1 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа с.Солдатское
Выступление на тему:
«Методы и приёмы экологической работы с обучающимися в школе».
Выступление подготовила Шалдышова О.Н.
2 слайд
Экологическое образование
- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
3 слайд
Главная цель экологического образования
- формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.
Основной целью работы с обучающимися по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.
4 слайд
Методы экологического воспитания
- методы формирования сознания:
(убеждение, упражнение, пример);
- методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание);
- методы поощрения: (деловые игры, тренинги и др.)
5 слайд
Формы экологического воспитания
- образовательная деятельность;
- экскурсии, экологические практики и наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников;
- тематические праздники;
- трудовая деятельность, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территорий школы;
- выставки, конкурсы, участие в экологических проектах.
6 слайд
Основа экологического воспитания младших школьников – учебные предметы
На уроках математики: задачи и примеры с экологическим содержанием, экологические кроссворды.
7 слайд
Математические задачи
8 слайд
На уроках русского языка: тексты для диктантов, списывания о редких животных и растениях, экологические сказки, составление рассказов на заданную тему, написание стихов, сочинений. При проведении словарной работы – загадки о животных и растениях.
Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.
9 слайд
На уроках литературного чтения анализ произведений писателей-натуралистов, развитие речи.
Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.
10 слайд
Человек и мир – это, прежде всего наблюдение, эксперимент, моделирование.
Одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.
11 слайд
Трудовое обучение
- изготовление поделок из природного материала, работа на пришкольном участке, уход за комнатными растениями.
Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.
12 слайд
Изобразительное искусство
- тематическое рисование, беседы по картинам.
Беседы по картинам формируют бережное отношение к природе. Дети приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
13 слайд
Окружающий мир - тематические уроки, экскурсии, экологические практикумы
Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе.
14 слайд
Трудовая деятельность
Дети привлекаются к посильной трудовой деятельности.
15 слайд
Выставки, конкурсы, участие в экологических проектах.
16 слайд
Исследовательские проекты
17 слайд
Для повышения воспитательной эффективности экологического образования используются методы и организационные формы, целенаправленно формирующие положительное отношение человека к миру природы.
Я предлагаю познакомиться с тем, как кандидат биологических наук Гущина Э.В. представляет нам методы экологического воспитания.
18 слайд
Метод экологической эмпатии (от греческого «сопереживание»)
Этот метод предполагает использование вопросов: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?» и т.п.
19 слайд
Метод моделирования
Моделирование помогает формировать у детей экологические связи, понимание влияния человека на природу и значение природы в жизни человека.
20 слайд
Метод экологической идентификации
21 слайд
Метод экологических ассоциаций (от лат. «соединение»)
В моделировании экологических ситуаций используются образы «пчелы-труженицы», «бобра-строителя» и т.д.
22 слайд
Метод экологической неустойчивости:
такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности чьей-то индивидуальной экологической деятельности.
23 слайд
Метод экологического ожидания:
актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.
24 слайд
Метод художественной репрезентации:
использование художественных образов восприятия мира природы с помощью литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.
25 слайд
Метод экологической рефлексии:
анализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности, осознание личностью того, как её поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.
26 слайд
Метод экологической заботы
27 слайд
Наблюдение
28 слайд
Экологические игры
Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).
29 слайд
Экологическая акция
30 Слайд Большое значение в процессе экологического воспитания школьников играет наглядное информационное просвещение.
31 слайд
Создание детьми печатной продукции
32 слайд
Экологическая тропа
Целью любой экскурсии в природу является расширение знаний обучающихся об окружающем нас мире, воспитание бережного отношения к природе, желания сохранять природу.
Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять окружающую нас среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
33 слайд
Формы организации и виды деятельности
34 слайд
Формы организации и виды деятельности
35 слайд
Формы организации и виды деятельности
36 слайд
Формы организации и виды деятельности
37 слайд
Заключение
38 слайд
Н.Ф. Реймерс
«Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить».
И, наконец, нужно сказать следующее: «Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что портрет выпускника – гражданина России, будет содержать и экологические аспекты:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Поэтому для успешной профессиональной деятельности будущих выпускников, помимо «Знаю», необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому должны научиться наши дети.