Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "«Удивление – первый шаг к мышлению».»
Учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ-интернат для одарённых детей»Сабинского района РТ Байкеева Г.Г.
- Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.
Лирический герой
- - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.
Что в произведении помогает определить чувства, настроение, характер лирического героя?
- Звуковые и зрительные образы.
- Пейзаж, пейзажные детали.
- Изобразительно-выразительные средства.
- Стилистические фигуры.
- Цветопись.
- Звукопись.
- Ритмика.
Образ лирического героя в стихотворении И.Бунина «Одиночество»
Примерный план анализа стихотворения:
- 1 ) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения.
- 2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме.
- 3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы.
- 4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета.
- 5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя.
- 6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя.
- 7 ) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).
- 8) Основные мысли произведения, авторская позиция. Языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности.
- 9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)
Образ лирического героя
Тема – одиночество
- обращение героя к ушедшей возлюбленной .
Прошлое , настоящее
и будущее
переплетены, в основе
композиции лежит
чередование времён:
вчера – сегодня, сейчас – завтра
Образ лирического героя
Образ лирического героя
3. Ритмика .
И в е тер, и д о ждик, и мгл а
Над хол о дной пуст ы ней вод ы .
Амфибрахий чередуется с анапестом .
Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов .
Образ лирического героя
4 . Что делает лирического героя несчастным ?
Чувства героя : стала казаться женой – сроднился.
Чувства героини : тоскливо со мной – разлюбила - стал чужой .
Сроднился – разлюбила,
стала казаться женой – стал чужой.
Резкий контраст чувств героев создается с помощью
градации и контекстуальных антонимов , и читатель
понимает всю глубину неразрешимых противоречий
жизни лирического героя.
Образ лирического героя
5. Стилистические фигуры
Мне темно, мне больно. Мне крикнуть хотелось.
Ты мне стала казаться женой...
- Риторические восклицания:
Что ж, прощай!
Что ж! Камин затоплю…
Будущее лирического героя
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения.