СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс как одна из форм взаимодействия учреждений дополнительного образования и общественных организаций города.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском семинаре педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс как одна из форм взаимодействия учреждений дополнительного образования и общественных организаций города.»

Мастер-класс как одна из форм взаимодействия учреждений дополнительного образования и общественных организаций города.

Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение учреждения дополнительного образования с общественными организациями, а также распространение и обобщение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога Современное творческое объединение дополнительного образования не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом.  Следовательно,  актуальным является вопрос   формирования новой системы отношений между творческим объединением дополнительного образования и другими общественными организациями. Взаимодействие осуществляется систематически на договорной основе по плану совместной работы. Выстраиваем отношения с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Воспитание уважения к старшему поколению, формирование толерантности, умение сопереживать осуществляется в объединении через взаимодействие с местной общественной организацией инвалидов-опорников «Преодоление». Мы предлагаю им тематические мастер-классы «Подарок маме» к Дню Матери, «Новогодние сувениры», «Валентинки» и так далее. Несмотря на то что там занимаются особенные люди они с удовольствием принимают участие во всех предложенных нами мастер –классах. Эти позитивные люди не только учатся новым технологиям и методам изготовления продукта, но заряжают обучающихся нашего т/о своим позитивом, целеустремленностью и тягой к познанию всего нового. Таким образом, система социального партнерства, выстроенная в  творческом объединении, положительно влияет на становление социально компетентной личности, способной к самовоспитанию и духовно- нравственному развитию, создает условия для выявления, развития и поддержки воспитанников, способствует личностной и социальной самореализации. При подготовке мастер– класса мы учитываем особенности его проведения, а именно:

  1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.

  2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.

  3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.

  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.

  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как педагога, так и участников мастер-класса.

  6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.

  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

  8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для педагога. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Требования к организации и проведению мастер-класса

- Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

- Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Основными элементами технологии проведения мастер – класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы

  • панель

  • объединение в группы для решения проблемы

  • работа с материалом

  • представление результатов работы

  • обсуждение и корректировка результатов работы

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода, пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Афиширование – это представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.)

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

Позиция педагога

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию педагога.

Позиция педагога – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, я никогда не стремится просто передать знания, стараюсь задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания действия направляю на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Создаю атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

 Работая вместе со всеми, я становлюсь равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

 Исключается официальное оценивание работы участников мастер-класса педагогом, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с участниками мастер-класса педагог должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения., мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Это личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:

– речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
– мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
– умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
– искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
– педагогическую импровизацию: умение работать по плану “в голове”, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
– психологическую зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать “отстающих”;
– коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
– чувство времени.

. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей. На мастер - классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, истории их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ способов изготовления и непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем  Наш мастер-класс мне бы хотелось закончить с высказывания автора книги «Революция в обучении», современного телеведущего 22 международных телевизионных программ по обучению - Гордона Драйдена:
У каждого из нас есть свой любимый 
способ обучения и любимый стиль работы. 
Кто-то относится к ученикам-зрителям.., 
других можно назвать «аудиоучениками»… 
Кто-то «печатно ориентирован»: учится, 
читая книги. Кто-то «интерактивен»:
учится, взаимодействуя с другими.

 В условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у обучающихся навыки общения в группе и коллективе.

Игра «Рисунок в два этапа»
1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. 
2. Положите между собой лист ватмана и поставьте фломастер в центр листа и, не отрывая руку, закройте глаза. 
3. В течении минуты (пока звучит музыка) вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. 
4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге. 
5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.
6. Завершить рисунок и решить, как Вы его назовете.

Вопросы:
- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?
- Вы, каким образом, находили общий язык со своими партнерами?
- Насколько Вы довольны своим рисунком?
- Вам, сложно было придумать название вашей картины?

Упражнение «Волшебное озеро».

А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)

Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?

Улыбка поможет вам установить связь,  доверие с родителями воспитанников, которая так необходима для сотрудничества и взаимодействия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!