Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
А.Кардаков
Приветствие участников конференции
Сегодня на конференции собрались профессионалы своего дела. Я рада приветствовать вас. Мне бы хотелось, чтобы наша встреча прошла в тёплой дружеской обстановке. Поэтому, предлагаю дать начало ручейку дружбы. Как всем нам известно из детской песенки, дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся на прогулку по интересным местам нашего города.
Эпиграф Сегодня я хочу представить участникам конференции свою работу на тему Кейс-стади «Экологическая тропа «Семь чудес природы родного края»
В последнее время в российской школе широкое распространение получили активные методы обучения. Наименее изученным долгое время оставался метод «кейс-стади».
Метод «кейс-стади» – это проблемный метод обучения.
Задачей данного метода является реализация педагогической триады «обучение-воспитание-развитие»
Данный метод активно используется как исследовательская методика
Я использовала данный метод для организации экологической тропы на территории, прилегающей к школе с ребятами моего класса. Данная формы работы хорошо известна педагогам многих дошкольных учреждений г.о Кинешмы и успешно реализуется в рамках их образовательных программ.
Экологические тропинки в ДОУ не выходят за границы территории. Но дети подрастают, им становится тесно в периметре образовательного учреждения. Они хотят осваивать всё новые и новые горизонты. Школьная экологическая тропа помогает ребятам изучать окружающий их мир и за пределами школьного двора.
Как возникла идея создания данной тропы
В суете будничной жизни люди перестают замечать красоту и очарование окружающей природы. Наверное, должно произойти чудо, чтобы человек остановился, оглянулся по сторонам и задумался о будущем нашей планеты.
С нашим классом такое чудо произошло. Однажды сентябрьским утром мы с ребятами зашли в наш класс и замерли при виде восхитительного зрелища за окном.
Молодые клёны сияли золотом под лучами утреннего солнца. Привычный вид из окна преобразился, заиграл новыми красками и заставил задуматься о том, что таких чудес природы рядом с нами достаточно много. Нужно только взглянуть на давно знакомые места новым взглядом. Так родилась идея по разработке экологической тропы «Семь чудес природы родного города».
Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
Цель:
-создать условия для воспитания экологической культуры поведения младших школьников в природе;
-разработать маршрут экологической тропы в ближайшем к школе природном окружении, путеводитель по ней и методику ознакомления с объектами созданной экологической тропы.
Этапы создания тропы
- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных и значимых объектов.
-Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех её объектов.
-Оформление паспорта тропы.
-Изготовление указателей объектов тропы и природоохранных знаков.
-Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми
Прежде, чем выстроить маршрут экологической тропы «Семь чудес природы нашего города» ребята подготовили сообщения о своих любимых уголках природы. Затем на одном из классных часов учащиеся провели презентацию своих «чудес природы». В ходе коллективного обсуждения и голосования были отобраны семь объектов природы в границах родного микрорайона. Таким образом, на нашей экологической тропе получилось семь станций.
На каждой станции ребята узнают интересные сведения о выбранном объекте природы и выполняют различные задания экологической направленности. Учащиеся активные участники разработки маршрута.
«Теоретики» отвечают за подбор материалов для знакомства с природным объектом. «Практики» проводят наблюдения, несложные исследования на тропе. Изготовители – делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами. Художники-оформители – получая доски, стенды, знаки от третьей группы, оформляют, выполняют рисунки, пишут тексты. Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников, членов эколого-краеведческого совета или учащихся из первой группы, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.
Формы и методы работы
-Экологические беседы
-Наблюдения
-Элементарные опыты
-Экскурсии
-Целевые прогулки
-Экологические конкурсы и викторины
-Решение ситуативных экологических задач
-Трудовой десант
Паспорт экологической тропы «Семь чудес природы родного города»
Местонахождение: г. Кинешма, прилегающий к школе № 1 район
Протяженность маршрута: около 2 км
Время в пути:1 час
Режим использования: учебные экскурсии в сочетании с отдыхом
Количество остановок: 7
Состояние тропы: удовлетворительное
Результат прохождения экологической тропы
Работа на экологической тропе способствует:
-Расширению знаний детей об окружающем мире родного края, о вреде, который наносит природе человек.
-Проведению учебной и пропагандисткой работы по вопросам охраны природы.
-Созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде
--Изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы
МАСТЕР - КЛАСС
А теперь прогуляемся по нашей тропе «Семь чудес природы нашего края»
Предлагаю участникам конференции разделиться на 2 группы
Выдать карточки с обозначением групп
Эстеты природы (кленовая аллея) | Хранители природы (Берёзовая роща) |
1 задание Узнайте растение. По каким признакам вы определили? |
Эстетам природы предстоит прогуляться по кленовой аллее | А хранители природы отправятся в путешествие по берёзовой роще |
Задание 2 Какие эмоции вызывает у вас это растение? Назовите его цветовую гамму. |
Задание 3 Вспомните песни, стихи о главном растении на вашей станции |
Задание 4 У какой страны на государственном флаге изображён лист клёна | Задание 4 Расскажите, как вы лично использовали данное растение? |
Составьте кластер «Части клёна» | Составьте синквейн о берёзке. (подсказка дана) |
Результат оформите на демонстрационном листе |
Первая группа отправляется дальше путешествовать по «Золотой долине». Я думаю, вы догадались, почему эта станция так называется? | А ваша группа продолжит работу на прежней станции |
Мы с учащимися класса обнаружили на данных станциях немало экологических проблем и отобразили их в экологических знаках. Выберите один наиболее актуальный знак. Объясните свой выбор. |
Уважаемые коллеги благодарю вас за работу в группах, за поддержку во время моего выступления. Спасибо за внимание! |