МАСТЕР - КЛАСС
Изготовление кукол из ниток.
Цель: Знакомство с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.
Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.
Слайд 3.
Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.
Слайд 4.
Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.
Слайд 5.
Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Слайд 6. Игровые куклы
В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.
Слайд 7. Обрядовые куклы
В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.
Слайд 8. Кукла-оберег
Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.
Слайд 9.
Куклы обереги были в качестве амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.
Слайд 10. Волшебные свойства куклы.
Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»
Слайд 12.
Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Слайд 13.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.
Слайд 14.
Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком, наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.
В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол из ткани, они тут же захотели играть с ними.
Слайд 15. Мартинички.
Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.
Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Слайд 16. Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.
Слайд 17. Для работы потребуется:
• 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,
• ножницы,
• плотный картон, блокнот, причем длина заготовки – длина куклы.
Слайд 18. Последовательность изготовления.
Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.
Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи
Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.
Слайд 23.
Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.
Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.
Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.
Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.
Слайд 29. Кукол продеваем на веревочку бело-красного цвета.
Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.
Слайд 31. Приступаем к работе!
МАСТЕР - КЛАСС
Изготовление кукол из ниток.
Цель: Знакомство с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.
Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.
Слайд 3.
Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.
Слайд 4.
Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.
Слайд 5.
Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Слайд 6. Игровые куклы
В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.
Слайд 7. Обрядовые куклы
В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.
Слайд 8. Кукла-оберег
Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.
Слайд 9.
Куклы обереги были в качестве амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.
Слайд 10. Волшебные свойства куклы.
Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»
Слайд 12.
Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Слайд 13.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.
Слайд 14.
Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком, наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.
В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол из ткани, они тут же захотели играть с ними.
Слайд 15. Мартинички.
Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.
Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Слайд 16. Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.
Слайд 17. Для работы потребуется:
• 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,
• ножницы,
• плотный картон, блокнот, причем длина заготовки – длина куклы.
Слайд 18. Последовательность изготовления.
Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.
Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи
Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.
Слайд 23.
Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.
Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.
Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.
Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.
Слайд 29. Кукол продеваем на веревочку бело-красного цвета.
Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.
Слайд 31. Приступаем к работе!
МАСТЕР - КЛАСС
Изготовление кукол из ниток.
Цель: Знакомство с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.
Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.
Слайд 3.
Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.
Слайд 4.
Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.
Слайд 5.
Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Слайд 6. Игровые куклы
В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.
Слайд 7. Обрядовые куклы
В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.
Слайд 8. Кукла-оберег
Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.
Слайд 9.
Куклы обереги были в качестве амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.
Слайд 10. Волшебные свойства куклы.
Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»
Слайд 12.
Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Слайд 13.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.
Слайд 14.
Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком, наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.
В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол из ткани, они тут же захотели играть с ними.
Слайд 15. Мартинички.
Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.
Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Слайд 16. Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.
Слайд 17. Для работы потребуется:
• 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,
• ножницы,
• плотный картон, блокнот, причем длина заготовки – длина куклы.
Слайд 18. Последовательность изготовления.
Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.
Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи
Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.
Слайд 23.
Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.
Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.
Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.
Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.
Слайд 29. Кукол продеваем на веревочку бело-красного цвета.
Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.
Слайд 31. Приступаем к работе!
МАСТЕР - КЛАСС
Изготовление кукол из ниток.
Цель: Знакомство с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.
Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.
Слайд 3.
Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.
Слайд 4.
Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.
Слайд 5.
Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Слайд 6. Игровые куклы
В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.
Слайд 7. Обрядовые куклы
В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.
Слайд 8. Кукла-оберег
Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.
Слайд 9.
Куклы обереги были в качестве амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.
Слайд 10. Волшебные свойства куклы.
Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»
Слайд 12.
Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Слайд 13.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.
Слайд 14.
Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком, наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.
В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол из ткани, они тут же захотели играть с ними.
Слайд 15. Мартинички.
Готовясь к празднику «Жаворонки» 22 марта или как у нас называют «Сороки» детей знакомят с изготовлением кукол из ниток.
Такие куклы раньше являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Слайд 16. Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.
Слайд 17. Для работы потребуется:
• 25 г тонких прочных шерстяных ниток белого и красного цвета,
• ножницы,
• плотный картон, блокнот, причем длина заготовки – длина куклы.
Слайд 18. Последовательность изготовления.
Слайд 19. На картонку наматываем шерстяные нитки 20-25 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.
Слайд 20. Сплетём косичку из пряжи
Слайд 21. Привяжем один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Слайд 22. Из пряжи или ваты скатать клубочек (2-3 см). Клубочек подложить под узелок косички и мотка.
Слайд 23.
Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.
Слайд 24. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.
Слайд 25. Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Слайд 26. Перевязываем ниткой, получилось платье. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.
Слайд 27. Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Слайд 28. Изготавливаем 2 куклу.
Слайд 29. Кукол продеваем на веревочку бело-красного цвета.
Слайд 30. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол.
Слайд 31. Приступаем к работе!
МАСТЕР - КЛАСС
Изготовление кукол из ниток.
Цель: Знакомство с нитяной куклой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.
Слайд 2. Давайте немного углубимся в историю куклы. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней.
Слайд 3.
Традиционная народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение. Образы, которые есть в традиционной народной кукле, очень просты и понятны каждому, они жизнеутверждающие, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой и набирается сил. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук или корзинку, а на их месте появлялась новая.
Слайд 4.
Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках.
Слайд 5.
Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Слайд 6. Игровые куклы
В русских крестьянских семьях игра в куклы всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет в куклы, тем больше будет достаток в доме и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, вязать, постигали традиционное искусство одевания. По красоте куклы судили об умении ее хозяйки.
Слайд 7. Обрядовые куклы
В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира. Куклы помогали справлять календарные обряды, призывали урожайные годы и делали жизнь легче.
Слайд 8. Кукла-оберег
Они помогали в свадьбах, в родах, в семейной жизни, во всех событиях, с которыми связана жизнь каждого человека. Кукла встречала малыша в колыбельке, которую оберегала ещё до его рождения, принимала участие в свадебных обрядах, проходила через всю жизнь, начиная с самого раннего возраста, когда куклу делали ребёнку мама и бабушка. Подрастая, дети и сами начинали вертеть кукол для младших сестёр и братишек.
Слайд 9.
Куклы обереги были в качестве амулета или волшебного заклинания, спасающего человека от различных опасностей. Лицо у них не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того что кукла неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил.
Слайд 10. Волшебные свойства куклы.
Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
Слайд 11. Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток «Мартиничек»
Слайд 12.
Опрос родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Слайд 13.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности.
Слайд 14.
Красивая кукла, сделанная вместе с ребенком, наверняка станет одной из самых любимых. Мальчишки тоже могут принять участие в этом процессе - выполненная кукла может стать подарком для сестры, елочной игрушкой или просто красивым элементом декора.
В своей работе мы заметили, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-то игрушку, а обязательно обыграть её, включить в игровой сюжет. Например, когда мы сделали народных кукол из ткани, они тут же захотели играть с ними.
Слайд 15. Мартинички.
Готовясь к праз