СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Гимн географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема для проведения последнего урока курса географии в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Гимн географии"»





МБОУ «СОШ №10»







Мастер-класс по географии на тему: «Гимн географии»









Провела учитель географии высшей категории Латина О.П.









Мастер – класс «Гимн географии»

Одна из приоритетных задач, которые ставит государство перед современной школой – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается в первую очередь как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Я уверена, что именно география – это тот предмет, который способствует развитию личностной и социальной культуры подрастающего гражданина России.

Кроме того, такие ценности как природа (жизнь, родная Земля, заповедная природа, планета земля в целом) и человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) входят в базовые национальные ценности и дополняют общенациональную максиму: «Мы – российский народ!»

Я думаю, достаточно будет нескольких примеров, чтобы доказать важную роль географического образования в решении поставленных перед школой задач.

Мы живём в небольшом селе с названием Бурлацкое, который стоит на берегу р. Мокрая Буйвола. Я уверена, что каждый присутствующий в зале легко найдёт на карте Россию, Ставропольский край , где и расположен наш родной уголок (показываю на карте). Любовь к своей малой и большой Родине каждый человек впитывает с молоком матери. Но у поколения 80-90-х сложился негативный образ Родины, России, который демонстрируется и нынешним детям. И поэтому от того, что и как мы будем говорить о России на уроках географии в немалой степени зависит то, какие чувства по отношению к родной стране взрастут в душе каждого ребёнка.

Своей первостепенной задачей я считаю воспитание чувства гордости за то, что мы появились на свет и живём в России, сопричастности к её настоящему и будущему, сохранению её природных богатств, культурному и экономическому процветанию. На их решение направлены те приёмы, которые я использую в своей работе.

Итак, я приглашаю вас на необычный урок географии. Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут для туристической поездки, увидели презентацию о стране с незнакомым названием Россия:

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, - в стихотворении о нашей стране?

Мнения…

А какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы – россияне можем заинтересовать иностранных туристов?

Мнения ….

У нас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!

Слайд-викторина.

1. Назовите самое большое и самое глубокое море у берегов России.

2. Назовите самое холодное и самое ледовитое море у берегов России.

3. Где в России самые большие приливы?

4. Назовите самый большой остров России

5. Назовите самый большой остров России

6. Самая высокая вершина России.

Вчера на наш сайт пришёл вопрос от американского школьника: «Есть ли на карте мира русские фамилии и названия? Если есть, то с чем это связано?»

Что бы мы могли ему ответить?

Мнения…….

Давайте вспомним некоторые из них. (слайд)

  • Семён Дежнёв - мыс Дежнёва,

  • Семён Челюскин - мыс Челюскина,

  • братья Дмитрий и Харитон Лаптевых -

море Лаптевых,

  • Супруги Василий Прончищев и Мария Прончищева берег Прончищева,

бухта Прончищевой,

  • Витус Беринг - Берингово море,

  • Николай Михайлович Пржевальский

хребет Пржевальского (в Китае),

  • Николай Николанвич Миклухо Маклай

берег Миклухо Маклая (в Новой Гвинее)

и др.



Посмотрев следующие слайды, я предлагаю выбрать и выполнить дома то задание, которое в большей степени вас заинтересует. (2 слайда)

- ответить на вопросы викторины о русских землепроходцах и путешественниках;

- придумать свою викторину и принять участие в дуэли;

- разгадать или составить кроссворд;

- составить список из географических объектов, носящих имена русских людей;

- назвать географические объекты, обозначенные на карте знаком вопроса;

- нанести на к/к маршруты путешествий и найти интересную информацию о совершённых открытиях;

- написать мини-сочинение «Подвиг первопроходцев»;

- пройти лабиринт «Путешествия и открытия»;

- написать письмо потомкам от имени какого-либо русского путешественника и др.





Мини-перемена

При изучении экономической географии России я стараюсь прививать ученикам мысль о том, что будущее страны, её процветание находится и их руках, предлагаю принять участие в обсуждении существующих проблем в стране и нахождении путей их решения. И от того, насколько хорошо наши дети будут знать особенности, сильные и слабые стороны своей страны, научатся видеть и решать возникающие проблемы, будет зависеть не только жизнь всего государства, но и благополучие каждой семьи в частности.

Продолжим наш урок…

Скажите пожалуйста, кому по роду своей деятельности приходится сталкиваться с проблемами постоянно, пусть не с такими глобальными, как проблемы всей страны, но от этого не мене важными и требующими оптимального и быстрого решения? С необходимостью вести различного рода переговоры, обсуждения, убеждения?

Мнения …………

Верно, это предприниматели, бизнесмены, юристы, специалисты служб спасения и т. д.

Сейчас многие стараются самореализоваться и бизнесе. Казалось бы, какое отношение предпринимательская деятельность имеет к изучению географии…

А может быть имеет?

Давайте попробуем разобраться.

Предлагаю залу (через слайд) три ситуации. Подготовка – 1 минута. Обсуждение.

Вариант 1. Вы решили открыть своё предприятие или фирму. На какие вопросы вы обратите внимание?

- Где открыть своё предприятие?

- Что производить?

- Какие объёмы производства осваивать? И др.

Ответить на эти вопросы можно, только умея проанализировать количественные и качественные показатели, характеризующие население данной территории (численность, возрастной состав, социальный состав, уровень жизни, долю ЭАН и др.)

- Какие транспортные потоки будут задействованы для поставок сырья, продажи готовой продукции?

Здесь потребуется анализ природноресурсного потенциала территории, наличия транспортных путей, их густоты и качества.

Вариант 2. Вы хотите открыть совместное российско-иностранное предприятие.

Решением каких вопросов вы займётесь в первую очередь?

Потребуется знание основных тенденций развития мировой экономики, что поможет выбрать наиболее подходящих торговых партнёров. Знания языковых и культурных особенностей выбранной в партнёры страны помогут вам избежать курьёзных случаев, например,

Вариант 3. Ваша мечта – туристический бизнес!!!

Без каких географических знаний вам не обойтись?



А если вы по роду своей деятельности вынуждены постоянно ездить по стране или за рубеж, то без умения правильно рассчитывать время, учитывая часовые пояса, можно попасть в неприятную ситуацию.

Поднимите руки те, кто считает, что каждый человек должен уметь аргументировано доказывать свою точку зрения.

Всегда ли мы легко справляемся с этой задачей?

Давайте попробуем … Слайд – 4 задания, выбираем одно, подготовка - 1 минута, выступления.



- Докажите верность утверждения «Волга - главная улица России».

- А не отдать ли Японии Курильские острова?

- Ваше отношение к экспорту российского оружия в развивающиеся страны и в частности в Китай.

- Может ли Амурская область существовать как независимое государство?

Кроме того, изучение различных направлений географической науки сможет помочь вам в профессиональном самоопределении.

Назовите профессии, в которых совершенно нельзя обойтись без знаний географии.

Мнения…

В общероссийском классификаторе специальностей географические науки представлены широко. На слайде вы видите только малую их часть…

А как много произведений искусства не появилось на свет, если бы поэтов, писателей, художников, и музыкантов не вдохновила красота родной природы, которая нас окружает и которую, к сожалению, мы порой не замечаем.

Гениальные строчки Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, живописнейшие описания природы в произведениях Пришвина, Шукшина, Астафьева, незабываемые пейзажи Васнецова, Шишкина, Сурикова, Айвазовского, музыкальные зарисовки Чайковского, Шостаковича дают богатейший материал для изучения природы России. Это способствует не только нравственно-патриотическому, но и эстетическому воспитанию школьников.

Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРФИИ. Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет.

Закончить наш урок я хочу словами Р. Рождественского

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вёл по свету мои корабли,

Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!