СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Использование приёма шести шляп "Технология критического мышления на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учителей начальных классов с одним из приёмовм критического мышления "Шесть шляп мышления". Показать приём работы с "думательными" шляпами на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Использование приёма шести шляп "Технология критического мышления на уроках в начальной школе"»

Мастер-класс «Использование приема шесть шляп «Технология критического мышления на уроках в начальной школе»

«Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая выход из сложившейся ситуации,

ученик действительно думает.

Фокусирование на проблемах стимулирует

природную любознательность учеников

и побуждает их к критическому мышлению».

Джон Дьюи.



Цель: ознакомить учителей начальных классов с одним из приёмов критического мышления «Шесть шляп мышления», показать приём работы с «думательными» шляпами на уроках в начальной школе(из опыта работы «видео-урок»).

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал

вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

Практическая значимость: использование приёма критического мышления «Шесть шляп мышления» даёт возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты: коллеги будут знать прием критического мышления «Шесть шляп мышления» ;

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека Шесть групп. На столах – белая, красная, жёлтая, зелёная, чёрная, синяя шляпы. Ручки или карандаши, листы бумаги, карточки «Успешный человек-это





Ход мастер-класса

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, что это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

2.— А теперь я Вас  Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам (поднять руку).

-Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

-Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

-Здравствуйте те, кто мечтает полетать!

-Здравствуйте те, кто планирует хорошо отдохнуть на Новогодних праздниках!

-Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

-Здравствуйте те, кто любит успех!

3.- Прошу взять со стола карточки, подумать и составить список прилагательных, которые характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

(Целеустремлённый, настойчивый, одержимый, упорный, независимый, активный, ответственный, трудолюбивый, принципиальный, организованный)

4.— Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

5.— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно.

Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Тема моего мастер-класса: «Использование приема «Шесть шляп мышления» технологии критического мышления на уроках в начальной школе»

Я хочу продемонстрировать этот приём на основе из опыта работы (видео- урок) и в практической части с вами.



Мы сегодня с вами поговорим о технологии критического мышления, приемы, которого помогают ребятам проводить исследование и делать выводы.

Но вначале я хочу вкратце сказать, что такое критическое мышление?

Мышление – это познавательная деятельность человека. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея) Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений.

Критическое мышление – представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий и с последующим формулированием обоснованных выводов.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышлениеэто открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

1.КМ - есть мышление самостоятельное. Каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

2.КМ начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. КМ возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает.» «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает» (Дьюи).

3. КМ стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Приемы технологии критического мышления огромны и многие из них вы знаете и используете, например:

  • «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

  • «Корзина» идей.

  • Кластер.

  • Ключевые термины.

  • «Тонкие» и «толстые» вопросы

  • Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

  • «Чтение с остановками»

  • «Дерево предсказаний»

  • Прием "Кубик"

  • «Синквейн»

  • «Эссе»

  • «Плюс» и «Минус»

  • «Пометки на полях»

  • «Шесть шляп мышления» и многие другие,

но я остановлюсь на приеме

«Шесть шляп мышления».

5. Этот приём создал Эдвард де Боно

Для того чтобы научиться решать творческие задачи, проблемы, Эдвард де Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Всего предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
Почему используются именно шляпы? Да, потому что головной убор — это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры — и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль. В бейсболке мы хулиганим, в пилотке живём по уставу, а в косынке медсестры -помогаем людям.

Шляпа в какой – то мере изменит наш взгляд на мир. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.

Белая шляпа: информация, факты.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

 

Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников мастерской появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?


Черная шляпа: осторожность и критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

 

Желтая шляпа: Позитивное мышление, Положительные эмоции, логический позитив, преимущества, выгода

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. В ней можно задуматься о результативности предлагаемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

 


Зеленая шляпа: креативность, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Как можно ещё по- другому решить эту проблему?

 

Синяя шляпа: Выводы, обобщение, размышления, управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. В этой шляпе человек осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.



6. Мы сейчас с вами посмотрим фрагменты урока русского языка с использованием «думательных» шляп. 4 класс . Тема: «Сложные слова».






3. Практическая часть на на тему : «Эффективный урок: технология исследовательского обучения».


При помощи приёма «Шести мыслительных шляп» мы рассмотрим эту тему : «Эффективный урок: технология исследовательского обучения» с разных сторон. У каждой группы цветные шляпы.

Итак, вам предстоит решить проблему- «Что собой представляет технология исследовательского обучения?»

А для этого наденьте свою шляпу и посмотрите на эту проблему своим «цветным» взглядом.

Белая шляпа. Факты.

Жёлтая. Позитивное мышление

Черная. Проблема

Красная. Эмоции, чувства.

Зеленая. Творчество.

Синяя .Выводы. Обобщения. 

Ровно _5_ минут вам дано на рассмотрение проблемы, а затем поделитесь своими находками.



Белая шляпа. Факты. Мы просим кратко поделиться информацией о том, как вы понимаете: «Что такое исследовательское обучение?» Коротко, только факты.

Жёлтая. Позитивное мышление. Мы ждем от вас только положительных эмоций в реализации технологии исследовательского обучения на уроках.

- Удалось ли учителям, дающим открытые уроки, реализовать технологию исследовательского обучения? (мотивация создана проблема, организована самостоятельная поисковая деятельность (сопоставляли, сравнивали и делали вывод) , сравнивали данный вывод с достоверным источником. Ученик и учитель субъекты образовательного процесса. Учитель являлся координатором исследовательского процесса. Активная мыслительная деятельность.



Черная. Проблема. Мы ждем критический взгляд на проблему реализации технологии исследовательского обучения на уроках.

- Какие проблемы возникли у учителей в реализации данной технологии на уроках? (Недостаточно времени, недостаточно материала для самостоятельного добывания знания (учителю приходилось дополнительно давать материал); недостаточно лабораторного материала

Красная. Эмоции, чувства. Просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникли у вас, при посещении уроков.

- Какие чувства, эмоции возникли у вас, когда вы посетили уроки у учителей, реализующих данную технологию (исследовательское обучение)? ( Новшество, профессионализм, инновация, современность, результативность, качество)



Зеленая. Творчество.(где и как можно использовать этот опыт) Предложите нам новые идеи для реализации технологии исследовательского обучения .(методы, формы, новые технологии)

-Где ещё можно использовать, данную технологию исследовательского обучения?(внеурочная деятельность, внеклассная деятельность, пришкольный участок.

-Вы составили синквейн слова «Исследование»

1. Исследование.

2.познавательное, обучающее.

3. развивает, обогащает, обучает

4. самая современная технология

5. Результат (познание)



 Синяя .Выводы. Обобщения. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на методическом дне по теме: «Эффективный урок: исследовательское обучение».

-Так, что ж такое исследовательское обучение и как учителя применяли данную технологию на своих уроках? Сделайте вывод, обобщите.



--Спасибо. Вот таким образом можно применять прием «Шести мыслительных шляп», реализуя технологию исследовательского обучения.

-Спасибо, всем, кто помог мне, в проведении данного занятия и мне хочется пожелать вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране и с наступающим Новым годом!






8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!