СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Методы и приёмы экологической работы с обучающимися в школе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий. Основной целью работы с обучающимися по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Методы и приёмы экологической работы с обучающимися в школе"»

1 слайд

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа с.Солдатское


Выступление на тему:

«Методы и приёмы экологической работы с обучающимися в школе».


Выступление подготовила Шалдышова О.Н.

2 слайд

Экологическое образование

- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

3 слайд

Главная цель экологического образования

- формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

Основной  целью работы с  обучающимися по экологическому воспитанию  является   формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.   Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.

4 слайд

Методы экологического воспитания

- методы формирования сознания:

(убеждение, упражнение, пример);

- методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание);

- методы поощрения: (деловые игры, тренинги и др.)

5 слайд

Формы экологического воспитания

- образовательная деятельность;

- экскурсии, экологические практики и наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников;

- тематические праздники;

- трудовая деятельность, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территорий школы;

- выставки, конкурсы, участие в экологических проектах.

6 слайд

Основа экологического воспитания младших школьников – учебные предметы

На уроках математики: задачи и примеры с экологическим содержанием, экологические кроссворды.

7 слайд

Математические задачи



8 слайд

На уроках русского языка: тексты для диктантов, списывания о редких животных и растениях, экологические сказки, составление рассказов на заданную тему, написание стихов, сочинений. При проведении словарной работы – загадки о животных и растениях.

Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.



9 слайд

На уроках литературного чтения анализ произведений писателей-натуралистов, развитие речи.

Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина  и  других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

10 слайд

Человек и мир – это, прежде всего наблюдение, эксперимент, моделирование.

Одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

11 слайд

Трудовое обучение

- изготовление поделок из природного материала, работа на пришкольном участке, уход за комнатными растениями.

Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.



12 слайд

Изобразительное искусство

- тематическое рисование, беседы по картинам.

Беседы по картинам формируют бережное отношение к природе. Дети приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

13 слайд

Окружающий мир - тематические уроки, экскурсии, экологические практикумы

Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе.

14 слайд

Трудовая деятельность

Дети привлекаются к посильной трудовой деятельности.

15 слайд

Выставки, конкурсы, участие в экологических проектах.

16 слайд

Исследовательские проекты

17 слайд

Для повышения воспитательной эффективности экологического образования используются методы и организационные формы, целенаправленно формирующие положительное отношение человека к миру природы.

Я предлагаю познакомиться с тем, как кандидат биологических наук Гущина Э.В. представляет нам методы экологического воспитания.

18 слайд

Метод экологической эмпатии (от греческого «сопереживание»)

Этот метод предполагает использование вопросов: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?» и т.п.

19 слайд

Метод моделирования

Моделирование помогает формировать у детей экологические связи, понимание влияния человека на природу и значение природы в жизни человека.

20 слайд

Метод экологической идентификации

21 слайд

Метод экологических ассоциаций (от лат. «соединение»)

В моделировании экологических ситуаций используются образы «пчелы-труженицы», «бобра-строителя» и т.д.

22 слайд

Метод экологической неустойчивости:

такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности чьей-то индивидуальной экологической деятельности.

23 слайд

Метод экологического ожидания:

актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

24 слайд

Метод художественной репрезентации:

использование художественных образов восприятия мира природы с помощью литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.

25 слайд

Метод экологической рефлексии:

анализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности, осознание личностью того, как её поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

26 слайд

Метод экологической заботы

27 слайд

Наблюдение

28 слайд

Экологические игры

Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

29 слайд

Экологическая акция

30 Слайд Большое значение в процессе экологического воспитания школьников играет наглядное информационное просвещение.

31 слайд

Создание детьми печатной продукции

32 слайд

Экологическая тропа

Целью любой экскурсии в природу является расширение знаний обучающихся об окружающем нас мире, воспитание бережного отношения к природе, желания сохранять природу.

Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых.  Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять окружающую нас среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.



33 слайд

Формы организации и виды деятельности

34 слайд

Формы организации и виды деятельности

35 слайд

Формы организации и виды деятельности

36 слайд

Формы организации и виды деятельности

37 слайд

Заключение

38 слайд

Н.Ф. Реймерс

«Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить».

И, наконец, нужно сказать следующее: «Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что портрет выпускника – гражданина России, будет содержать и экологические аспекты:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Поэтому для успешной профессиональной деятельности будущих выпускников, помимо «Знаю», необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому должны научиться наши дети.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!