Что лежит в основе этих работ?
- КИР ( Комплексные интегрированные контрольные работы)
- ВПР ( Всероссийская проверочная работа)
- Тест
- Государственная итоговая аттестация (ГИА), включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ)
Что лежит в основе этих работ?
- КИР (Комплексные интегрированные контрольные работы)
- ВПР (Всероссийская проверочная работа)
- Тест
- Государственная итоговая аттестация, включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ)
- Читательские умения и познавательные действия по работе с информацией и чтению.
- Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
Ф.М.Достоевский
Для молодого поколения крайне важно связать успешность человека с чтением. Человек начитанный, образованный должен стать успешным.
Н.Н.Сметанникова
Функциональная грамотность
Концепция читательской грамотности направлена на развитие базовых читательских умений при чтении сложных и множественных текстов:
- смысловое чтение,
- определение основной темы и главной мысли,
- формулирование выводов.
Уровни функциональной грамотности
- В своей работе с классом я определила несколько уровней способностей обучающихся:
- 1-й уровень : репродуктивный уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий; а также умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
- 2-й уровень : продуктивный уровень - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
- 3-й уровень : продвинутый уровень - умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.
Мастер-класс «Литературный ковёр: Читаем вместе»
Великий поэт Расул Гамзатов сказал: Дагестан – не просто пёстроэкзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан – это республика, у которой есть три сокровища.
Первое сокровище – земля, горы, равнины. Бесценна для горцев их каменистая земля, трудна на ней жизнь. Чтобы вырастить на этих камнях что-нибудь, всю жизнь горец таскал на них землю корзинами, в хурджинах, в папахах и даже пригоршнями. Самое доброе пожелание горцев: «Чтобы тесно было колосьям на поле твоём». Самая крепкая клятва горца: «Клянусь этой землёй!».
Второе сокровище – вода: реки, родники, озёра, моря. Недаром в Дагестане говорят: «Очаг – это сердце дома, а родник – сердце аула».
Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного дагестанского народа с другими народами страны и земли и его гостеприимство. Дагестан – страна гор. На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства извечно считались мужество и честь. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен. Аул Балхар – гончарным мастерством. Кубачи – чеканкой по золоту и серебру. Унцукуль – мастерством насечки и резьбы. Наша республика славится не только изделиями народного творчества, но и зажигательными танцами.
Прием «Проба пера» или «Словотворение» способствует формированию такого элемента ЧФГ как структурирование и систематизация информации, а также развитие коммуникативной компетенции.
Репродуктивный уровень
1.Вставь пропущенные слова или словосочетания по смыслу.
________________ - самый южный город в Республике Дагестан, расположенный на границе _________________________ моря и предгорья _____________________. Дербент насыщен памятниками истории и культуры мирового значения. Главные достопримечательности Дербента –
это __________________________________________ и _____________ мечеть.
Продуктивный уровень
1. Сократите текст до 10 предложений, не изменяя ценностного содержания текста. (Можно «лишние - ненужные» предложения зачеркнуть)
Продвинутый уровень
- Дополните текст несколькими предложениями о родном городе.
Прием «Модульный план» ( подготовка к ВПР. Задания №7,8 часть 2 )
направлен на конструирование собственного высказывания.
Существует несколько видов плана:
1.Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
3.План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
4.Тезисный. (Тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.)
Прием «Модульный план»
( подготовка к ВПР. Задание№7,8 часть 2 )
направлен на конструирование собственного высказывания.
Продуктивный уровень
1.Составь план из 3 пунктов к тексту, придумав подписи к каждому рисунку.
Репродуктивный уровень
1.Составь план из 3 пунктов. В каждом пункте используй вопрос.
Продвинутый уровень
1.Составь тезисный план из 3 пунктов.
Прием «Древо мудрости»
( подготовка к ВПР. Задание№15 часть2 )
развивает у школьников ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.
Приём «Двойной дневник»
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)
Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них
наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни,
озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они
"споткнулись".
Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст
последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.
Приём «ТАСК-анализ» (это сокращение от слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ)
№
Вопрос
1
2
Какая тема обсуждается?
Ответ
3
Каково основное утверждение по теме?
Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?
4
Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.
5
6
Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.
Проведите оценку защиты утверждения и контрутвсрждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.
7
8
Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.
9
Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... ( основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).
Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?
10
В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.
Приём «ТАСК-анализ»
Этот метод заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых места в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.
Прием «Древо мудрости» ( подготовка к ВПР. Задание№15 часть2 )
Репродуктивный уровень
1.Разгадай кроссворд на тему: «Мой Дагестан», опираясь на прочитанный текст.
По горизонтали
- Второе сокровище Дагестана
4) Как называется горное село Дагестана
- Этот аул знаменит гончарным мастерством
По вертикали
2) Третье сокровище Дагестана
- Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – леса, степи.
А человеку нужна …?
- Какой аул славится чеканкой по золоту и серебру
- Самый зажигательный танец дагестанцев
Продуктивный уровень
Прием «Двойной дневник»
Продвинутый уровень
Приём «ТАСК-анализ» (Тезис — Анализ — Синтез — Ключ)
Читательская функциональная грамотность (ЧФГ) полностью интегрирует чтение в традиционном смысле и новые формы чтения.
Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.