СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Коррекция агрессивного поведения у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые приемы и упражнения для коррекции агрессивного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Коррекция агрессивного поведения у младших школьников"»

Мастер класс «Приемы работы с агрессивными детьми».

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;

- познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в образовательной деятельности.

- показать продуктивные способы работы с агрессивными детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение участниками методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом-психологом на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

Ведущий: Здравствуйте, я педагог-психолог Большаковской школы – Иванченко Ольга Андреевна. В своем мастер-классе хочу поделиться с вами моим опытом работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. Сегодня мы познакомимся и проиграем упражнения для того, чтобы вы смогли их использовать для работы с детьми проявляющих агрессивность в поведении.

Теоретическая часть. Эмоциональное состояние участников образовательного и воспитательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Например, ежегодно до 10-15% обучающихся нашей школы начального уровня нуждаются в коррекции эмоционального состояния. (слайд) Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения или даже как качество личности. Поэтому необходимо как можно раньше начать корректировать такое поведение.

(слайд) Всплеск детской агрессии может быть обусловлен несколькими факторами:

1. Возрастной кризис.

2. Недостаточное развитие речи, навыков общения. Многие современные дети плохо говорят. Соответственно, такие ученики не всегда могут объяснить, что им надо. И самоконтроля еще как такого нет. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной.

• Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.

• Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;

• Повышенная тревожность (комплекс несоответствия);

• Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;

• Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

В своей практике мне часто приходится сталкиваться с проявлениями агрессивного поведения, для коррекции которого я провожу классные часы или подгрупповые занятия (особенно отличившимися) с применением тех методов и приемов с которыми хочу сегодня вас и познакомить.

Практическая часть:

Уважаемые коллеги! Я приглашаю в круг участников моего сегодняшнего мастер-класса. Несмотря на то, что мы уже сегодня уже поприветствовали друг друга с утра, хочу вам предложить поприветствовать друг друга еще раз, но по-особенному.

1. Упражнение «Поздороваемся ладошками». Создание положительного настроя

Инструкция: участники по кругу прикасаются ладонями к друг к другу. Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем соседу: Здравствуй, ……

Часто агрессивные дети страдают от заниженной/низкой самооценки, и если у них нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

2. Словесная игра «Я». Повышение самооценки.

Инструкция:

Я вопросы хочу вам задать,

Ваше дело — отвечать,

Выше руки поднимайте

И кричите громко: «Я»,

Чтоб услышали друзья.

Вопросы:

Кто у нас хороший, красивый и пригожий?

Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?

Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?

Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?

Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?

Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?

(слайд) Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. И если ребенок знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.

Так как эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден, они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Предлагаю вам упражнение «Волшебный рисунок».

Инструкция: Попрошу Вас разделиться на пары, и определиться с эмоцией, которую испытывает ваша пара в данный момент, затем изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа, смайлика восковым мелком. (музыка)

- А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой.

- Что вы можете сказать о той эмоции, которую видите на листе?

- Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. (музыка)

- Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

-Спасибо!

Задание, которое мы сейчас выполнили одно из направлений арт-терапии – изо-терапия. Следующее направление арт-терапии, о котором хотелось бы рассказать это игровая-терапия .

(слайд) Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе лежит игра, которая несомненно оказывает сильное влияние на развитие личности. Например, игра «Два барашка» направлена на снятие физической агрессии, предоставляет ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Инструкция: Вам нужно разбиться на пары, и рассредоточится по залу, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, опереться ладонями друг в друга.

Пока играет музыка ваша задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше, как только музыка заканчивает звучать, вы опускаете руки и расслабляете все мышцы. (повторяем 3-5 раз) (быстрая музыка)

- Какие эмоции у вас после данной игры?

- Что ощущаете?

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». У меня в кабинете есть «Корзина гнева» и подушка для битья, через которые ребята также могут выплеснуть свой гнев. Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Может есть желающие?

Следующее упражнение направлено на снятие вербальной агрессии "Обзывалки овощами и фруктами"

Инструкция: "Вам нужно сделать общий круг, и передавая мяч по кругу, называть друг друга разными «обзывалками» - овощами и фруктами.

Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. (проводим 1 круг)

А теперь передаем еще раз мячик и говорим своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"

- Расскажите о ваших ощущениях при выполнении данного упражнения.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Данная игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

Рефлексия. В заключении мастер-класса выполним упражнение «Спасибо».

Образуем теплый круг, встаем близко друг к другу касаясь плечиками, подготовили ладошки и передавая по кругу проговариваем, что узнали нового на этом занятии, какие эмоции у вас сейчас.

- А теперь улыбнемся друг другу, и аплодируем себе за прекрасную работу.

- Спасибо всем за активную работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!