СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс на тему: "Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей коррекционного обучения, раскрывающий методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс на тему: "Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 12»







Мастер-класс

«Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»















Подготовила:

учитель коррекционного обучения

ГБОУ ЛНР «АСШ № 12»

Сухорукова Е.А.









Алчевск - 2024 г.


-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед тем как мы начнем, давайте немного поиграем в игру «Да или нет»:

- Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите?

Пришли вы все на мастер-класс,

Вам лекции хочется слушать сейчас? Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс: «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». На первый взгляд тема моего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый воспитатель. Воспитатели являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.

Может кто-то из вас скажет «Что же такое арт-терапия?» (высказывания слушателей)

Дословно, арт-терапия – это лечение искусством. Это форма

психотерапии, основанная на искусстве, при которой происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных технологий.

Искусство оказывает положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья.

Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Арт-терапия помогает решить следующие проблемы:

  • избавление от стресса,

  • преодоление тяжелых переживаний,

  • развитие творческих способностей,

  • самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,

  • расстройства психики,

  • негативные эмоциональные состояния,

  • разностороннее развитие личности и др. История возникновения арт-терапии

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов.

Но только в 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположниками арт- терапии являются американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М. Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом

человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России.

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт- терапии. Более того, все время появляется что-то новое.

Основные виды арт –терапии:
  • Библиотерапия (использование различных литературных произведений) Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами.

  • Сказкотерапия – это арт-терапевтическая технология, использующая сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и

совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

Сказкотерапевтический процесс предполагает включение разных видов народных и авторский сказок:

Дидактические (в которых одушевляются абстрактные символы – буквы, цифры, звуки и т.д.)

Психотерапевтические (раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающих ребенку увидеть ситуацию со стороны)

Психокоррекционные (положительно влияющих на поведение ребенка)

Медиативные (направленные на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», на улучшение детско-родительских взаимодействий, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал ребенка).

  • Кинезитерапия (танцевально-двигательная терапия) основывается на двигательных ритмических упражнениях. Она обеспечивает снятие эмоциональных зажимов.

  • Имаготерапия (драмотерапия и куклотерапия) предполагают использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, упражнений,

специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.

  • Музыкотерапия. Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребенка с ОВЗ положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные

процессы, мобилизуют резервные силы ребенка. Существует пассивная и активная музыкотерапия. Пассивная: - прослушивание музыкальных произведений;

- интегративная музыкотерапия (восприятие музыки сопровождается

просмотром видеозаписи ярких картин природы; можно предложить ребенку как бы шагнуть вглубь изображения, мысленно собрать цветы, поймать

бабочек, потрогать прохладную воду ручья и т.д.)

Активная: - пение песен самому себе на самовнушение положительных установок «Колыбельная самому себе», караоке;

  • «войти» в образ исполнителя и представить, что он играет на музыкальном инструменте или дирижирует оркестром.

- Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра у ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, повышает самооценку. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения.

  • Песочная терапия – использование этой технологии развивает мелкую моторику, позволяет развивать речевые умения детей. Так же песок способен забирать негативные эмоции и задерживать на себе негативную психическую энергию. Поэтому, манипулируя песком, ребенок получает душевное

равновесие.

-Цветотерапия–это технология, направленная на корректировку психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. В работе используется метод погружения в определенный цвет, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок).

  • Изотерапия – это терапия, в первую очередь, рисованием, одна из самых популярных арт-терапевтических технологий. Ребенок может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге. Для

изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты, засушенные листья. В последнее время особенно популярны

рисование пальцами и ладонями, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т.д. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, страхов; когда у ребёнка низкая самооценка, проблемы с поведением, хронический стресс и психосоматические заболевания. Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

  • Мандалотерапия- Что же это такое? Самое простое объяснение: мандала – это рисунок в круге. Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, при создании круга очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности. является безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Цель такой работы не научить рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими отрицательные эмоции, дать выход творческой энергии. Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей.

Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику.

Волшебный доктор «Арт-терапия» лечит только тем, что приятно и

безболезненно. И мы сегодня познакомимся более подробно с некоторыми из них.

Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести упражнение-приветствие

«Радостная встреча»

  1. Пластелинопластика

«Как выглядит мое имя»

Я предлагаю проявить свою фантазию и воображение. Слепить свое имя.

  1. Музыкотерапия

Игра «Дождь в лесу»

Инструкция: Участники стоят по кругу; друг за другом – они

«превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

  1. Изотерапия

«Рисуем настроение»

Прежде чем вы приступите к рисованию, попробуйте почувствовать в каком вы настроении. На что оно похоже? Какого оно цвета? А теперь рисуйте его так, как вам хочется.

Занимательные факты (пока рисуют)

Мало кто задумывается о том, что мы с вами, милые женщины,

пользуемся приемами арт-терапии в повседневной жизни. Я могу привести несколько примеров, после которых вам станет все ясно. Например… маникюр

Многие женщины отмечают, что успокаиваются, когда красят ногти! Это медленная, кропотливая работа, требующая полного сосредоточения. А на цвете, форме и рисунке на ногтях отражается эмоциональное состояние их обладательницы: спокойное или агрессивное, озорное или грустное. И оно периодически меняется, как и маникюр!

Макияж - это тоже творчество по созданию своего внешнего облика. С помощью кистей, теней и карандашей женщина может создать агрессивный образ, может - наивный и детский, строгий или легкомысленный, стать

младше или старше. Макияж сродни маске, только легче. Какое лицо вы нарисовали себе сегодня? Экспериментируйте с макияжем и получайте удовольствие!

Мыловарение, изготовление украшений, вязание, бисероплетение и т. д. - всё это различные способы выразить себя, своё отношение, мысли и чувства через творчество, т. е. арт-терапия!



  1. Игротерапия

В своей повседневной деятельности мы используем множество игр подвижных, дидактических, развивающих.

Я предлагаю поиграть в игру, которая направлена на развитие зрительно- моторной координации.

ДВИГАТЕЛЬ НО РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

Жили – были дед и баба (Указательный палец правой руки у правой щеки, затем то же левой рукой)

На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу) И любили очень – очень (Гладят живот)

На сметане колобки. (Пальцами рисуют в воздухе круг) Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила, (Кулачками «месят» тесто) Ну, а маленькая внучка

Колобок катала в ручках. (В ладонях перекатывают колобок) Вышел круглый, (Круговые движения правой ладошкой на левой) Вышел гладкий,

И румяный он, и сладкий. (Подносят ладошки к лицу, облизываются.) Мимо мышка тут бежала, (Быстро перебирают пальчиками в воздухе.) Колобочек увидала: (Козырьком прикладывают руку ко лбу.)

«Ах, как пахнет колобочек, (нюхают)

Дайте мышке хоть кусочек!» (Пальцы складывают в щепотку и крутят в воздухе кистями.)

А мы спрячем колобочек (Прячут руки за спиной)

И закроем на замочек! (поворачивают ключ в замке.)



Игра «Изобрази животное».

Психолог: В сказочном лесу есть не только деревья и цветы! Здесь обрели дом многие животные! Какие животные могут обитать в этом лесу? Давайте их покажем. Изображаем животных только при помощи мимики и жестов, слова не произносим. Каждый из вас по очереди будет изображать животное. Остальные ребята угадывают, какое животное вы загадали.



  1. Мандала

Раздать распечатанные мандалы.

В заключение мастер-класса предлагаю вам послушать притчу:

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.

Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

  • Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

  • Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

  • Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

  • Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой! Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ,

но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше,

мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!

На этом наш мастер – класс подошел к концу. Всем спасибо. Желаю творческих успехов с вашими детьми!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!