-оберег

«Крупеничка»

«Подорожница»

«Травница»

Куклы-обереги

Куклы-обереги

Она была символом продолжения рода,  символом плодородия. Куклы –обереги  оберегали людей, жильё,  защищали от злых духов, смерти,  принимали на себя болезни и несчастья,  давали силу маленьким…
  • Она была символом продолжения рода,

символом плодородия.

  • Куклы –обереги

оберегали людей, жильё,

защищали от злых духов, смерти,

принимали на себя болезни и несчастья,

давали силу маленьким…

Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток   «Мартиничек» Цель:  Познакомить с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»

Цель: Познакомить с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

Актуальность Современные дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле.

Актуальность

  • Современные дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле.
Задачи: Помогать воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол. Вызвать интерес дошкольников к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности. Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. 

Задачи:

  • Помогать воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол.
  • Вызвать интерес дошкольников к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. 
Кукла из ткани «Кувадка»

Кукла из ткани «Кувадка»

Кукла из ниток     Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде

Кукла из ниток

Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте). Традиционно кличут весну 22 марта, в этот день поют заклички весны и ещё зовут Жаворонков. Время для праздника выбрано не случайно — это время весеннего равноденствия. И так как март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер.

Значение Мартиничек    С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Значение Мартиничек

С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Материал:   № 1 Пряжа белая 1 клубок № 2 Пряжа красная 1 клубок № 3 Обрезки пряжи или вата № 4 Ножницы и картонный шаблон

Материал:

№ 1

Пряжа белая

1 клубок

№ 2

Пряжа красная

1 клубок

№ 3

Обрезки пряжи или вата

№ 4

Ножницы

и картонный шаблон

Последовательность изготовления:

Последовательность изготовления:

Изготовление тела На картонный квадрат (10*10 см) намотать 20 – 25 витков пряжи. Полученным концом пряжи завязать моток с одной стороны.

Изготовление тела

  • На картонный квадрат (10*10 см) намотать 20 – 25 витков пряжи.

Полученным концом пряжи завязать моток с одной стороны.

Изготовление косички  Сплести косичку из пряжи (30 см). Концы косичек завязать и распустить .

Изготовление косички

Сплести косичку из пряжи (30 см).

Концы косичек завязать и распустить .

Изготовление тела Привязать один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).

Изготовление тела

Привязать один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).

Изготовление головы   Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.

Изготовление головы

  •   Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.
Изготовление головы   Расправить витки мотка. Под полученной головой обмотать пряжу и завязать узелок.

Изготовление головы

  •   Расправить витки мотка. Под полученной головой обмотать пряжу и завязать узелок.
Изготовление рук На картонный квадрат (1о*1о см) намотать 10 витков пряжи. С обоих концов мотка завязать узелки.   Моток снять с картонного квадрата. На расстоянии 1 см от краёв мотка (узелков) обвить и завязать концы пряжей. Разрезать пряжу по краям мотка

Изготовление рук

  • На картонный квадрат (1о*1о см) намотать 10 витков пряжи. С обоих концов мотка завязать узелки.
  •   Моток снять с картонного квадрата. На расстоянии 1 см от краёв мотка (узелков) обвить и завязать концы пряжей.

Разрезать пряжу по краям мотка

Изготовление тела Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.

Изготовление тела

  • Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Изготовление тела Ручки придвинуть к голове и плотно перевязать пряжей в области пояса.

Изготовление тела

  • Ручки придвинуть к голове и плотно перевязать пряжей в области пояса.
Изготовление тела Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.

Изготовление тела

  • Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Изготовление 2 куклы Из пряжи белого цвета сделаем 2 куклу - мальчика. Делаем всё то же самое, что и при изготовлении девочки, но... юбочку мы разделяем на две пряди (левую и правую). Это будут ножки.   На ножках и ручках манжетики можно сделать красного цвета. Ещё часто делают у таких куколок крест на груди из тех же красных ниток. Начинают крутить крест с талии, потом переходят на туловище и шею и вновь возвращаются на талию и там завязывают нитки, как поясок. Но на Мартиничках это не принципиально обязательно.

Изготовление 2 куклы

  • Из пряжи белого цвета сделаем 2 куклу - мальчика.
  • Делаем всё то же самое, что и при изготовлении девочки, но... юбочку мы разделяем на две пряди (левую и правую). Это будут ножки.
  • На ножках и ручках манжетики можно сделать красного цвета. Ещё часто делают у таких куколок крест на груди из тех же красных ниток. Начинают крутить крест с талии, потом переходят на туловище и шею и вновь возвращаются на талию и там завязывают нитки, как поясок. Но на Мартиничках это не принципиально обязательно.
Вот и всё!  Мартинички готовы!

Вот и всё! Мартинички готовы!

Современные Мартинички Современные мастера широко используют декоративный эффект кукол из ниток. Ими украшают концы поясов, оформляют края тканых ковриков, декорируют элементы одежды. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этой скромной традиционной кукле.

Современные Мартинички

  • Современные мастера широко используют декоративный эффект кукол из ниток. Ими украшают концы поясов, оформляют края тканых ковриков, декорируют элементы одежды. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этой скромной традиционной кукле.
Схема изготовления кукол

Схема изготовления кукол

Свернута из тряпки кукла у Любаши. Не отыщешь краше, ручки, словно лапки. Глазки – пара точек, а лицо – комочек. Кукла смотрит косо, взгляд ее уныл. Кто-то вместо носа, пуговку пришил. Но Любаша любит и голубит, И целует в щечку маленькую дочку.

Свернута из тряпки кукла у Любаши.

Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.

Глазки – пара точек, а лицо – комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд ее уныл.

Кто-то вместо носа, пуговку пришил.

Но Любаша любит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!