Мастер-класс «Лабиринт выбора»
Цели:
Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Показать учащимся важность сфер «Могу» и «Надо» при выборе будущей профессии.
Кл. руководитель: Всем добрый день! Я рада с вами познакомиться и надеюсь на приятное сотрудничество.
А начнем мы наше занятие вот с таких строк: (слова на экране).(сл.1)
«У меня растут года, будет и 17! Где работать мне тогда, чем заниматься?»
- Такими строками начинается всем известное с детства стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», написанное поэтом почти столетие назад, но и сегодня не теряющее своей актуальности. Каждый молодой человек, на пороге выпуска из школы делает в своей жизни самый важный выбор – выбор профессии.
Вы уже сделали первый в своей жизни серьезный выбор – решили продолжить учебу в 10 классе, чтобы получить среднее общее образование, в свою очередь целью которого будет поступление в высшие учебные заведения.
При выборе будущей профессии необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, свои профессиональные интересы и склонности, требования к профессии и ситуацию на рынке труда.
При выборе профессии многие подростки уже знакомы с такими понятиями, которые выражаются тремя словами: Хочу Могу Надо (сл.2)
Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу». Наше занятие сегодня будет посвящено преимущественно сферам «Могу» и «Надо».
1 упражнение - Необитаемый остров ( мин.)
Описание упражнения. Представьте, что все вы пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда - был шторм и ваш корабль сильно сбился с пути. Ваша задача вместе определить в чем и в каких специалистах (повар, охотник, швея, строитель, врач и т. д.) вы будете нуждаться. Есть ограничения: специалистов должно быть не более пяти. Запишите выбранные профессии на листочках и прикрепите на доске.
Психологический смысл упражнения. Участники могут задуматься о таких понятия как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте.
2 упражнение – Что я могу? ( мин.)
Описание упражнения. Теперь я предлагаю каждому из вас выбрать себе профессию из данного списка и обосновать свой выбор. Условие этого задания что бы все профессии были разобраны. (учащимся дается 1 мин.) Время вышло. Кто считает, что может взять на себя роль (профессии) …… поднимите руки. Обоснуйте свой выбор.
Психологический смысл упражнения. Обучающимся придется задуматься о своих способностях, закрепиться навык личной аргументации.
3 упражнение – Чем я полезен? ( мин.)
Описание упражнения. Каждый из вас, в соответствии с новой ролью, должен написать на листках план своих действий, который должен помочь людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем из людей ему придется взаимодействовать в своей деятельности. На выполнение задания вам отводится 2 мин.
Зачитают план следующие ребята …….. (нужно прочитать вслух), а группа внимательно слушает и должна решить, поможет ли им реализация этого плана выжить.
Психологический смысл упражнения. Обучающиеся учатся оперировать знаниями о профессиях.
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. При выполнении которого на каждом этапе вам пришлось задуматься о «престижности» и «нужности» профессий, о своих способностях, пришлось научиться оперировать знаниями о профессиях.
- У каждого из вас есть какие-то способности, склонности. (сл.3) Сейчас я предлагаю вам стать участниками шуточного теста «Ты и твоя профессия». (сл. 4) Задание: используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, вы должны нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три геометрические фигуры. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы их нужно зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения 1 минута.
- А теперь подсчитаем количество треугольников. (сл.5) Количество треугольников показывает к какому типу вы относитесь. Результаты на экране.
Итак, кто же у нас может быть руководителем, хорошим преподавателем? Есть такие?
А кто имеет хорошие организаторские способности?
А сколько человек имеют склонность к индивидуальной работе?
А есть ли у нас учащиеся, которые легко переключаются с одного вида деятельности на другой?
А любители искусства и обладатели богатого воображения?
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности.
А теперь я прошу вас подписать свои листочки с выполненным тестом. И сдать их мне. А я в свою очередь передам их вашему классному руководителю. Которая я надеюсь сохранит их до вашей встречи выпускников. И все вместе, годы спустя, вы проверите, а может действительно кто-то станет руководителем, или хорошим учителем, или великим конструктором.
(сл.6) Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.
Древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Всем спасибо!