СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Обучение ориентированное на ученика, через задания естественно-научной грамотности в процессе обучения химии».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного занятия является – определить, почему так важно сегодня каждому учителю создавать условия для формирования навыка формулирования, распознавания и выполнения  заданий естественно-научной грамотности в процессе обучения химии. Определить содержательные аспекты применения заданий, субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

Узнать аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Обучение ориентированное на ученика, через задания естественно-научной грамотности в процессе обучения химии».»

Мастер-класс

«Обучение ориентированное на ученика, через задания естественно-научной грамотности в процессе обучения химии».

Автор: Аксенюк В.В., учитель химии и биологии высшей категории

МАРШРТУНЫЙ ЛИСТ

Целью данного занятия является – определить, почему так важно сегодня каждому учителю создавать условия для формирования навыка формулирования, распознавания и выполнения заданий естественно-научной грамотности в процессе обучения химии. Определить содержательные аспекты применения заданий, субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

Узнать аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.

https://youtu.be/QpJGxYNvvEo


В рамках обновленного содержания образования первоочередная задача приоритетного нацпроекта «Образование»: дать системе образования стимул к движению вперед.

Сознание общества формирует в первую очередь учитель. В современных условиях качественно меняется содержание его деятельности; он должен уметь создавать развивающую социально-культурную среду, быть педагогом, способным осуществлять личностно ориентированное обучение ребенка. Ему предоставлена самостоятельность в выборе методов и средств обучения.

        "Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Дай мне действовать самому –  и я научусь".

Конфуций

По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

 Глобальная цель образования на современном этапе состоит в том, чтобы научить ребенка лучше понимать жизнь, ориентироваться в   обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной  личностью.
            Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий, самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути.

Именно этому необходимо учить в школе.
             Современное занятие – это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют все 40 минут. Если при обучении  систематически и целенаправленно использовать задания естественно-научной грамотности , то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество подготовки к предмету.

Преимущества выполнения таких заданий:

  1. высокая мотивация,

  2. энтузиазм и заинтересованность детей,

  3.  связь полученных знаний с реальной жизнью,

  4. выявление лидеров,

  5. самоконтроль,

  6. лучшее закрепление знаний,

  7.  сознательная дисциплинированность,

  8. компетентность.

Обучение ориентированное на ученика, через задания естественно-научной грамотности в процессе обучения химии – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности.

Это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С.Выготский отмечал,что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Это означает, что личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

Рефлексия индивидуальной цели работы

Какова цель Вашего участия в нашей работе? Какие из перечисленных ниже целей наиболее значимы для Вас?  Выберите не более трёх целей.

1.Практически познакомиться с практико-ориентированым подходом в образовании.

2.Научиться узнавать задания естественно-научной грамотности.

3.Научиться использовать задания естественно-научной грамотности в работе с детьми.

4.Научиться разрабатывать задания естественно-научной грамотности .

5.Получить в пользование дидактическую копилку материалов.

6.Получить материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7.Найти единомышленников среди коллег из других школ.

8.Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.


Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

объяснить, что такое практико-ориентированные задания;

отличать задания естественно-научной грамотности от других видов учебных заданий;

формулировать задания естественно-научной грамотности по заданной теме;

видеть возможности задания естественно-научной грамотности на своих уроках.

Сейчас я поставила перед вами задачи нашего мастер-класса. А ведь каждый из вас делает это каждый день и на каждом уроке. Давайте сейчас попробуем совместить задачную формулировку и результат образования.

Работа в группах (задания даются каждой группе)

Запомнить и ответить — это накопление знаний;

Поставить нужную букву или знак препинания — это реализация умений;

Узнать среди слов слова с чередующимися гласными — проявление навыков;

Применить свои знания и умения в жизненной ситуации — это естественно-научная грамотность.

Определите, какой результат образования проявляется учеником при выполнении каждого из предложенных заданий.

( Приложение1)


Шаг первый. Что это такое?

Подытожим  результаты выполнения наших заданий:

Знания - информация, которую необходимо получить и использовать для выполнения работы.

 

Умения — способности проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями.

 

Навыки – это действия, выполняемые автоматически

 

Естественно-научная грамотность включает знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности , общении, жизни.

В сравнении с другими результатами образования естественно-научная грамотность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый комплекс задач, представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Естественно-научная грамотность является средством формирования ключевых компетентностей школьника.

Задания   базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение этих заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое естественно-научная грамотность (выслушиваются мнения присутствующих). 

Задания естественно-научной грамотности:

являются интегрированными,новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности позволяют формировать ключевые компетенции учащихся.

.( 2Приложение)

Задание 1

Предлагаю Вам разные виды заданий по химии. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются заданиями естественно-научной грамотности и обоснуйте Вашу точку зрения.

 Шаг второй. Сформулируй по образцу                  

Задание 2

Выполните предложенное задание. Попробуйте составить 1-2 задания естественно-научной грамотности для выбранной вами темы.

Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай

Задание 3

Придумайте несколько заданий естественно-научной грамотности по химии, не забыв указать тему урока.

Шаг четвертый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Современная притча «Нельзя научить всему»

У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:

— Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?

— Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.

После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.

— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом.

— Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!

— Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.

— Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

Уважаемые коллеги! В завершение нашей работы я хочу, чтобы каждый из вас нашел свое место на дереве Знаний.

 

Я чувствую себя на высоте

Я чувствую себя на высоте, но хочется узнать по этой теме ещё больше

Мне очень хочется узнать ещё больше

Я почти на вершине

Работать в паре (группе) было приятно

Я очень устала

Хорошо отдохнула

Ничего полезного сегодня не узнала

Я думала, что я на вершине; но чувствую, то падаю вниз

Никого не хочу видеть

Теперь могу помочь своим коллегам



Мы желаем вам успехов и удачи!





Используемая литература

1.Джон Уитмор. COACHING – новый стиль менеджмента и управление персоналом, Практическое пособие.

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.

4.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. – 2002. - №2.

Интернет ресурсы:

http://metodist.tw1.ru/

http://wwww.openclass.ru/

http://www.alsak.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!