СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "Организация экспериментальной деятельности в рамках курса "Я-исследователь".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Организация экспериментальной деятельности в рамках курса "Я-исследователь".»

МАСТЕР-КЛАСС

Учитель: Ушкалова Ирина Николаевна, МАОУ «Лицей №8» г. Назарово Красноярского края.

Тема: «Организация экспериментальной деятельности на содержании курса А.И.Савенкова «Я – исследователь»

Цель: выявить педагогические возможности для отслеживания достижения метапредметных результатов через проведение эксперимента.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.


Оргпроект мастер-класса

Время

Содержание работы

Характеристика деятельности

Предполагаемый результат для участников мастер-класса

5 мин.

Введение в проблему.

Заполнение анкеты. Выдвижение гипотез.

Участники выявят свои проблемы по теме, сформулируют гипотезы.

7-10 мин

Теоретический материал по теме.

Мини – лекция.

Получат представление об эксперименте как о методе исследовательского обучения, о его применении в учебной и внеурочной деятельности.

10-13 мин

Практикум.

Работа в группах по проведению эксперимента.

Выявят те метапредметные УУД, которые можно оценить в результате проведения эксперимента

5 мин

Рефлексия.

Анализ деятельности.

Определят инструментарий мониторинга УУД (Листы достижений). Соотнесут свои гипотезы с результатом мастер-класса.

Сделают вывод.


1. Вводная часть. (Слайд 1)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Чтобы определить актуальность данной темы, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.


Анкета для учителей (Слайд 2)

1. Какой вид практических работ Вы предлагаете детям чаще?

а) имеющую полную и чёткую инструкцию;

б) имеющую неполную инструкцию с вопросами для самостоятельного решения;

в) в виде системы экспериментальных задач;

г) требующую творческого решения.

2. На каких уроках Вы проводите эксперименты?

а) окружающий мир; в) русский язык и литература;

б) математика; г) на всех предметах;

3. Оцените объём проводимых экспериментов на уроках.

а) недостаточный; б) достаточный; в) избыточный.

4. Задаёте ли вы проведение экспериментов в качестве домашнего задания?

а) нет, никогда; б) да, иногда; в) да, часто

5. Считаете ли вы, что с помощью эксперимента можно оценить достижение метапредметных

образовательных результатов?

а) нет; б) да


- Проанализируйте свои ответы и попробуйте сформулировать гипотезу, свои ожидания, предположите результат нашего мастер-класса лично для Вас.

(Например, я предполагаю, что недостаточно использую эксперимент как средство достижения образовательных результатов, а он, видимо, играет немаловажную роль)

- Кто может поделиться своей гипотезой? Есть ли полярное мнение?

- Давайте проверим, подтвердилась ли ваша гипотеза.


2. Теоретическая часть. (Слайд 3)

Согласно ФГОС НОО, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. Это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Именно это и является целью исследовательского обучения: «Формирование у учащегося способности самостоя­тельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры»

Большинство пе­дагогов убеждены, что стоит только загрузить учащего­ся задачей проведения собственного исследования, как работа пойдет полным ходом и ребенок сам научится это делать. Однако младший школьник никакого исследования про­вести не сможет, если его этому специально не учить.

Можно выделить три уровня исследовательского обучения.

- На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.

- На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.

- На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.


Одним из методов исследовательской деятельности является экспериментирование.

(Слайд 4) Определения понятия «эксперимент»:

  • Эксперимент – научно-обоснованный опыт.

  • Эксперимент – проверка гипотез.

  • Эксперимент – воспроизведение кем-то разработанной методики в новых условиях.

  • Эксперимент – метод исследования.

Если проанализировать различные определения понятия эксперимент, то можно вывести такое определение этого понятия для педагогической практики: Эксперимент – это метод познания, с помощью которого в искусственно созданных, контролируемых и управляемых учителем условиях исследуются учащимися явления действительности, ищется новый способ решения проблемы.

(Слайд 5) Существуют различные виды эксперимента:

  • Поисковый

  • Вычислительный

  • Мысленный

  • Творческий

Предметы гуманитарного цикла, конечно, не предполагают эксперимента в чистом виде, т.е. демонстрационного опыта, хотя такие случаи все же возможны. Например, при изучении ударения в слове возможен такой простой опыт: один из учащихся (или учитель) подносит зажженную свечу ко рту и чётко по слогам произносит слово апельсин; пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет. Отсюда логический переход к беседе об ударении.

На уроках русского языка и литературы значительно чаще проводится творческий эксперимент. Например, написать сочинение по данному началу и концу, продолжить начатую фразу, отредактировать текст и т.п. На уроках литературного чтения можно проводить в форме эксперимента сравнительный анализ сказок.

Математическое моделирование открывает возможности для математического эксперимента. Например, при определении градусной меры углов, нахождении центра окружности

На уроках технологии темами исследования могут быть: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей.

На уроке изобразительного искусства можно провести эксперименты по смешиванию красок с целью получения составных цветов и оттенков.


(Слайд 6)

Чтобы представить всю организаторскую работу по развитию экспериментальной деятельности, полезно рассмотреть ее этапы:

  • Диагностический этап – выявление проблемы и обоснование ее актуальности.

  • Прогностический этап – разработка развернутой программы эксперимента: постановка цели, задач, построение гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов, а также возможных негативных последствий.

  • Организационный этап – подготовка материальной базы, распределение обязанностей.

  • Практический этап – проведение опытов, отслеживание процесса и результатов.

  • Обобщающий этап – обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и гипотезой, описание хода и результатов эксперимента, оформление выводов.

  • Внедренческий этап – определение практической направленности полученных результатов.

Часто использование эксперимента на уроке сводится к выполнению фронтальных практических работ или показу опытов учителем. Причиной являются отсутствие оборудования или нехватка времени на подготовку и проведение истинного эксперимента.


На решение практических задач исследовательского обучения нацелен курс «Я – исследователь» Александра Ильича Савенкова. (Слайд 7)

Его программа ориентирована на внеклассную и внеурочную работу с детьми. Программой предусмотрены часы на обучение учащихся проведению экспериментов.

(Слайд 8)

Например, темы экспериментов в данном курсе могут быть следующие:

  • «Плавучесть предметов». Выяснить, какие предметы будут плавать, а какие утонут.

  • «Водяная лупа». Показать, как выпуклая форма стакана и вода могут увеличивать шрифт текста.

  • «Свойства магнита». Все ли металлы притягивает магнит.

  • «Смешиваем краски». Как, используя цветовой круг, получить белый цвет.

  • «Эксперименты с домашними животными». Определить, как наши домашние питомцы относятся к музыке, громким звукам, резким жестам. Любят ли они петь. Насколько способны обучаться.

  • «Отражения геометрических тел». Правильно ли художник нарисовал тени.


3. Практическая часть.

- Предлагаю вам (тем учителям, которые сидят в группах за столами) поучаствовать в качестве учащихся во фрагменте занятия по теме «Свойства магнита».

А остальные коллеги будут наблюдателями. Я вас прошу по ходу наблюдений записывать те метапредметные УУД, которые можно оценить.

(Слайд 9) Мы будем работать в экспериментальной лаборатории. Я буду старшим сотрудником, а вы будете работать в группах. У каждого будет своя роль. Давайте озвучим, что должен делать каждый участник. Распределите свои должности (надеть бейджики):

1. Организатор.

2. Лаборант.

3. Докладчик.

4. Ответственный за фиксирование результатов.

По ходу работы необходимо будет заполнять Карту эксперимента (Слайд 10)


КАРТА ЭКСПЕРИМЕНТА

Ф.И. __________________________________________________________________

Тема: _________________________________________________________________

Цель: _________________________________________________________________

Задачи: ________________________________________________________________

Результаты: (отметить в таблице)

Вывод: _______________________________________________________________

- Итак, тема нашего эксперимента «Свойства магнита». Все вы знаете, что магнит притягивает металлические предметы. А как вы думаете, он притягивает ВСЕ металлические предметы? (Да./ Нет.) Давайте это проверим.

С чего начнём?

1. Первым шагом является определение цели эксперимента, т.е. зачем вы его проводите. Чтобы сформулировать цель эксперимента, мы обычно используем слова: выяснить, определить, проверить и др. Запишите цель на карте эксперимента. Докладчик, озвучьте вашу цель.

(Цель: выяснить, все ли металлические предметы притягивает магнит)

2. Далее определяем задачи, т.е. планируем основные шаги для достижения цели.

(Задачи: 1. Подготовить необходимые материалы.

2. Провести опыт.

3. Сделать вывод.)

3. Далее вам нужно подготовить оборудование. Пусть организаторы подойдут и возьмут то, что необходимо для эксперимента (металлические предметы, магнит)

4. Расскажите, каким образом лаборанты будут проводить эксперимент?

(Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.)

5. Что вы должны сделать после проведения опыта? (Отметить результат в таблицу)

(Слайд 11)

Предмет

Металл, из которого сделан предмет

Притягивается

Не притягивается

чайная ложка

сталь



столовая ложка

алюминий



гвоздь

железо



скрепка

железо



уголок для мебели

железо



проволока

медь



пуговица

латунь



- Докладчики каждой группы представляют свои результаты. (Магнит притянул чайную ложку, гвоздь, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, пуговицу, столовую ложку.)

6. Прочитайте ещё раз, какую цель вы ставили. И сделайте вывод.

(Мы выяснили, что магнит притягивает предметы, сделанные только из железа и стали.)

- В какой жизненной ситуации мы можем применить эти знания?

(Если надо будет выяснить, из чего изготовлен предмет, мы можем проверить это магнитом.)


- Как вы думаете, все ли свойства магнита вы узнали? Оказывается, учёные выяснили, что при нагревании магнита до определённой температуры, он теряет своё свойство притягивать металлические предметы.

- А как вы думаете, теряет ли магнит свойство притягивать металлические предметы через преграды, например, стекло, дерево, воду или пластик? Хотите это узнать? Проведите этот эксперимент дома и запишите всё в новую карту эксперимента.

4. Рефлексия.

-А сейчас я попрошу кого-то из наблюдателей озвучить те УУД, которые вы записали.

Получение информации о формировании метапредметных УУД возможно через мониторинг. Для этих целей можно использовать «Листы достижений».

(Слайд 12) Например,

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные











п.п.












Ф.И. уч-ся

Анализирует

Обобщает

Представляет информацию в сжатом виде

Устанавливает причинно-следственные связи

Формулирует цель

Планирует деятельность

Делает выводы

Выполняет определённую роль

Договаривается, приходит к общему решению

Формулирует собственное мнение

1











2












Таблица содержит перечень УУД, формируемых на данном этапе деятельности. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.


- А теперь вернитесь к гипотезе, выдвинутой Вами в начале мастер-класса.

У кого она подтвердилась? У кого не подтвердилась?

Сделайте вывод по теме нашего мастер-класса.


(Слайд 13)

- Спасибо всем за работу!






6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!