Мастер - класс
Добрый день, дорогие друзья!
Вашему вниманию я предлагаю мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»
Ведро яблок. Притча.
Один человек купил себе дом с красивым большим садом.
Он был очень счастлив. По вечерам выходил в сад подышать свежим воздухом и полюбоваться тем, как зреет урожай.
Все бы ничего, только рядом с его домом, был маленький старенький домишко, в котором жил очень вредный сосед. Этот сосед бесконечно пытался сделать какую-нибудь пакость: то мусор в сад подбросит, то еще что.
Однажды наш человек вышел на крыльцо, глядь, а там ведро грязное стоит. И решил человек поступить следующим образом. Ведро выдраил, вычистил, что заблестело, как новое, насобирал в него самых больших и красивых яблок, затем пошел к соседу, постучал в дверь.
Сосед подумал: «Ну, наконец, достал я его! Сейчас-то я все ему выскажу…» Открывает дверь, а там стоит ведро с яблоками.
— Эй, подожди, – крикнул он вслед уходящему человеку.
— Почему ты мне принес яблоки? Ведь я тебе постоянно только всякое дрянь подбрасывал.
— Кто чем богат, – обернувшись, проговорил тот, — кто чем богат, тот тем и делится……
Мне хочется поделиться тем, что я знаю и умею.
Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова В.А. Сухомлинского:
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Цель:
1. Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1. Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.
2. Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.
Этапы мастер-класса:
- коллективная работа в микрогруппах
- имитационные игры
- демонстрационные игры
- разработка элемента урока с применением игровой технологии
- рефлексия
- раздаточный материал для присутствующих - памятка «Методические приемы игровой технологии, используемые на уроках»
Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.
В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.
Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.
Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, речь; вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого мне необходимо две группы участников (по 5-6 человек).
Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы»:
Изучаем имя « числительное», даю задание.
Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией: может быть грусти, или наоборот бодро и весело. Обратите внимание: на конце стихотворения нет знака препинания. Каким будет знак, решать вам.
714,15,3247,
16,318,140,327,
3,28,220,126,145,
615,18,2225.
713,116,512,43,
2000000,320,17,333
Читают два ученика: один грустно, другой весело. Молодцы.
Сейчас прозвучит песенка , в которой встречаются числительные.
исп. Радионяня ( слышали что такое Радионяня? ) нет.
Радионя́ня — образовательная программа для школьников на радио в 1970-х. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила хорошего тона и т. п. Вели передачи «радиоволшебник» Николай Литвинов и его помощники Александр Лившиц и Александр Левенбук. Чему вас научила радионяня?
Вам необходимо выбрать из текста песни числительные, записать в тетрадь.
Ответ:40 мальчиков подряд, раз.2,3,4, 4, 40 девочек подряд, 80 вдруг,14, 4, сотня, миллион, ( полтораста, 200 тысяч.- в конце).
3. Расшифруйте текст.
7Я 40а 100л е2 о5 с3Ж
ОТВЕТ: Семья, сорока , стол . едва , опять , стриж
4. Задаю домашнее задание.
1)Подобрать пословицы и поговорки в которых встречается числительное.
2)На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру « Эта важная часть речи…»
5. Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы»:
Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных»
(Показываю рисунки с изображениями животных.)
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Ползет, как черепаха.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Топает, как слон.
6.Похожее задание можно встретить в учебнике С.И.Львовой. Игра называется «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено (ничего не страшно)
7. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
8.Игра-конкурс («Лицедеи»).
Мне нужно три участника от каждой команды. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках:
Стоять на задних лапках. | Не находить места. |
Прикусить язык. | Намылить шею. |
Попасть не в бровь, а в глаз. | Зарубить на носу. |
Ломать голову. | В рот воды набрал. |
9.«Акростих»
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К | Кануть в лету |
О | Обетованная земля |
С | Сорвать маску |
М | Мозолить глаза |
О | От доски до доски |
С | Сбросить иго |
10.«Аукцион»
В этом конкурсе побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик своё болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин труд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь на крупу; хорош гусь; упрямый осёл; носиться как курица с яйцом и др.
11.Игра «Конкурс пародистов».
Цель: отработка умения менять тембр голоса.
Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнести фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.
Можно изменить игру и предложить ребятам
фраза | тембр |
Фу,фу.фу! Русским духом пахнет! Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Корову заведём, молоко пить будем. | Старческий, хриплый, низкий. Нежный, мелодичный, приятный. Ласковый, мурлыкающий. |
12.Игра “Аплодисменты”. Отметьте хлопком фразеологический оборот.
Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
13. «Конкурс дикторов».
Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».
14.Конкурс «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
1 команда- п
2 команда- м
15. «Этимологический словарь».
Сейчас игроки попробуют себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что их сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.
I
Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.
Бездарь- тот, кому ничего не подарили.
Графин- муж графини.
Дурман- глупый человек.
II
Жатва- обмен рукопожатиями.
Пломбир- стоматолог.
Стриж- парикмахер.
Тысячелистник- толстый роман.
III
Хлопоты- аплодисменты.
Четвертовать- выставить оценки за четверть.
Этажерка- соседка по этажу.
Противень- мерзавец, гадкий тип.
Ваша задача: пользуясь словарем, исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.
16.Игры с использованием пословиц.
Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
Рефлексия.
-Проведём заключительную часть нашего мастер – класса. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами.
Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.
- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.
- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
Итог: Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.
Составитель Шаврина Л.Н.