СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Литературный ковёр: Читаем вместе» Учитель - Алирзаева Земфира Курбановна

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы на уроках литературного чтения, способствующие формированию функциональной грамотности, а именно - читательской.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Литературный ковёр: Читаем вместе» Учитель - Алирзаева Земфира Курбановна»

Что лежит в основе этих работ? КИР ( Комплексные интегрированные контрольные работы) ВПР ( Всероссийская проверочная работа) Тест Государственная итоговая аттестация (ГИА), включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ)

Что лежит в основе этих работ?

  • КИР ( Комплексные интегрированные контрольные работы)
  • ВПР ( Всероссийская проверочная работа)
  • Тест
  • Государственная итоговая аттестация (ГИА), включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ)
Что лежит в основе этих работ? КИР (Комплексные интегрированные контрольные работы) ВПР (Всероссийская проверочная работа) Тест Государственная итоговая аттестация, включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ)  Читательские умения и познавательные действия по работе с информацией и чтению. Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Читательская грамотность

Что лежит в основе этих работ?

  • КИР (Комплексные интегрированные контрольные работы)
  • ВПР (Всероссийская проверочная работа)
  • Тест
  • Государственная итоговая аттестация, включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ)

  • Читательские умения и познавательные действия по работе с информацией и чтению.
  • Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
  • Читательская грамотность
функциональная  читательская грамотность как основа успешности учащихся Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Ф.М.Достоевский Для молодого поколения крайне важно связать успешность человека с чтением. Человек начитанный, образованный должен стать успешным. Н.Н.Сметанникова

функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Ф.М.Достоевский

Для молодого поколения крайне важно связать успешность человека с чтением. Человек начитанный, образованный должен стать успешным.

Н.Н.Сметанникова

Функциональная грамотность Концепция читательской грамотности направлена на развитие базовых читательских умений при чтении сложных и множественных текстов:  смысловое чтение,  определение основной темы и главной мысли,  формулирование выводов.

Функциональная грамотность

Концепция читательской грамотности направлена на развитие базовых читательских умений при чтении сложных и множественных текстов:

  • смысловое чтение,
  • определение основной темы и главной мысли,
  • формулирование выводов.
 Уровни функциональной грамотности В своей работе с классом я определила несколько уровней способностей обучающихся: 1-й уровень : репродуктивный уровень  элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий; а также умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях; 2-й уровень : продуктивный уровень  - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации; 3-й уровень :  продвинутый уровень  - умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

Уровни функциональной грамотности

  • В своей работе с классом я определила несколько уровней способностей обучающихся:
  • 1-й уровень : репродуктивный уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий; а также умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
  • 2-й уровень : продуктивный уровень - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
  • 3-й уровень : продвинутый уровень - умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

Мастер-класс «Литературный ковёр: Читаем вместе»

Великий поэт Расул Гамзатов сказал: Дагестан – не просто пёстроэкзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан – это республика, у которой есть три сокровища.

Первое сокровище – земля, горы, равнины. Бесценна для горцев их каменистая земля, трудна на ней жизнь. Чтобы вырастить на этих камнях что-нибудь, всю жизнь горец таскал на них землю корзинами, в хурджинах, в папахах и даже пригоршнями. Самое доброе пожелание горцев: «Чтобы тесно было колосьям на поле твоём». Самая крепкая клятва горца: «Клянусь этой землёй!».

Второе сокровище – вода: реки, родники, озёра, моря. Недаром в Дагестане говорят: «Очаг – это сердце дома, а родник – сердце аула».

Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного дагестанского народа с другими народами страны и земли и его гостеприимство. Дагестан – страна гор. На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства извечно считались мужество и честь. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен. Аул Балхар – гончарным мастерством. Кубачи – чеканкой по золоту и серебру. Унцукуль – мастерством насечки и резьбы. Наша республика славится не только изделиями народного творчества, но и зажигательными танцами.

             Прием «Проба пера» или «Словотворение» способствует формированию такого элемента ЧФГ как структурирование и систематизация информации, а также развитие коммуникативной компетенции.   Репродуктивный уровень  1.Вставь пропущенные слова или словосочетания по смыслу.   ________________ - самый южный город в Республике Дагестан, расположенный на границе _________________________ моря и предгорья _____________________. Дербент насыщен памятниками истории и культуры мирового значения. Главные достопримечательности Дербента – это __________________________________________ и _____________ мечеть.     Продуктивный уровень   1. Сократите текст до 10 предложений, не изменяя ценностного содержания текста. (Можно «лишние - ненужные» предложения зачеркнуть)       Продвинутый уровень   Дополните текст несколькими предложениями о родном городе.  

Прием «Проба пера» или «Словотворение» способствует формированию такого элемента ЧФГ как структурирование и систематизация информации, а также развитие коммуникативной компетенции.

 

Репродуктивный уровень

1.Вставь пропущенные слова или словосочетания по смыслу.

 

________________ - самый южный город в Республике Дагестан, расположенный на границе _________________________ моря и предгорья _____________________. Дербент насыщен памятниками истории и культуры мирового значения. Главные достопримечательности Дербента –

это __________________________________________ и _____________ мечеть.

   

Продуктивный уровень

  1. Сократите текст до 10 предложений, не изменяя ценностного содержания текста. (Можно «лишние - ненужные» предложения зачеркнуть)

 

    Продвинутый уровень

 

  • Дополните текст несколькими предложениями о родном городе.

 

Прием «Модульный план» ( подготовка к ВПР. Задания №7,8 часть 2 ) направлен на конструирование собственного высказывания. Существует несколько видов плана: 1.Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции). 2. Назывной (план-тезис номинативного строя). 3.План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку). 4.Тезисный.  (Тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.)

Прием «Модульный план» ( подготовка к ВПР. Задания №7,8 часть 2 )

направлен на конструирование собственного высказывания.

Существует несколько видов плана:

1.Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).

2. Назывной (план-тезис номинативного строя).

3.План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).

4.Тезисный. (Тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.)

         Прием «Модульный план» ( подготовка к ВПР. Задание№7,8 часть 2 ) направлен на конструирование собственного высказывания. Продуктивный уровень  1.Составь план из 3 пунктов к тексту, придумав подписи к каждому рисунку.   Репродуктивный уровень   1.Составь план из 3 пунктов. В каждом пункте используй вопрос. Продвинутый уровень   1.Составь тезисный план из 3 пунктов.

Прием «Модульный план»

( подготовка к ВПР. Задание№7,8 часть 2 )

направлен на конструирование собственного высказывания.

Продуктивный уровень

1.Составь план из 3 пунктов к тексту, придумав подписи к каждому рисунку.

Репродуктивный уровень

  1.Составь план из 3 пунктов. В каждом пункте используй вопрос.

Продвинутый уровень

  1.Составь тезисный план из 3 пунктов.

Прием «Древо мудрости»  ( подготовка к ВПР. Задание№15 часть2 ) развивает у школьников ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.  

Прием «Древо мудрости»

( подготовка к ВПР. Задание№15 часть2 )

развивает у школьников ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.

 

Приём «Двойной дневник» Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?     В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них  наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они

Приём «Двойной дневник»

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

 

 

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них

наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни,

озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они

"споткнулись".

Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст

последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

 

Приём «ТАСК-анализ»   (это сокращение от слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ)

Вопрос

1

2

Какая тема обсуждается?

Ответ

3

Каково основное утверждение по теме?

 

Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?

4

 

 

Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.

5

6

 

Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.

 

Проведите оценку защиты утверждения и контрутвсрждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.

7

 

8

Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.

9

Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... ( основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).

 

 

Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?

10

 

В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.

 

Приём «ТАСК-анализ»    Этот метод заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется  при подготовке к групповой дискуссии  в ходе выявления слабых места  в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.

Приём «ТАСК-анализ»  

Этот метод заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется  при подготовке к групповой дискуссии  в ходе выявления слабых места  в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.

Прием «Древо мудрости»  ( подготовка к ВПР. Задание№15 часть2 )   Репродуктивный уровень    1.Разгадай кроссворд на тему: «Мой Дагестан», опираясь на прочитанный текст. По горизонтали Второе сокровище Дагестана 4) Как называется горное село Дагестана Этот аул знаменит гончарным мастерством По вертикали 2) Третье сокровище Дагестана Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – леса, степи. А человеку нужна …? Какой аул славится чеканкой по золоту и серебру Самый зажигательный танец дагестанцев Продуктивный уровень   Прием «Двойной дневник» Продвинутый уровень   Приём «ТАСК-анализ» (Тезис — Анализ — Синтез — Ключ)

Прием «Древо мудрости» ( подготовка к ВПР. Задание№15 часть2 )  

Репродуктивный уровень

 

1.Разгадай кроссворд на тему: «Мой Дагестан», опираясь на прочитанный текст.

По горизонтали

  • Второе сокровище Дагестана

4) Как называется горное село Дагестана

  • Этот аул знаменит гончарным мастерством

По вертикали

2) Третье сокровище Дагестана

  • Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – леса, степи.

А человеку нужна …?

  • Какой аул славится чеканкой по золоту и серебру
  • Самый зажигательный танец дагестанцев

Продуктивный уровень

  Прием «Двойной дневник»

Продвинутый уровень

  Приём «ТАСК-анализ» (Тезис — Анализ — Синтез — Ключ)

Читательская функциональная грамотность (ЧФГ) полностью интегрирует чтение в традиционном смысле и новые формы чтения. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. 

Читательская функциональная грамотность (ЧФГ) полностью интегрирует чтение в традиционном смысле и новые формы чтения.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!