СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс метапредметность и межпредметность на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс метапредметность и межпредметность на уроках химии»

Мастер-класс «Межпредметность и метапредметность на уроках химии»

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников.

Другие — что ученики обкрадывают учителя.

Я считаю, что правы и те и другие,

и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно.

(Лев Давидович Ландау)



Цель и задачи: поделиться опытом работы по использованию методических приёмов, направленных на получение метапредметных и межпредметных результатов при обучении и воспитании учащихся, привития интереса к предмету, а значит на качественного усвоения курса химии; совершенствование преподавания химии посредством нестандартных технологий; предложить элементы содержания творческой, исследовательской деятельности, приемы по формированию умений учащихся применять знания о свойствах веществ, для практических целей, а также навыков работы с информацией логической направленности; формирование ключевых компетентностей; закрепление навыков работы в группе; ознакомить с нестандартными заданиями практико-ориентированного содержания; прослеживание связи химии с общественными и гуманитарными науками.

Оборудование и материалы: набор минералов и реактивов: малахит, умбра (гематит), хромовый тёмно-синий, древесный уголь, молизит, роданид аммония, хромпик, борная кислота, мел; стаканчики с водой; жёлтый фломастер;непроливайки; клей ПВА; мука; кисточки; керамические чашки; заготовки из пластиковых стаканчиков; стеклянные палочки; чайные пластиковые ложки; сухие и влажные салфетки; рисунок-расскараска - бабочка; клей-карандаш; лист бумаги; ручки; пластилин; доска для пластилина; нож для пластилина»; зубочистки для каркаса человечка; магнитная доска; магниты; рисунок «яблоко»; мешочек с карточками для деления групп; «гусеницы» и «бабочки» картинки; проектор; экран; презентация; музыкальное сопровождение; портрет М.В.Ломоносова.

План мастер-класса:

  1. Приветствие участников.

  2. Формулировка целей и задач.

  3. Общие методические понятия.

  4. Вопросы и проблемы по теме мастер-класса. Проблемный вопрос мастер-класса.

  5. Деление участников на группы.

  6. Творческая работа групп.

  7. Защита результатов работы групп.

  8. Раскрытие проблемного вопроса.

  9. Рефлексия.



Ход мастер-класса:

  1. Приветствие участников.

Звучит релаксирующая музыка времён Петра 1.

Учитель приветствует участников семинара.

  1. Формулировка целей и задач.

  2. Общие методические понятия.

Метапредметность– направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования (например: метапредметы «Знание», «Технология», «Творчество»; метауроки «Порядок и Хаос», «Человек» и др.).

 «Метапредметный подход» был чрезвычайно популярен в 20-е годы XX века.
«Метапредметное обучение» было широко распространено в 1918 г. и тогда называлось методом проектов. В 1932 г. метод проектов осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Сегодня мы говорим о «метапредметном подходе» и о «метапредметных результатах» обучения в связи с формированием универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты УВР общего образования должны отражать:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Межпредметность – направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин (полипредметность) с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции (например: предметы «Естествознание», «История науки», «Экология», «МХК»; модули или темы «Глобальные проблемы современности», «Психология здоровья» и др.).



Межпредметные задачи и результаты УВР :

-наряду с усвоением основ базовой науки, включающих важнейшие факты, понятия, теории и законы, язык науки, доступные обобщения мировоззренческого характера;

- обучение должно способствовать: развитию и интеллектуальному совершенствованию личности;

- формирование у обучающихся целесообразного поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей природной среде;

-выработка понимания общественной потребности в развитии наук;

- формирование у учащихся отношения к предметам как возможной области будущей практической деятельности;

-формирование целостной картины мира.

  1. Вопросы и проблемы по теме мастер-класса. Проблемный вопрос мастер-класса.

На магнитной доске рисунок яблока, символизирующий целостность УВР в современной системе образования. Учитель и участники семинара записывают на символических «гусеницы» проблемы и вопросы по теме семинара и мастер-класса (не более 6 по два от каждой группы) и размещают их на яблоке с помощью магнита.

Учитель задаёт вопрос участникам семинара: « Что объединяет данные картинки?».

На экране слайд с вопросом и изображениями «МГУ», «Книги», «Молекулы», «Ручки в виде пера», «Мозаики «Полтавская битва», «Кузнечик», «Императрица Елизавета Петровна».



  1. Деление участников на группы.

В мешочке картинки трёх типов :

1 группа «Кисть и рисунок»;

2 группа « Перо и лист со стихом»;

3 группа «Человечек с вопросом».



Группы рассаживаются за столы, на которых уже стоят указанные предметы на рисунках.



  1. Творческая работа групп.

Учитель: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи и с хорошей музыкой, вряд ли он создаст что-то значительное в своей области».





1 группа « Художники».

Радость от восприятия цвета – одно из старейших культурно-эстетических чувств человечества. Что же нужно вам, чтобы ощутить себя художником? Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски… Сейчас у нас есть все, кроме красок… Не волнуйтесь! Химия вам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок! Сейчас вы, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получите акварельные краски в нашей школьной лаборатории.

Используя инструкции приложения 1, создайте палитру из семи красок. Разукрасьте ими бабочку на вашем столе.



2 группа « Лирики».



«В траве сидел кузнечик…» Кому из нас не знакома эта весёлая детская песенка? Но не только детские поэты посвящали этому забавному персонажу сказок и мультфильмов свои произведения. Познакомьтесь с инструкцией приложения 2 вашей команды и попробуйте восстановить стихотворение и вставить недостающие в тексте слова. С нетерпением ждём ваш поэтический шедевр.




3 группа «Эксперты-методисты».

Каждый учитель мечтает об идеальном учащемся. А из каких компонентов, по мнению современной методики и государственных стандартов, должен состоять учащийся современной школы? В каких пропорциональных отношениях должны присутствовать в нём эти компоненты? Итак, перед вами инструкция приложения 3 и цветной пластилин. Ждём от вас универсальную модель учащегося. Творите.

На протяжении работы групп звучит приятная музыка, как в начале семинара.



  1. Защита результатов работы групп.



  1. Раскрытие проблемного вопроса.

Отгадкой нашего проблемного вопроса является великий гений русской науки М.В.Ломоносов, который мог бы сегодня занять достойное место в каждой из наших творческих групп.

Такое необычное начало урока может стать необычным межпредметным началом урока по изучению биографии М.В.Ломоносова как на уроках химии, так и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, истории, биологии, физики со своими специфическими особенностями.





  1. Рефлексия.

У всех участников сегодняшнего мастер-класса в группах лежат бабочки, в которых в результате сложных биологических процессов превращаются гусеницы. Так давайте заменим вопросы и проблемы, возникшие в начале нашего мастер-класса на пожелания коллегам, отзывы о сегодняшнем семинаре и свои, я надеюсь положительные эмоции.

Закончить сегодняшний мастер-класс мне хотелось бы словами Альберта Энштейна «Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний».

Звучит музыка

Приложение 1

Инструкция по приготовлению основы.

  1. Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте 2 ч. л. ПВА и все хорошенько перемешайте ложечкой до консистенции массы немного гуще, чем тесто на блины.

  2. По 1 чайной ложечке полученной смеси поместите в заготовки из пластиковых стаканчиков.

  3. В каждой из ёмкостей получите цвета: зелёный, коричневый, фиолетовый, чёрный, белый, коричнево-красный, оранжевый.


Совет!!!: Консистенция красок должна получиться как у гуаши; всыпайте пигменты небольшими порциями.


Зелёный цвет:

В полученную основу небольшими порциями присыпайте порошок малахита, хорошо перемешайте. Должна получиться бирюзовая краска.


Коричневый цвет:

В полученную основу небольшими порциями присыпайте порошок умбры (гематита), хорошо перемешайте. Должна получиться коричневая краска.


Фиолетовый цвет:

В полученную основу небольшими порциями присыпайте порошок хромовый тёмно-синий, хорошо перемешайте. Должна получиться фиолетовая краска.


Чёрный цвет:

В полученную основу небольшими порциями присыпайте порошок древесного угля, хорошо перемешайте. Должна получиться чёрная краска.


Красно-коричневый цвет:

В полученную основу небольшими порциями присыпайте смесь порошков молизита и роданида аммония, хорошо перемешайте. Должна получиться красно-коричневая краска.


Оранжевый цвет:

В полученную основу небольшими порциями присыпайте смесь порошков хромпика и борной кислоты, хорошо перемешайте. Должна получиться оранжевая краска.


Белый цвет:

В полученную основу небольшими порциями присыпайте порошок мела, хорошо перемешайте. Должна получиться белая краска.



Приложение 1




  1. Чёрный, 2- Белый, 3- Коричневый, 4-Красно-коричневый,

5-Фиолетовый, 6- Зелёный, 7- Оранжевый

Приложение 2

Стих-оригинал

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.

Стих для задания

………………. дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою …….
И наслаждаешься ……….. росою.
Хотя у многих ты в глазах ……….. тварь,
Но в самой ………. ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты ………….!
Ты скачешь и поешь, …………….., беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем …………..,
Не просишь ни о чем, не должен ……………. .

Приложение 3

Пользуясь разноцветным пластилином, доской, ножом и зубочистками, слепите современную модель учащегося по требованиям современного государственного стандарта, учитывая правильное процентное соотношение ключевых понятий УВ процесса:

  • Знания;

  • Умения;

  • Навыки;

  • Метапредметные умения и навыки;

  • Межпредметные знания;

  • Ключевые компетентности.



Цвета:

  • Зелёный – знания;

  • Синий – умения;

  • Красный – навыки;

  • Жёлтый - метапредметные навыки и умения;

  • Белый – межпредметные знания;

  • Фиолетовый или чёрный – компетентности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!