СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»»

Мастер-класс «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума.

Логико-математическая игра-это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками , что создает условие для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

В логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.


Широкое использование специальных обучающих игр очень важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности и общего умственного развития.

Вопрос: Уважаемые педагоги, с какого возраста мы можем использовать данную категорию дидактических игр? (Педагоги и психологи уверены: развитию логического мышления нужно уделять большое внимание с 4-5-летнего возраста ребенка. Именно тогда у малыша начинают формироваться логические навыки, и в этом ему нужно помогать. Существует множество простых и понятных задачек на логику для детей разного возраста.)

В.: С помощью каких логико-математических игр, формируется познавательная активность детей 4-5 лет? Какие трудности возникают у педагога, когда он начинает работу с детьми? А какие трудности возникают у детей?(ответы)

В.: - С помощью каких логико-математических игр, формируется познавательная активность детей в старшем и подготовительном возрасте? (ответы)

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развивать логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же заставить им радость от процесса познания, можно использовать логико-математические игры подборку которых я вам хочу представить. Представленные игры можно применять при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике с детьми, а также для диагностики развития мышления детей.

Я в своей работе использую следующие игры на развитие логического мышления: «Квадрат Воскобовича», «Собери квадрат Б.П.Никитина», «Собери по образцу» (счетные палочки), «Найди сходства и различия», «Пазлы», Палочки Кюизенера, «Танграм», «Блоки Дьенеша», «Колумбово яйцо», Шашки и т.д..

Детям старшего дошкольного возраста могу предложить игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления, также сообразительности, смекалки и самостоятельности. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

Головоломка с забавным происхождением - «Колумбово яйцо».

Суть игры - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее. «Колумбово яйцо». представляет собой овал размером 15х12 см, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.

Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием.

Логические игры, задачи, упражнения – отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. К таким играм относятся:

  • Игры с блоками Дьенеша;

  • Игры с цветными палочками Кюинзера;

  • Игры Воскобовича;

  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин);

  • Шахматы, шашки.

Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!