Мастер-класс
«Обучение ориентированное на ученика, через задания естественно-научной грамотности в процессе обучения химии».
Автор: Аксенюк В.В., учитель химии и биологии высшей категории
МАРШРТУНЫЙ ЛИСТ
Целью данного занятия является – определить, почему так важно сегодня каждому учителю создавать условия для формирования навыка формулирования, распознавания и выполнения заданий естественно-научной грамотности в процессе обучения химии. Определить содержательные аспекты применения заданий, субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.
Узнать аспекты организации и отношений: приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений.
https://youtu.be/QpJGxYNvvEo
В рамках обновленного содержания образования первоочередная задача приоритетного нацпроекта «Образование»: дать системе образования стимул к движению вперед.
Сознание общества формирует в первую очередь учитель. В современных условиях качественно меняется содержание его деятельности; он должен уметь создавать развивающую социально-культурную среду, быть педагогом, способным осуществлять личностно ориентированное обучение ребенка. Ему предоставлена самостоятельность в выборе методов и средств обучения.
"Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь".
Конфуций
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Глобальная цель образования на современном этапе состоит в том, чтобы научить ребенка лучше понимать жизнь, ориентироваться в обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий, самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути.
Именно этому необходимо учить в школе.
Современное занятие – это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют все 40 минут. Если при обучении систематически и целенаправленно использовать задания естественно-научной грамотности , то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество подготовки к предмету.
Преимущества выполнения таких заданий:
высокая мотивация,
энтузиазм и заинтересованность детей,
связь полученных знаний с реальной жизнью,
выявление лидеров,
самоконтроль,
лучшее закрепление знаний,
сознательная дисциплинированность,
компетентность.
Обучение ориентированное на ученика, через задания естественно-научной грамотности в процессе обучения химии – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка и развития его неповторимой индивидуальности.
Это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С.Выготский отмечал,что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Это означает, что личностно ориентированное обучение- это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Рефлексия индивидуальной цели работы
Какова цель Вашего участия в нашей работе? Какие из перечисленных ниже целей наиболее значимы для Вас? Выберите не более трёх целей.
1.Практически познакомиться с практико-ориентированым подходом в образовании.
2.Научиться узнавать задания естественно-научной грамотности.
3.Научиться использовать задания естественно-научной грамотности в работе с детьми.
4.Научиться разрабатывать задания естественно-научной грамотности .
5.Получить в пользование дидактическую копилку материалов.
6.Получить материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.
7.Найти единомышленников среди коллег из других школ.
8.Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.
Постановка задач мастер-класса
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
отличать задания естественно-научной грамотности от других видов учебных заданий;
формулировать задания естественно-научной грамотности по заданной теме;
видеть возможности задания естественно-научной грамотности на своих уроках.
Сейчас я поставила перед вами задачи нашего мастер-класса. А ведь каждый из вас делает это каждый день и на каждом уроке. Давайте сейчас попробуем совместить задачную формулировку и результат образования.
Работа в группах (задания даются каждой группе)
Запомнить и ответить — это накопление знаний;
Поставить нужную букву или знак препинания — это реализация умений;
Узнать среди слов слова с чередующимися гласными — проявление навыков;
Применить свои знания и умения в жизненной ситуации — это естественно-научная грамотность.
Определите, какой результат образования проявляется учеником при выполнении каждого из предложенных заданий.
( Приложение1)
Шаг первый. Что это такое?
Подытожим результаты выполнения наших заданий:
Знания - информация, которую необходимо получить и использовать для выполнения работы.
Умения — способности проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями.
Навыки – это действия, выполняемые автоматически
Естественно-научная грамотность включает знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности , общении, жизни.
В сравнении с другими результатами образования естественно-научная грамотность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый комплекс задач, представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.
Естественно-научная грамотность является средством формирования ключевых компетентностей школьника.
Задания базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение этих заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое естественно-научная грамотность (выслушиваются мнения присутствующих).
Задания естественно-научной грамотности:
являются интегрированными,новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности позволяют формировать ключевые компетенции учащихся.
.( 2Приложение)
Задание 1
Предлагаю Вам разные виды заданий по химии. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются заданиями естественно-научной грамотности и обоснуйте Вашу точку зрения.
Шаг второй. Сформулируй по образцу
Задание 2
Выполните предложенное задание. Попробуйте составить 1-2 задания естественно-научной грамотности для выбранной вами темы.
Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай
Задание 3
Придумайте несколько заданий естественно-научной грамотности по химии, не забыв указать тему урока.
Шаг четвертый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Современная притча «Нельзя научить всему»
У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:
— Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?
— Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.
От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.
После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.
— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом.
— Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!
— Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.
— Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.
Уважаемые коллеги! В завершение нашей работы я хочу, чтобы каждый из вас нашел свое место на дереве Знаний.
Я чувствую себя на высоте
Я чувствую себя на высоте, но хочется узнать по этой теме ещё больше
Мне очень хочется узнать ещё больше
Я почти на вершине
Работать в паре (группе) было приятно
Я очень устала
Хорошо отдохнула
Ничего полезного сегодня не узнала
Я думала, что я на вершине; но чувствую, то падаю вниз
Никого не хочу видеть
Теперь могу помочь своим коллегам
Мы желаем вам успехов и удачи!
Используемая литература
1.Джон Уитмор. COACHING – новый стиль менеджмента и управление персоналом, Практическое пособие.
2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.
4.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. – 2002. - №2.
Интернет ресурсы:
http://metodist.tw1.ru/
http://wwww.openclass.ru/
http://www.alsak.ru/