СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Игры на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мастер класса "Игры на уроках русского языка" представляет опыт работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы. Дано обоснование опыта и его практическая значимость. Описание  игр. Практика использования известных игр.Значимость материала для педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Игры на уроках русского языка"»

Мастер - класс

Добрый день, дорогие друзья!

Вашему вниманию я предлагаю мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»

Ведро яблок. Притча.

Один человек купил себе дом с красивым большим садом.

Он был очень счастлив. По вечерам выходил в сад подышать свежим воздухом и полюбоваться тем, как зреет урожай.

Все бы ничего, только рядом с его домом, был маленький старенький домишко, в котором жил очень вредный сосед. Этот сосед бесконечно пытался сделать какую-нибудь пакость: то мусор в сад подбросит, то еще что.

Однажды наш человек вышел на крыльцо, глядь, а там ведро грязное стоит. И решил человек поступить следующим образом. Ведро выдраил, вычистил, что заблестело, как новое, насобирал в него самых больших и красивых яблок, затем пошел к соседу, постучал в дверь.

Сосед подумал: «Ну, наконец, достал я его! Сейчас-то я все ему выскажу…» Открывает дверь, а там стоит ведро с яблоками.

Эй, подожди, – крикнул он вслед уходящему человеку.

Почему ты мне принес яблоки? Ведь я тебе постоянно только всякое дрянь подбрасывал.

Кто чем богат, – обернувшись, проговорил тот, — кто чем богат, тот тем и делится……

Мне хочется поделиться тем, что я знаю и умею.

Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова В.А. Сухомлинского:

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Цель:

1. Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1. Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.

2. Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.

Этапы мастер-класса:

- коллективная работа в микрогруппах

- имитационные игры

- демонстрационные игры

- разработка элемента урока с применением игровой технологии

- рефлексия

- раздаточный материал для присутствующих - памятка «Методические приемы игровой технологии, используемые на уроках»

Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.

В настоящее время в связи с переходом на  ФОГС второго поколения  особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствиям социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть  применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, речь; вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного  учебного материала.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)

1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)

2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого мне необходимо две группы участников (по 5-6 человек).

Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы»:

  1. Изучаем имя « числительное», даю задание.

Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией: может быть грусти, или наоборот бодро и весело. Обратите внимание: на конце стихотворения нет знака препинания. Каким будет знак, решать вам.



714,15,3247,

16,318,140,327,

3,28,220,126,145,

615,18,2225.

713,116,512,43,

2000000,320,17,333

Читают два ученика: один грустно, другой весело. Молодцы.

  1. Сейчас прозвучит песенка , в которой встречаются числительные.

исп. Радионяня ( слышали что такое Радионяня? ) нет.

Радионя́ня — образовательная программа для школьников на радио в 1970-х. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила хорошего тона и т. п. Вели передачи «радиоволшебник» Николай Литвинов и его помощники Александр Лившиц и Александр Левенбук. Чему вас научила радионяня?

Вам необходимо выбрать из текста песни числительные, записать в тетрадь.

Ответ:40 мальчиков подряд, раз.2,3,4, 4, 40 девочек подряд, 80 вдруг,14, 4, сотня, миллион, ( полтораста, 200 тысяч.- в конце).

3. Расшифруйте текст.

7Я 40а 100л е2 о5 с3Ж

ОТВЕТ: Семья, сорока , стол . едва , опять , стриж

4. Задаю домашнее задание.

1)Подобрать пословицы и поговорки в которых встречается числительное.

2)На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру « Эта важная часть речи…»

5. Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы»:

Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных»

(Показываю рисунки с изображениями животных.)

  1. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

  2. Ползет, как черепаха.

  3. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

  4. Топает, как слон.


6.Похожее задание можно встретить в учебнике С.И.Львовой. Игра называется «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».



Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)



Спустя рукава (небрежно, кое-как)



Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

7. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.

1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)

2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

8.Игра-конкурс («Лицедеи»).

Мне нужно три участника от каждой команды. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.


Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

9.«Акростих»

Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго

10.«Аукцион»

В этом конкурсе побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик своё болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин труд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь на крупу; хорош гусь; упрямый осёл; носиться как курица с яйцом и др.

11.Игра «Конкурс пародистов».
Цель: отработка умения менять тембр голоса.
Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнести фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.


Можно изменить игру и предложить ребятам


фраза


тембр


Фу,фу.фу! Русским духом пахнет! 


Здравствуй, князь ты мой прекрасный!


Корову заведём, молоко пить будем.


Старческий, хриплый, низкий.


Нежный, мелодичный, приятный.



Ласковый, мурлыкающий.


12.Игра “Аплодисменты”. Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

13. «Конкурс дикторов».

Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполне­ния поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».




14.Конкурс «Рассказ на одну букву».

 Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.

1 команда- п

2 команда- м

15. «Этимологический словарь».

Сейчас игроки попробуют себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что их сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.

 I

Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.

Бездарь- тот, кому ничего не подарили.

Графин- муж графини.

Дурман- глупый человек.

II

Жатва- обмен рукопожатиями.

Пломбир- стоматолог.

Стриж- парикмахер.

Тысячелистник- толстый роман.

III

Хлопоты- аплодисменты.

Четвертовать- выставить оценки за четверть.

Этажерка- соседка по этажу.

Противень- мерзавец, гадкий тип.

Ваша задача: пользуясь словарем, исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.


16.Игры с использованием пословиц.

Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

Рефлексия.

-Проведём заключительную часть нашего мастер – класса. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами.

Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.

- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.

- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

Итог: Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

Составитель Шаврина Л.Н.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!