СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Интеллект – карты как инструмент визуализации учебного материала на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Практика работы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём изучаемого материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха. Учащиеся сталкиваются с огромным потоком информации,  но немногие могут выбирать из этого потока самое необходимое. Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного?

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Интеллект – карты как инструмент визуализации учебного материала на уроках физики"»

Канаичева Мария Викторова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя школа»


Мастер-класс

«Интеллект – карты как инструмент визуализации учебного материала на уроках физики»

Цель мастер – класса : познакомить учителей с технологией использования интеллект-карт при систематизации и обобщении учебного материала.

Задачи : мотивация слушателей на освоение и использование технологии интеллект-карт при обучении; освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Актуальность использования интеллект-карт в обучении: активизация индивидуальных, личностных мотивов учащихся в процессе усвоения учебной информации; формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности; развитие мыслительных навыков учащихся, умение работать с информацией, анализировать стороны физических явлений.

Сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Практика работы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём изучаемого материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха. Учащиеся сталкиваются с огромным потоком информации, но немногие могут выбирать из этого потока самое необходимое. Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного?

Учителя ищут такие методы, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. Понятно, что усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить ребят мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Ученика надо заинтересовать. А интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои приемы и формы. Еще со времен Я. Каменского принцип наглядности являлся одним из ведущих дидактических принципов. Составление интеллект- карт можно назвать визуализацией мышления, поэтому в последнее время я стала применять данную технологию на уроках изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Интеллект-карта – это графическое представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.

Первым теорию интеллект-карт или «mind map» придумал Тони Бьюзен - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Интеллект-карты или карты мыслей, карты памяти, ментальные карты, ассоциативные карты являются графическим отображением не только системы человеческого мышления, а и той информации, которая идет к нам извне. Они учат раскладывать информацию по степени важности, отделяя главное от второстепенного. К интеллект-карте можно возвращаться снова и снова для ее пополнения или повторения материала.

Метод интеллект-карт способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

Обучение составлению интеллект-карт по физике в процессе моей работы с учащимися происходит постепенно: сначала - анализ уже готового образца карты, затем - совместное составление интеллект-карты, а потом индивидуальная работа дома или в классе.

Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект – карт.

В создании интеллект - карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности. Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным. Пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить материал в целом, запомнить его, упорядочить знания по данной теме, сэкономить время при повторении и обобщении большого раздела.

Классические интеллект-карты создаются таким образом:

1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.

2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично.

3.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей.

4.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает.

Для того чтобы логическая схема  была заполнена правильно, перед началом работы учащимся дается алгоритм заполнения интеллект-карты по данной теме. В ходе изучения материала происходит заполнение карты. На уроках обобщения и закрепления изученного материала, при подготовке к контрольной работе учащиеся работают с готовой мыслительной картой. Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Составлять интеллект-карты можно по самым разным темам, на уроках изучения темы, закрепления, обобщения полученных знаний. Главное условие в работе с интеллект – картами – они должны постоянно использоваться на уроках, только тогда они помогут учащимся легче учиться. Применение на уроках технологии интеллект – карт учит школьников выделять главное, обобщать и систематизировать знания, развивает память, мышление, речь. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД.

Список использованной литературы:

1. Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

2. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения //М: Сентябрь 2012 – 256 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.mindmap.ru/index.htm; http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!