МБОУ «СОШ №10»
Мастер-класс по географии на тему: «Гимн географии»
Провела учитель географии высшей категории Латина О.П.
Мастер – класс «Гимн географии»
Одна из приоритетных задач, которые ставит государство перед современной школой – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается в первую очередь как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Я уверена, что именно география – это тот предмет, который способствует развитию личностной и социальной культуры подрастающего гражданина России.
Кроме того, такие ценности как природа (жизнь, родная Земля, заповедная природа, планета земля в целом) и человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) входят в базовые национальные ценности и дополняют общенациональную максиму: «Мы – российский народ!»
Я думаю, достаточно будет нескольких примеров, чтобы доказать важную роль географического образования в решении поставленных перед школой задач.
Мы живём в небольшом селе с названием Бурлацкое, который стоит на берегу р. Мокрая Буйвола. Я уверена, что каждый присутствующий в зале легко найдёт на карте Россию, Ставропольский край , где и расположен наш родной уголок (показываю на карте). Любовь к своей малой и большой Родине каждый человек впитывает с молоком матери. Но у поколения 80-90-х сложился негативный образ Родины, России, который демонстрируется и нынешним детям. И поэтому от того, что и как мы будем говорить о России на уроках географии в немалой степени зависит то, какие чувства по отношению к родной стране взрастут в душе каждого ребёнка.
Своей первостепенной задачей я считаю воспитание чувства гордости за то, что мы появились на свет и живём в России, сопричастности к её настоящему и будущему, сохранению её природных богатств, культурному и экономическому процветанию. На их решение направлены те приёмы, которые я использую в своей работе.
Итак, я приглашаю вас на необычный урок географии. Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут для туристической поездки, увидели презентацию о стране с незнакомым названием Россия:
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, - в стихотворении о нашей стране?
Мнения…
А какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы – россияне можем заинтересовать иностранных туристов?
Мнения ….
У нас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!
Слайд-викторина.
1. Назовите самое большое и самое глубокое море у берегов России.
2. Назовите самое холодное и самое ледовитое море у берегов России.
3. Где в России самые большие приливы?
4. Назовите самый большой остров России
5. Назовите самый большой остров России
6. Самая высокая вершина России.
Вчера на наш сайт пришёл вопрос от американского школьника: «Есть ли на карте мира русские фамилии и названия? Если есть, то с чем это связано?»
Что бы мы могли ему ответить?
Мнения…….
Давайте вспомним некоторые из них. (слайд)
Семён Дежнёв - мыс Дежнёва,
Семён Челюскин - мыс Челюскина,
братья Дмитрий и Харитон Лаптевых -
море Лаптевых,
Супруги Василий Прончищев и Мария Прончищева – берег Прончищева,
бухта Прончищевой,
Витус Беринг - Берингово море,
Николай Михайлович Пржевальский –
хребет Пржевальского (в Китае),
берег Миклухо Маклая (в Новой Гвинее)
и др.
Посмотрев следующие слайды, я предлагаю выбрать и выполнить дома то задание, которое в большей степени вас заинтересует. (2 слайда)
- ответить на вопросы викторины о русских землепроходцах и путешественниках;
- придумать свою викторину и принять участие в дуэли;
- разгадать или составить кроссворд;
- составить список из географических объектов, носящих имена русских людей;
- назвать географические объекты, обозначенные на карте знаком вопроса;
- нанести на к/к маршруты путешествий и найти интересную информацию о совершённых открытиях;
- написать мини-сочинение «Подвиг первопроходцев»;
- пройти лабиринт «Путешествия и открытия»;
- написать письмо потомкам от имени какого-либо русского путешественника и др.
Мини-перемена
При изучении экономической географии России я стараюсь прививать ученикам мысль о том, что будущее страны, её процветание находится и их руках, предлагаю принять участие в обсуждении существующих проблем в стране и нахождении путей их решения. И от того, насколько хорошо наши дети будут знать особенности, сильные и слабые стороны своей страны, научатся видеть и решать возникающие проблемы, будет зависеть не только жизнь всего государства, но и благополучие каждой семьи в частности.
Продолжим наш урок…
Скажите пожалуйста, кому по роду своей деятельности приходится сталкиваться с проблемами постоянно, пусть не с такими глобальными, как проблемы всей страны, но от этого не мене важными и требующими оптимального и быстрого решения? С необходимостью вести различного рода переговоры, обсуждения, убеждения?
Мнения …………
Верно, это предприниматели, бизнесмены, юристы, специалисты служб спасения и т. д.
Сейчас многие стараются самореализоваться и бизнесе. Казалось бы, какое отношение предпринимательская деятельность имеет к изучению географии…
А может быть имеет?
Давайте попробуем разобраться.
Предлагаю залу (через слайд) три ситуации. Подготовка – 1 минута. Обсуждение.
Вариант 1. Вы решили открыть своё предприятие или фирму. На какие вопросы вы обратите внимание?
- Где открыть своё предприятие?
- Что производить?
- Какие объёмы производства осваивать? И др.
Ответить на эти вопросы можно, только умея проанализировать количественные и качественные показатели, характеризующие население данной территории (численность, возрастной состав, социальный состав, уровень жизни, долю ЭАН и др.)
- Какие транспортные потоки будут задействованы для поставок сырья, продажи готовой продукции?
Здесь потребуется анализ природноресурсного потенциала территории, наличия транспортных путей, их густоты и качества.
Вариант 2. Вы хотите открыть совместное российско-иностранное предприятие.
Решением каких вопросов вы займётесь в первую очередь?
Потребуется знание основных тенденций развития мировой экономики, что поможет выбрать наиболее подходящих торговых партнёров. Знания языковых и культурных особенностей выбранной в партнёры страны помогут вам избежать курьёзных случаев, например,
Вариант 3. Ваша мечта – туристический бизнес!!!
Без каких географических знаний вам не обойтись?
А если вы по роду своей деятельности вынуждены постоянно ездить по стране или за рубеж, то без умения правильно рассчитывать время, учитывая часовые пояса, можно попасть в неприятную ситуацию.
Поднимите руки те, кто считает, что каждый человек должен уметь аргументировано доказывать свою точку зрения.
Всегда ли мы легко справляемся с этой задачей?
Давайте попробуем … Слайд – 4 задания, выбираем одно, подготовка - 1 минута, выступления.
- Докажите верность утверждения «Волга - главная улица России».
- А не отдать ли Японии Курильские острова?
- Ваше отношение к экспорту российского оружия в развивающиеся страны и в частности в Китай.
- Может ли Амурская область существовать как независимое государство?
Кроме того, изучение различных направлений географической науки сможет помочь вам в профессиональном самоопределении.
Назовите профессии, в которых совершенно нельзя обойтись без знаний географии.
Мнения…
В общероссийском классификаторе специальностей географические науки представлены широко. На слайде вы видите только малую их часть…
А как много произведений искусства не появилось на свет, если бы поэтов, писателей, художников, и музыкантов не вдохновила красота родной природы, которая нас окружает и которую, к сожалению, мы порой не замечаем.
Гениальные строчки Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, живописнейшие описания природы в произведениях Пришвина, Шукшина, Астафьева, незабываемые пейзажи Васнецова, Шишкина, Сурикова, Айвазовского, музыкальные зарисовки Чайковского, Шостаковича дают богатейший материал для изучения природы России. Это способствует не только нравственно-патриотическому, но и эстетическому воспитанию школьников.
Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРФИИ. Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет.
Закончить наш урок я хочу словами Р. Рождественского
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.