Применение скороговорок
на уроках литературного чтения
в 1 классе
Слайд 1.
1. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.
Слайд 2.
В наше время существует огромное количество методик, книжных пособий по обучению чтению. И только родителям и педагогам самим решать, какая из этих методик лучше подходит для их детей. Авторы разработок постепенно делятся на тех, кто создал методы обучения чтению довольно давно и авторы современности. Например, знаменитая методика Зайцева основывается на принципах пропевки букв, слов и предложений. Выдающийся педагог Мария Монтессори делала акцент на интуитивном чтении. Метод Мура предполагает одновременно читать и печатать звуки, слова и предложения.
За последние несколько лет появились новые методические пособия, которые успешно используют при подготовке детей к школе. Одними из таких новаторов можно считать Ольгу и Сергея Фединых. Главный принцип их методики – это фонетический. То есть, процесс обучения происходит по правилу «от простого к сложному». Дети начинают изучать буквы и звуки, затем переходят к чтению слов, потом к предложениям и в конце уже читают тексты. Федины считают, что обучение детей чтению надо начинать с 4 или 5 лет. Помимо того, что их пособия красочно иллюстрированы, в них даются конкретные советы родителям, как сделать процесс обучения интересным и весёлым, что немаловажно для детей.
Учёные утверждают, что овладеть процессом чтения можно, только если уметь выделять из речи конкретные звуки. Затем уметь их дифференцировать и складывать в слоги и слова. Опираясь на эти методики, в начальной школе применяются различные формы работы.
2. 1 ступень- это работа со звуком, в 1 классе даётся понятие «звук» и обозначение звука буквой.
Слайд 3.
Дыхательная гимнастика (3-4 упр.)
Секрет хорошего речевого дыхания – в умелом вдохе носом и правильном выдохе, который распределяется на отрезки речи (порции).
Упражнение «Свеча» : сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание , выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
Слайд 4.
На уроках применяются следующие упражнения для дикции (по методике Зайцева)
Произнести с голосом:
Пу!по!па!пэ!пи!пы!пя!пе!пё!пю!
Бу!бо!ба!бэ!би!бы!бя!бе!бё!бю!
Кпта!кпто!кпту!кптэ!кпти!кпты!
Гбда!гбдо!гбду!гбдэ!гбди!гбды!
3. На уроках широко использую скороговорки. Слайд 5.
Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.
Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.
У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет востребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.
Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.
Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.
Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно. На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.
Правила разучивания скороговорки
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. Очень важно, чтобы именно шёпотом, а не шипя или тихо, ребёнок чётко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Эта работа очень полезна и в смысле развития актёрских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребёнку повторить её трижды. «Посоревнуйся с товарищем, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку».
Слайд 6.
Музыкальная игра «Чайничек с крышечкой».
Ведущий просит всех детей встать в круг.
Ведущий: Под музыкальное сопровождение нужно изобразить скороговорку:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочке – пар.
чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
крышечку – хлопок ладонями, параллельными полу;
шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
пар – восходящие движения кистями.
(проговаривая скороговорку, нужно повторить движения ведущего.)
4. Следующее упражнение - это работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти.
Слайд 7.
Артикуляционная гимнастика.
Творческий конкурс «Придумывание чистоговорок»
Тренировка. Но-но-но, но-но-но – клюёт курица … зерно.
Та-та-та, та-та-та – длинный хвостик у …кота.
Ро-ро-ро,ро-ро-ро – есть у мальчика …ведро.
За-зо-зу – мы поймали… стрекозу.
Ча-ча-ча – горит в комнате … свеча.
Ель-эль-эль – мы купили ….акварель.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет …малыша.
5.
Очень важно, чтобы у детей пополнялся и обогащался словарный запас. И для этого используются вопросы, которые основаны на знании скороговорок и их понимание.
Слайд 8.
1. Как звали девочку, которая любила сушки? (Шла Саша по шоссе и сосала сушки)
2. Кто украл у Клары кораллы? (Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)
3. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)
4. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.)
5. Где лежали дрова? (На дворе трава, на траве дрова.)
6. Какие у ёлки иголки? (У ёлки иголки колки)
Слайды 9,10.
Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках.
1 пословица. Арарат, горе , виноград , крупный , на, растет.
2 пословица. Пыль, из-под, летит, копыт, по полю, топота.
Слайд 11.
Скороговорки учат детей говорить быстро и правильно, развивают их речевой аппарат, совершенствуют технику чтения. Следовательно, помогают учебе, потому что, чем лучше дети читают, чем быстрее они читают, тем легче им учиться.
6. Такие игры-занятия можно проводить на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.