СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "«Удивление – первый шаг к мышлению».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ лирического героя в стихотворении. Вот на эту проблему я решила   обратить  внимание. Эта мысль возникла у меня  после проверки олимпиадных работ учеников в качестве эксперта олимпиадной комиссии нашего района.  Выявление образа лирического героя для многих участников  оказалось непосильной задачей. А это важная составляющая при анализе лирического произведения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "«Удивление – первый шаг к мышлению».»

 Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ-интернат для одарённых детей»Сабинского района РТ Байкеева Г.Г.

Учитель русского языка

и литературы МБОУ «СОШ-интернат для одарённых детей»Сабинского района РТ Байкеева Г.Г.

Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.
  • Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.
Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Лирический герой

  • - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.
Что в произведении помогает определить чувства, настроение, характер лирического героя?   Звуковые и зрительные образы. Пейзаж, пейзажные детали. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры.  Цветопись.  Звукопись.  Ритмика.

Что в произведении помогает определить чувства, настроение, характер лирического героя?

  • Звуковые и зрительные образы.
  • Пейзаж, пейзажные детали.
  • Изобразительно-выразительные средства.
  • Стилистические фигуры.
  • Цветопись.
  • Звукопись.
  • Ритмика.
Образ лирического героя в стихотворении И.Бунина «Одиночество»

Образ лирического героя в стихотворении И.Бунина «Одиночество»

Примерный план анализа стихотворения:   1 ) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения. 2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме. 3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы. 4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета. 5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя. 6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя. 7 ) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).   8) Основные мысли произведения, авторская позиция. Языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности. 9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)

Примерный план анализа стихотворения:

  • 1 ) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения.
  • 2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме.
  • 3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы.
  • 4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета.
  • 5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя.
  • 6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя.
  • 7 ) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).
  •   8) Основные мысли произведения, авторская позиция. Языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности.
  • 9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)
Образ лирического героя Тема – одиночество Композиция  - обращение героя к ушедшей возлюбленной . Прошлое , настоящее и будущее переплетены, в основе композиции лежит чередование времён:  вчера – сегодня, сейчас – завтра

Образ лирического героя

Тема – одиночество

  • Композиция

- обращение героя к ушедшей возлюбленной .

Прошлое , настоящее

и будущее

переплетены, в основе

композиции лежит

чередование времён:

вчера – сегодня, сейчасзавтра

Образ лирического героя

Образ лирического героя

Образ лирического героя 3. Ритмика . И в е тер, и д о ждик, и мгл а  Над хол о дной пуст ы ней вод ы . Амфибрахий чередуется с анапестом .  Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов .

Образ лирического героя

3. Ритмика .

И в е тер, и д о ждик, и мгл а

Над хол о дной пуст ы ней вод ы .

Амфибрахий чередуется с анапестом .

Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов .

Образ лирического героя 4 . Что делает лирического героя несчастным ? Чувства героя : стала казаться женой – сроднился. Чувства героини : тоскливо со мной – разлюбила - стал чужой .  Сроднился – разлюбила,  стала казаться женой – стал чужой.  Резкий контраст чувств героев создается с помощью градации и контекстуальных антонимов , и читатель понимает всю глубину неразрешимых противоречий жизни лирического героя.

Образ лирического героя

4 . Что делает лирического героя несчастным ?

Чувства героя : стала казаться женой – сроднился.

Чувства героини : тоскливо со мной – разлюбила - стал чужой .

Сроднился – разлюбила,

стала казаться женой – стал чужой.

Резкий контраст чувств героев создается с помощью

градации и контекстуальных антонимов , и читатель

понимает всю глубину неразрешимых противоречий

жизни лирического героя.

Образ лирического героя 5. Стилистические фигуры Безличные предложения:  Мне темно, мне больно. Мне крикнуть хотелось.  Фигура умолчания:  Ты мне стала казаться женой... Риторические восклицания:  Что ж, прощай!  Что ж! Камин затоплю…

Образ лирического героя

5. Стилистические фигуры

  • Безличные предложения:

Мне темно, мне больно. Мне крикнуть хотелось.

  • Фигура умолчания:

Ты мне стала казаться женой...

  • Риторические восклицания:

Что ж, прощай!

Что ж! Камин затоплю…

Будущее лирического героя Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.  Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения.

Будущее лирического героя

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!