Мастер – класс на экологическую тему «Тайны марийских лесов на основе марийской сказки «Как топор в лес ходил».
Цель: Используя шесть разных способов мышления, всесторонне проанализировать сюжет марийской народной сказки «Как топор в лес ходил» и проблемную ситуацию, лежащую в её основе, сформировать отношение к ней.
Задачи:
Обучающая: формирование умений и навыков анализа текста.
Развивающая: развитие разных способов мышления, совершенствование навыка критического осмысления текста.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережного отношения к окружающему миру.
Формируемые УУД:
Познавательные: развитие умения планировать свои действия, развитие разных видов мышления.
Регулятивные: развивать умение анализировать, систематизировать материал, выделять главное.
Коммуникативные: развивать умение работать в группах, умение вести беседу.
Личностные: формирование основ ответственности за свои поступки.
Оборудование: презентация, шляпы 6 цветов: белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя.
Педагогическая технология: технология развития мышления по методу Эдварда Де Боно «Шесть шляп мышления».
Форма организации: работа малых групп.
Ход мероприятия
- Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги и гости! Меня зовут Ямулова Лидия Алексеевна, учитель истории и культуры народов РМЭ. Свой мастер – класс я назвала «Тайны марийских лесов на основе сказки «Как топор в лес ходил».
Марийский край исстари славится своими озёрами, реками, лесами, растительным и животным миром. Для марийского народа лес был вторым домом, «отцом родным», «радостью души». В то же время он являлся воспитателем, покровителем, учил трудолюбию, наблюдательности, помогал выжить в трудных условиях. Марийцы осознавали большую ценность деревьев в хозяйственной жизни, бережно относились к лесу. Недаром марийский просветитель С. Нурминский писал: «Лес – волшебный мир черемисина …около леса вертится его мировоззрение. Весь сказочный мир черемис вертится около леса и его обитателей».
- Что вы представляете, когда слышите слово «лес»? Ваши ассоциации, связанные со словом «лес» (помогает группа поддержки).
Марийцы в древние времена поклонялись силам природы, но вместе с тем ощущали себя частицей природы, осознавали неразрывную связь с ней. Особое внимание уделяли предки мари священным деревьям. Культовыми деревьями считались берёза, липа, дуб.
Марийская традиционная религия – это естественная религия, потому что храм божий – это сама природа. Моления и связанные с ним жертвоприношения совершались в священной роще, деревья увешивались дарами и амулетами. В этих местах категорически запрещалось пасти скот, вытаптывать траву, губить деревья, иначе, по народному поверью, такой человек мог быть наказан высшим божеством.
Сила и красота народной души воплощены в фольклоре. Красной нитью проходит в произведениях устного народного творчества тема бережного отношения к природе, идея всенародного уважения к ней.
В марийской народной педагогике сказки занимают одно из ведущих мест. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного моментов и сделало их весьма эффективным педагогическим средством. В марийских сказках содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире.
Мы сегодня ознакомимся с марийской сказкой «Как топор в лес ходил» и попробуем проанализировать её, используя технологию развития мышления по методу Эдварда Де Боно «Шесть шляп мышления».
Слово учителя. Для анализа сказки нужно разделиться на группы. Каждый выбирает понравившийся цвет шляпы и садится за определенный стол. Каждой группе предлагается задание (группа поддержки).
Белая шляпа - содержание, факты, красная шляпа - чувства, черная шляпа - осторожность, негатив, желтая шляпа - позитив, зеленая шляпа - креативность, синяя шляпа - модератор.
Белая шляпа - содержание сказки, информация, символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
- Какие события произошли в этой сказке? Перескажите сюжетную линию сказки.
- Изложите основные факты и ключевые моменты, не комментируя и не давая личной оценки.
Красная шляпа - чувства и интуиции, символизирует эмоциональные суждения без объяснений.
- Какие чувства испытывали вы, читая и наблюдая за эпизодами сказки. Аргументируйте.
- Выразите своё отношение к полученной информации.
- Какие у вас по этому поводу возникают чувства?
Черная шляпа - негатив сказки, критика, отражает проблемы и трудности.
- Что плохого, трагичного произошло в этой сказке? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?
- Что здесь неправильно?
Желтая шляпа - логический позитив, символизирует позитивные суждения.
- Какие вы видите положительные, светлые стороны в этой сказке? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.
Зеленая шляпа - креативность, символизирует творческие суждения, предложения.
- Передайте содержание и выразите своё отношение к информации в творческой форме.
- Какие есть альтернативы? (необходимость выбора одного из двух возможных решений).
- Как, по-вашему, следовало бы поступить топору в этой сказке? Аргументируйте свой ответ.
Синяя шляпа - модерато, вывод, управление процессом, символизирует обобщение сказанного, философский взгляд.
- Виноват ли герой произведения? И если да, то в чём? Конец сказки вас устраивает или нет? Аргументируйте свой ответ.
- К какому выводу вы пришли?
- Какой жизненный урок извлекли?
- Чего мы достигли?
А в это время работает зал. Синквейн на тему «Марийский лес».
Выступление представителей каждой группы. Обсуждение ответов. Участники других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления.
Слово учителя по произведению. В сказке развенчивается человек в образе топора, желающий уничтожить природу, вековой лес. Однако лес силён и могуч, он выходит победителем. В сказках отрицательные персонажи, которые жестоко относятся к дарам природы, растениям, животным, подвергаются суровому наказанию.
Слово учителя. Марийское этнопедагогическое наследие содержит богатый материал, который можно использовать для экологического воспитания обучающихся.
Спасибо группе поддержки, коллегам!