СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Кожлянская традиционная барыня"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс по лепке кожлянской традиционной игрушки "Барыня" Курчатовского района Курской области. Историческая справка о кожлянском промысле.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Кожлянская традиционная барыня"»

Кожлянская глиняная традиционная игрушка Мастер: Маслова  Наталья Александровна,  МКОУ «Дроняевская СОШ»  Курчатовского района Курской области

Кожлянская глиняная традиционная игрушка

Мастер:

Маслова

Наталья Александровна,

МКОУ «Дроняевская СОШ»

Курчатовского района Курской области

 Есть на Курской земле в Курчатовским районе, за батюшкой Сеймом, две деревеньки, несовсем обычные, – уж несколько веков над ними сливаются в единую песню перелив глиняного свистуна и гудение гончарного круга.  Село Дроняево - издревле богатое залежами глины отличного качества,  Кожля – новая родина для полтавских переселенцев (конец 18 в.), принесших с собой умение лепить расписную свистульку. Еще в 80-е годы Дроняевская школа стала тонкой нитью, благодаря которой оба старинных промысла до сих пор живы и продолжают развиваться.  Ведь в это время пришла в школу потомственная мастерица Ковкина Валентина Венедиктовна (народный мастер России, лауреат премии «Душа России -2002»). Она не просто обучала детей лепить кожлянскую традиционную свистульку, а влюбляла их в простую, но уникальную частичку русского традиционного наследия.  В Кожле почти до конца 20-го столетия работали сестры-игрушечницы: Ковкина Ульяна Ивановна и Дериглазова Ольга Ивановна (народные мастера России)

Есть на Курской земле в Курчатовским районе, за батюшкой Сеймом, две деревеньки, несовсем обычные, – уж несколько веков над ними сливаются в единую песню перелив глиняного свистуна и гудение гончарного круга.

Село Дроняево - издревле богатое залежами глины отличного качества,

Кожля – новая родина для полтавских переселенцев (конец 18 в.), принесших с собой умение лепить расписную свистульку. Еще в 80-е годы Дроняевская школа стала тонкой нитью, благодаря которой оба старинных промысла до сих пор живы и продолжают развиваться.

Ведь в это время пришла в школу потомственная мастерица Ковкина Валентина Венедиктовна (народный мастер России, лауреат премии «Душа России -2002»). Она не просто обучала детей лепить кожлянскую традиционную свистульку, а влюбляла их в простую, но уникальную частичку русского традиционного наследия.

В Кожле почти до конца 20-го столетия работали сестры-игрушечницы: Ковкина Ульяна Ивановна и Дериглазова Ольга Ивановна (народные мастера России)

 Кожлянскую традиционную игрушку исстари лепили из светлой глины. Лепили диких и домашних животных: петух, кот, собака, лиса, баран, птички, олень; барынь – женский образ и всадника на коне - мужской образ. Игрушка обязательно должна свистеть: дарила музыку, отгоняла злых духов и разрабатывала легкие. Лепили и расписывали по строгим законам промысла - это и есть традиция.  При росписи использовали только четыре цвета: жёлтый, красный(малиновый), зеленый, синий(фиолетовый).  Знаки росписи взяты из наблюдений за природой:  - земля; - дождь -река;  - растения; - звёздное небо; - семена.

Кожлянскую традиционную игрушку исстари лепили из светлой глины. Лепили диких и домашних животных: петух, кот, собака, лиса, баран, птички, олень; барынь – женский образ и всадника на коне - мужской образ. Игрушка обязательно должна свистеть: дарила музыку, отгоняла злых духов и разрабатывала легкие. Лепили и расписывали по строгим законам промысла - это и есть традиция.

При росписи использовали только четыре цвета: жёлтый, красный(малиновый), зеленый, синий(фиолетовый).

Знаки росписи взяты из наблюдений за природой:

- земля; - дождь -река;

- растения; - звёздное небо; - семена.

Кожлянская традиционная игрушка «Барыня»

Кожлянская традиционная игрушка «Барыня»

Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.  В стародавние времена, глиняная фигурка Барыня наделяется смыслом богини прародительницы,  того самого древа жизни, вокруг которой строится многофигурная композиция.  Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей. Под правой рукой кожлянская барыня всегда держит свисток: птичку или животное.

Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.

В стародавние времена, глиняная фигурка Барыня наделяется смыслом богини прародительницы,  того самого древа жизни, вокруг которой строится многофигурная композиция.  Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей. Под правой рукой кожлянская барыня всегда держит свисток: птичку или животное.

Этапы изготовления кожлянской барыни 3 4 2 1 5 Работу по лепке барыни нужно начать с изготовления маленького свистка,  которого будет держать барыня. За время лепки ее фигуры, свисток захряснет,  его удобно будет прокалывать и примазывать. 2. Саму фигуру барыни начинаем делать с изготовления конуса. 3-4. При помощи специальной палочки выкатываем отверстие в основании конуса, глубиной до его середины – юбка барыни. 5. Пальцами проминаем талию и шею барыни.

Этапы изготовления кожлянской барыни

3

4

2

1

5

  • Работу по лепке барыни нужно начать с изготовления маленького свистка,

которого будет держать барыня. За время лепки ее фигуры, свисток захряснет,

его удобно будет прокалывать и примазывать.

2. Саму фигуру барыни начинаем делать с изготовления конуса.

3-4. При помощи специальной палочки выкатываем отверстие в основании конуса,

глубиной до его середины – юбка барыни.

5. Пальцами проминаем талию и шею барыни.

Этапы изготовления кожлянской барыни 1 2 3 4 1. Делаем голову: традиционно кожлянской барыне делает пучок и нос из жгутика. 2. Шляпка обычно делается в виде сплюснутого шарика с пуговичкой. Глаза Прокалываются круглой стороной шпычки под самую шляпку, рот – плоской стороной. 3. Правая рука делается чуть длиннее левой, так как она будет держать свисток. Левая рука прижата к туловищу. 4. Прежде чем дать барыне свисток, его прокалываем. Правая рука полностью  огибает свисток.

Этапы изготовления кожлянской барыни

1

2

3

4

1. Делаем голову: традиционно кожлянской барыне делает пучок и нос из жгутика.

2. Шляпка обычно делается в виде сплюснутого шарика с пуговичкой. Глаза

Прокалываются круглой стороной шпычки под самую шляпку, рот – плоской стороной.

3. Правая рука делается чуть длиннее левой, так как она будет держать свисток.

Левая рука прижата к туловищу.

4. Прежде чем дать барыне свисток, его прокалываем. Правая рука полностью

огибает свисток.

Роспись кожлянской барыни При росписи кожлянской барыни традиционно соблюдаются правила: кофта может быть с длинными или короткими рукавами, вырез округлый, угольный или под горло. Окантовку не делали. Цвета кофты – зеленый, синий или красный; на юбке обязательно 4 (реже 6 или 8) желтых прямых или волнистых вертикальных линий – символ солнечного луча. Между желтыми полосками: чередующиеся прямые или волнистые линии двух цветов; косые короткие линии (в каждом секторе один цвет, но цвета в секторах чередуются); решёточка (в каждом секторе один цвет, но цвета в секторах чередуются); свисток расписывается традиционно (чередование цвета и знака росписи) – тот цвет и знак росписи, который нанесен на спинку, то и наносится на животик, тот цвет и знак росписи, который нанесен на один бок, то и наносится на другой бок.

Роспись кожлянской барыни

При росписи кожлянской барыни традиционно соблюдаются правила:

  • кофта может быть с длинными или короткими рукавами, вырез округлый, угольный или под горло. Окантовку не делали. Цвета кофты – зеленый, синий или красный;
  • на юбке обязательно 4 (реже 6 или 8) желтых прямых или волнистых вертикальных линий – символ солнечного луча. Между желтыми полосками: чередующиеся прямые или волнистые линии двух цветов; косые короткие линии (в каждом секторе один цвет, но цвета в секторах чередуются); решёточка (в каждом секторе один цвет, но цвета в секторах чередуются);
  • свисток расписывается традиционно (чередование цвета и знака росписи) – тот цвет и знак росписи, который нанесен на спинку, то и наносится на животик, тот цвет и знак росписи, который нанесен на один бок, то и наносится на другой бок.
Юные мастера

Юные мастера

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Интернет ресурсы: Тайны, скрытые в игрушке. http ://ru-sled.ru/tajny-skrytye-v-igrushke / Знаки и символы http://www.filimonovo-museum.ru/toy/signs-n-symbols.html

Интернет ресурсы:

  • Тайны, скрытые в игрушке. http ://ru-sled.ru/tajny-skrytye-v-igrushke /
  • Знаки и символы http://www.filimonovo-museum.ru/toy/signs-n-symbols.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!