СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс на тему: "Использование нестандартных приемов организации учебного процесса с целью формирования у учащихся естественнонаучной грамотности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом по формированию естественнонаучной грамотности при использовании приемов нестандартного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс на тему: "Использование нестандартных приемов организации учебного процесса с целью формирования у учащихся естественнонаучной грамотности"»

Мастер-класс по теме

«Использование нестандартных приемов организации учебного процесса с целью формирования у учащихся естественнонаучной грамотности»


Сидоренко О.М.- учитель химии и биологии, Пятигорской средней школы


Цель мастер-класса: обмен опытом по формированию естественнонаучной грамотности при использовании приемов нестандартного обучения.

Ход мастер-класса

  1. Тренинг “Приветствие”

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас сегодня на мастер-классе по теме ««Использование нестандартных приемов организации учебного процесса с целью формирования у учащихся естественнонаучной грамотности»».

Проговорить эпиграф. Эти слова выдающегося человека я взяла на основу своей педагогической деятельности.

Эпиграф

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
Иоган. Г. Песталоцци

2.Актуализация

А) Целевое самоопределение

Уважаемые коллеги, тема, которую мы сегодня рассматриваем очень важна, потому что она помогает формировать у наших учеников способность самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, или если сказать другими словами, развивает у учащихся умение учиться.

Какие вопросы, на ваш взгляд, мы должны сегодня рассмотреть?

  1. Что такое нестандартные учебные действия?

  2. Какие бывают нестандартные учебные действия?

-Для выяснения  ожиданий и опасений учащихся можно использовать следующий метод: Метод «Фруктовый сад»

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.

- Одно дерево у нас «Яблоня», оно будет выражать ваши ожидания, второе – «Лимонное дерево» - выражает ваши опасения по теме мастер-класса.

(Участникам мастер-класса раздаются  заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

3.Операционный этап

Руководитель мастер-класса раздает жетоны с номерами, участники мастер-класса рассаживаются по группам. Каждая группа получает задание. Члены группы выбирают руководителя, который распределяет роли в группе: спикер, поисковик информации, оформитель постера.




Группа 1.

Задание: Создайте диаграмму Венна, в которой отразите особенности традиционного обучения и нестандартный способ обучения.

Группа 1.

Задание: Создайте Дерево проблемы. «Нестандартное обучение»

  • Ствол дерева проблема

  • Корни – причины проблемы

  • Ветви – следствия проблемы

  • Плоды – возможные решения проблемы



Дополнительная информация

Нестандартный урок – это импровизация учебного материала, где учитель сценарист, режиссер. А дети, будущие талантливые актеры жизни. Тема нестандартного обучения не является абсолютно новой. Я.А. Коменский, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шатолов и многие-многие другие изучали нетрадиционное обучение и активно внедряли его в свою практику. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. В последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения, по сути, они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой». А главное это то, что обучающиеся ищут самостоятельные пути и варианты поставленной учебной задачи, активно проявляют полученных знаний в незнакомых условиях. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, проектов, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Группа 2.

Задание: Создайте Фишбоун «Развитие естественнонаучной грамотности»

РЫБНАЯ КОСТЬ (ФИШБОУН)

Элементы: голова, скелет, кости

  • На «голове»- сущность или определение проблемы

  • На «хвосте» отмечаются последствия проблемы

  • На «нижних костях скелета» – причины возникновения проблемы

  • На «верхних костях скелета» – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин



Дополнительная информация.

Современный мир – это постиндустриальное общество, которому соответствует экономика знаний с новыми ценностями: информация и интеллект, производящий и обрабатывающий данную информацию.

Именно развитие национальной системы образования в аспекте подготовки молодых людей с высокими интеллектуальными и иными качествами, способными создавать информацию и инновационные технологии, позволит любому государству стать конкурентоспособным среди развитых стран мира.

Возникает вопрос: каково качество казахстанского естественнонаучного школьного образования в рамках международного масштаба?

В исследовании TIMSS-2011 Казахстан принял участие впервые (уровень основное общее образование), показав следующий результат: среди 42-х стран – 20-е место по естествознанию (учащиеся 8 класса).

Наиболее высокий средний процент правильных ответов получен данной категорией учащихся по естествознанию при выполнении заданий по виду познавательной деятельности – применение.

В вышеназванном исследовании PISA-2009 Казахстан среди 65-и стран занял 58-ое место по направлению «естественнонаучная грамотность».

Казахстанские учащиеся «... успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях, но затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. 96,1 % учащихся не справились с заданиями 4-ого уровня сложности»– результат, над которым стоит задуматься и начать принимать комплекс коррекционных мер.

Среди основных выводов сформулированы – «разработка и совершенствование школьных стандартов, высвобождение времени для развития творческих способностей, усиление практико-ориентированного подхода и функции контроля в обучении».

Контрольные вопросы руководителя группы:

1.Почему по результатам TIMSS-2011 и PISA-2009 Казахстан занял последние места по направлению «естественнонаучная грамотность»?


Группа 3.

Задание: Создайте модель ученика, обладающего естественнонаучной грамотностью. Результат работы представьте в виде рисунка либо кластера.

Дополнительная информация.

В естественнонаучной грамотности выделяют следующие составляющие элементы:

- знание и приемлемое использование в своей деятельности базовых естественнонаучных понятий, фактов, законов.

- понимание основных особенностей естественнонаучного метода познания, владение основами естественнонаучного эксперимента, умение получать, отбирать и анализировать естественнонаучные данные;

- способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе повседневной деятельности, в том числе социальных и политических событий;

- способность понимать печатные тексты и устные сообщения естественнонаучного характера и критически оценивать представленную информацию исходя из ее источника и методов получения;

- готовность вступать в устную и письменную коммуникацию относительно естественнонаучных проблем: формулировать собственные и оценивать чужие аргументы, основанные на фактических данных, сделанные по их результатам выводы.

Таким образом, под «естественнонаучной грамотностью» мы предлагаем понимать интегральную характеристику личности; единство знаний, умений и позитивной ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и готовности личности использовать имеющиеся естественнонаучные знания для решения теоретических и практических задач, возникающих в ходе деятельности.

Контрольные вопросы руководителя группы:

1.Назовите элементы естественнонаучной грамотности.

  1. Этап подведения итогов.

Приём «Светофор»

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подходит к завершению, и я предлагаю вам вернуться к вопросам, которые стояли перед вами в начале занятия и оценить ваши успехи в их реализации. Подвести итог нашей работы я предлагаю с помощью метода «Светофор».У вас на столах лежат двухцветные карточки – красно-зелёные. При положительном утверждении – поверните карточки в мою сторону зелёной стороной, при отрицательном - красной.

Итак,

  1. Я знаю, что такое нестандартные учебные действия.

  2. Я знаю, какие бывают нестандартные учебные действия.

  1. Рефлексия. В заключении я хочу поделиться с вами притчей.

Притча о красивом сердце.

На площади старинного города стоял юноша и с гордостью хвастался своим прекрасным сердцем. Он рассказывал о его храбрости, красоте, доброте. И все присутствующие на площади с ним соглашались. Вдруг из толпы вышел седой старик и сказал: «Твое сердце не может быть красивым, если оно не познало горечь боли и утрат, как мое сердце». Юноша взглянул на сердце старика и увидев, что оно было помятое, всё в шрамах и ранах, засмеялся: «Ты шутишь, старик! Мое сердце – идеально! А твое – шрамы да дыры!»
«Да», - ответил старик. «Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь, вырывая из него кусочки. Не все возвращали мне свои кусочки взамен, поэтому вы можете видеть пустые дыры в моем сердце. И хоть они приносят мне боль, но напоминают о любви, которой я делился с другими».

Для меня смысл этой притчи заключается в моей работе: не надо бояться отдавать, ты от этого не становишься беднее, ты обогащаешь себя тем, что помог другим.

Спасибо за сотрудничество!



Группа 1.

Задание: Создайте Дерево проблемы. «Нестандартное обучение»

  • Ствол дерева проблема

  • Корни – причины проблемы

  • Ветви – следствия проблемы

  • Плоды – возможные решения проблемы


Дополнительная информация

Нестандартный урок – это импровизация учебного материала, где учитель сценарист, режиссер. А дети, будущие талантливые актеры жизни. Тема нестандартного обучения не является абсолютно новой. Я.А. Коменский, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шатолов и многие-многие другие изучали нетрадиционное обучение и активно внедряли его в свою практику. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. В последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения, по сути, они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой». А главное это то, что обучающиеся ищут самостоятельные пути и варианты поставленной учебной задачи, активно проявляют полученных знаний в незнакомых условиях. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, проектов, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!