Тема мастер-класса: «Приёмы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка»
Автор: Боденова Елена Михайловна.
Цель: показать применение разных приемов активизации деятельности на уроках русского языка в начальных классах.
Оборудование: компьютер и проектор, мультимедийная презентация мастер-класса
Форма работы: фронтальная, групповая.
Ход мастер-класса
1. Вступительное слово
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Перед каждым из нас стоит проблема: как повысить качество знаний учащихся?
Ответ прост: надо активизировать учащихся на уроке, облегчить восприятие теоретического материала, то есть повысить уровень запоминания с помощью вовлечения детей в процесс добывания знаний.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Сегодня мы вместе попробуем каждый для себя систематизировать приемы активизации учащихся на уроках русского языка, которые мы, конечно же, используем и на других уроках.
Я думаю, что все вы люди творческие, ищущие, ведь не зря говорят, что “Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Вполне возможно сегодня вы не услышите ничего нового для себя и уже используете эти приемы в своей работе. Но надеюсь, что наше общение будет плодотворным.
2. Основная часть
Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые приемы активизации деятельности учащихся и возможность их применения на различных этапах урока.
Орг. момент
Форм организации нестандартного начала урока множество, но я чаще всего использую такие:
Психологическая установка на урок.
Рифмованное начало урока.
Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
Музыка в подарок.
Сказка, загадка.
Вопрос (проблемный вопрос).
Цель такого приема: положительный настрой на работу и установление контакта между учениками.
– Отгадайте, загадку, пожалуйста.
Он дает нам знания,
Отметки выставляет,
От нас в ответ признание
Все время получает.
Наставник, предводитель,
Любимый наш... (учитель)
2. Словарная работа проходит на уроке интереснее с использованием презентации, вариантов много, вот один из них:
Вкусное, парное, горячее, сухое… (молоко)
Древняя, красивая, златоглавая … (Москва)
Высокая, ветвистая, стройная … (берёза)
3. Постановка проблемы урока.
Для активизации учащихся на уроке необходимо поставить перед ними проблему. Вот фрагмент урока во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне»:
- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово? с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать правильно слова с безударной гласной в корне)
4. Тесты.
Конечно, на разных этапах урока я применяю всевозможные тестовые задания.
Очень интересно проведение тестов, где в конце получается слово.
Предлагаю быстро выполнить тест по теме «Состав слова».
Какое слово у вас получилось? (умники)
Умнички, молодцы!
5. Физкультминутка (релаксация)
- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
- Моим детям нравится упражнение «Стрекоза».
Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево, вправо, взад, вперед
И летит, как самолет.
Естественно, что физминуток огромное множество.
Ребусы, кроссворды, шарады на любом этапе урока, а также на внеурочных занятиях вносят оживление на уроке и радуют детей.
– Подумайте, какое это слово?
Ученик - главный участник учебного процесса, ради которого мы все здесь собрались.
Использование ИКТ
Сегодня представить урок без применения ИКТ очень сложно, так как мы уже так привыкли к нашему оборудованию в классах, что порой отключение света для нас «катастрофа».
Готовясь к урокам, я использую готовые презентации из интернета, а также достаточно регулярно пользуюсь электронным приложением к учебнику по русскому языку на CD диске, который содержит подборку заданий по каждой теме урока, объяснение нового материала, проверочные работы и т.д.
Большой интерес представляют презентации-тренажеры по русскому языку.
Выполняя задания в интересной форме дети упражняются в применении правил правописания слов. В этом году перед летними каникулами я специально собрала папку с готовыми тренажерами за 2 класс и скинула детям на флешки. Огромное спасибо коллегам, которые делятся своими работами в интернете.
Работа в группах.
Еще одним способом активизации учащихся на уроке является работа в группе. Существует много форм, с помощью которых можно объединить учащихся в группы:
по ряду парт в классе;
по номеру варианта (I и II вариант);
соседи по парте;
по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
по считалочке;
по жребию. В корзине могут находиться:
листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару)
В начале работы следует напомнить о правилах работы в группе.
1. Высказывай и доказывай свое мнение.
2. Выслушивай и уважительно относись к мнению других.
3. Ответственно выполняй порученную тебе часть задания
4. Соблюдай правила культурного общения
На завершающем этапе мастер-класса мы тоже поработаем с вами в группах. Объединимся в группы по желанию, так как вы сидите, количество участников не ограничено.
9. Обобщение знаний.
- На этапе обобщения знаний я периодически использую приём кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие). Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь лучи расходятся далее).
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Вот пример по теме «Состав слова»
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить кластер по теме нашего мастер-класса «Приемы активизации деятельности учащихся». Напишите, пожалуйста, что именно вам нравится применять в своей работе.
Подведем итог нашей совместной деятельности, и пусть каждый для себя ответит на главный вопрос нашего мастер-класса:
«Какие приемы активизации деятельности учащихся я применяю в своей работе?»
Рефлексия
На данном этапе мне хотелось бы, чтобы вы составили синквейн на тему: «Учитель»
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Правила составления синквейна:
В первой строке – одним словом обозначается тема
(1 имя существительное).
Вторая строка – описание темы двумя словами
(2 прилагательных)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (3 глагола)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (предложение, пословица)
Пятая строка – одно слово,
синоним темы.
3. Заключение
Можно сделать вывод, что применение разных приемов активизации деятельности учащихся ставит его в новую позицию, когда ученик перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса, что способствует повышению интереса к учебе, и, как следствие, более высоким результатам обучения.
Современный педагог обязательно должен применять новые технологии обучения, постоянно заниматься самообразованием, хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Благодарю за внимание и желаю успехов в творчестве.