Погорелова Т.А.
Учитель изобразительного искусства МОУ «Гимназия №6» г. Воркуты
«Мастер - класс как одна из форм
презентации профессиональной деятельности педагога»
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен
профессиональным опытом»
Л. Боровиков
Бесконечно прав В.А. Сухомлинский утверждая, что "Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя". Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне демонстрирующей свой опыт, и к стороне воспринимающей и оценивающей.
В этой связи возникает проблема научно-методической компетентности участников мастер-класса. Перед учителем-мастером стоит целый ряд проблем:
В первую очередь, Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Мастер-класс - это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Использование данных методических рекомендаций позволит, на мой взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта учителей.
С подготовкой к мастер-классам я столкнулась как руководитель ГМО учителей изобразительного искусства, для того чтобы с учителями подготовить мастер-классы мне пришлось изучить ряд литературы и некоторыми методическими рекомендациями по проведению мастер-класса мне бы и хотелось бы сегодня с вами поделиться.
Я расскажу об алгоритме или этапах проведения мастер-класса и о критериях.
Итак самый распространенный алгоритм проведения мастер-класса состоит из таких этапов как: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
Коротко остановимся на каждом из этапов:
Индукция
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима
Самоконструкция
Организуется индивидуальное выполнение задания - создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция
Работа в малых группах по обобщению индивидуальных результатов, построению, созданию нового продукта. Задание разбивается на ряд задач и группам предстоит придумать способ их решения. Участники свободны в выборе метода, темпа работы, каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.
Группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников.
Социализация
Деятельность в группе представляет собой социальную пробу, социализацию (сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими индивидуальных качеств каждого участника). Группа готовит общий отчёт о выполнении задачи и важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование
Представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов рисунков, схем, проектов, решений и др.) и из обсуждение.
Разрыв
Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Ближе всего отражают смысл понятия «разрыв» слова - озарение, ин-сайт, понимание. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия
Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
В методической литературе можно встретить и другие алгоритмы проведения мастер-класса.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса предлагается использование следующих критериев:
1.Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
2.Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
3.Прогрессивность.
4.Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
5.Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
6.Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
7.Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
8.Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
9.Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
10. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.