СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "формирование причинно-следственных связей обучающихся"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "формирование причинно-следственных связей обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "формирование причинно-следственных связей обучающихся"»

ПРИЛОЖЕНИЕ .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ


Авторы

Н.Э. Фролова, заместитель директора МБОУ лицея № 81 г. Новосибирска по НМР, [email protected]

Д.В. Фролов, учитель физики МБОУ лицея № 81 г. Новосибирска, [email protected]

О.В. Толстых, учитель русского языка и литературы, МБОУ лицея № 81 г. Новосибирска [email protected]



Название работы: Мастер-класс «Использование метода причинно-следственных связей для формирования ключевых компетенций учащихся»

Краткая аннотация работы. Наш коллектив представляет опыт работы по использованию метода причинно-следственных связей на уроках физики, русского языка и литературы, математики для формирования ключевых компетенций обучающихся. В работе представлены мастер-классы учителей-предметников. Дано обоснование важности применения метода структурного анализа.

Цели и задачи. Представление опыта работы творческой группы учителей по применению универсальных приёмов, обеспечивающих развитие метапредметных умений учеников и формирующих ключевые компетенции.

Текст работы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Ключевые компетенции как готовность человека организовывать свои ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели обеспечивают его нормальную жизнедеятельность в социуме.


Компетентностный подход выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а способность решать конкретные проблемы. Современные методы направлены на развитие критического мышления обучающихся, умений самостоятельно контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, разрешать проблемы.

Важные принципы современных методов – обучение в сотрудничестве, учёт ситуации, учёт проблем из жизненного опыта, ответственность за собственное обучение, метапредметность обучения.



Достижение цели вооружения учащихся ключевыми компетенциями становится возможным на основе системы освоенных универсальных учебных действий, которые выступают как средство формирования компетенций, как вектор движения к компетенциям (В контексте документов второго уровня, сопровождающих введение ФГОС, понятие «компетенция» используется в качестве целевой установки образовательной программы.)

В своей педагогической деятельности мы отдаем предпочтение метапредметному уроку. Метапредметный урок это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний в практическую жизнедеятельность учащегося. Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Важным средством формирования ключевых компетенций является специально организованная деятельность (исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики). Суть этой деятельности в том, что усвоение материала (понятия, предметного или универсального способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской, изобретательской задачи, познавательной проблемной ситуации. На уроке мы стремимся не выдавать готовые знания учащимся, как комплексный обед в столовой, но пробудить личностный мотив, привлечь интерес к обучению, тягу к саморазвитию – в этом наша задача.

Поэтому считаем важным применение совокупности методов и приёмов, позволяющих обеспечить знакомство учащихся с универсальными научными методами познания.

Наиболее часто используем такие приёмы как мозговой штурм, проблемный диалог, причинно-следственный метод, интеллектуальная разминка.

Использование нескольких методов способствует достижению наилучших показателей качества учебных занятий, говорят, что «процессы становятся статистически управляемыми». Мы считаем, что для формирования ключевых компетенций (в частности, технологической, информационной, социальной, коммуникативной) важно вооружить обучающихся методам научного познания, в том числе, причинно-следственному методу.

Диаграмма К. Ишикавы (Исикавы) — один из методов структурного анализа — ключ к решению возникающих проблем

Для выявления и упорядочения причин, приводящих к возникновению проблемы (или факторов, влияющих на решение проблемы), целесообразно эти причины определённым образом упорядочить, провести их классификацию, выявить максимально возможное их количество без риска упустить какую-нибудь из них. При этом очень важно обеспечить наглядность, т. е. ситуацию, при которой все причины (факторы) и их отношение к результату постоянно находились бы в поле зрения.

Учитель любого предмета найдёт объекты исследования на основе метода структурного анализа Ишикавы.

Диаграмму причин и результатов впервые внедрил в производственную практику профессор Токийского университета Каору Исикава (1953 г.) и, вскоре она получила широкое распространение во многих фирмах Японии как графический инструмент, позволяющий наглядно и систематизированно анализировать взаимосвязи следствий и причин, которые порождают эти следствия или влияют на них. Это один из наиболее элегантных и широко используемых методов среди так называемых простых инструментов контроля качества. Иначе диаграмму Исикавы называют причинно-следственной диаграммой или «рыбий скелет».

Диаграмма «рыбий скелет»:

  • разбивает проблемы на маленькие «кусочки»;

  • даёт возможность многие причины представить графически;

  • показывает, как взаимодействуют различные причины;

  • следует правилам мозгового штурма, когда идеи генерируются.

Этапы построения диаграммы Ишикавы

Название этапа

Содержание этапа

1. Определение цели

в качестве объекта исследования выбирают проблему, или один из показателей, качество которого необходимо обеспечить

2. Определение главных факторов

для любой проблемы чаще всего число причин, главных факторов, то есть факторов первого порядка, которые изначально влияют на решение проблемы, определяется «правилом 5М»:

  • менеджер (человек);

  • машина;

  • метод;

  • материал;

  • медиум (среда).

Когда составляется список влияющих факторов и проводится их распределение по степени важности, весьма полезно организовывать коллективную работу и применять метод «мозгового штурма».

3. Выявление вторичных факторов

влияние главных факторов в свою очередь определяется тем, что они сами зависят от каких-то других факторов. Поэтому после того, как определены главные факторы, выявляются вторичные факторы, влияющие на каждый отдельный фактор из «5М». Вторичные факторы также наносятся на диаграмму. Факторы второго порядка могут определяться факторами третьего порядка и т. д. Группировка факторов второго и последующих порядков обычно носит условный характер и зависит от поставленной цели и условий анализа.

Здесь удобно в режиме «мозгового штурма» организовывать работу в группах, а затем выносить на общее обсуждение.

4. Построение диаграммы

часто для построения причинно-следственной диаграммы данные заносятся сначала в таблицу

5. Украшательства

Участники групп наносят на диаграмму всю необходимую информацию: её название; проблему, факторы или группы факторов; имена участников «мозгового штурма»; дату и т. д.

Построенную диаграмму Исикавы необходимо постоянно совершенствовать.


Ожидаемый результат построения диаграммы Ишикавы — получение информации, необходимой для принятия решений.

Однако решение не вытекает автоматически.

Часто при выборе решения или контрмер необходимо прикладывать столько же усердия, как и на любом этапе процесса решения проблемы. Команда, основываясь на данных, в том числе и выстроив диаграмму Ишикавы в режиме «мозгового штурма», должна старательно разрабатывать не просто адекватный ответ, но "верный" ответ.

Иногда возможные решения или контрмеры очевидны, иногда их несколько. Но, опять же, "мозговая атака" может явиться хорошим способом нахождения решений проблемы.

Самым важным средством такой работы является матрица контрмер. После того, как команда выбрала подходящие контрмеры, она будет разрабатывать план действий для выполнения этих контрмер.

Матрица контрмер – это матрица факторов, которая помогает команде увидеть взаимоотношения между результатом, корневыми причинами и контрмерами, выстроить диаграмму принятия решений. Она также помогает команде оценить то, какие контрмеры необходимо выполнить, а также определить эффективность и выполнимость этих контрмер.



Мастер-класс «Использование метода причинно-следственных связей для формирования ключевых компетенций учащихся на примере решения изобретательской задачи» учителя физики Фролова Дмитрия Викторовича

Начнем с разминки: детские воспоминания – сказка «Репка».

Как Вы думаете, а что нас привлекало в этой сказке?

Ответы:…..

Может, на уровне подсознания уже тогда зрела мысль, правда ли, что мышка такая сильная, умелая, нужная?

Описанная в сказке ситуация – проблемная ситуация? Так можно начать урок.

Можно составить проблемный диалог и попробовать ответить на оба вопроса (на слайде).

А вообще, можно ли ответить однозначно на эти вопросы? А ещё, чтобы было легче вытащить репку, дети предлагают: разрыхлить почву, подрубить корни, заняться спортом животным, и т.д., и т.п.

Такие забавные ситуации позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными заданиями, способствуют установлению контакта между ребятами в течение нескольких минут.

А теперь задача-проблема:

Задача изобретательская. Её мы решаем в 8 классе на уроке физики при обобщении темы «Количество теплоты».

Как бы вы ответили? Есть варианты? Как сделать выбор? Путей решения у этой задачи существует много. Попробуем ответить на эти вопросы, применив приёмы «мозговой штурм», структурный анализ причинно-следственных связей, проектирование матрицы контрмер.

Вообще, среди многообразия способов выявления, структурирования и выбора лучшего решения различных проблем, которые ставятся в изобретательских задачах, часто применяю способ «мозгового штурма». «Мозговой штурм» основан на стимулировании творческой активности участников. Здесь обязательное условие: каждый участник высказывает свои идеи. Способ позволяет составить список всевозможных факторов, влияющих на проблему, и затем провести их распределение по степени важности и практической применимости. «Мозговой штурм» полезен для сбора как можно большего числа идей и мнений различных людей.

(Метод мозгового штурма создан в 1941 году Алексом Осборном – сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O»).

«Мозговой штурм» применяю в сочетании с методом структурного анализа причинно-следственных связей (Ишикавы). Данный метод удобен для дальнейшего составления матрицы контрмер, что делаю также в режиме «мозгового штурма».

Итак, применим названные приёмы для решения поставленной изобретательской задачи.


  1. У Вас на столах заготовки диаграммы структурного анализа причинно-следственных связей.

  2. Давайте вместе обозначим проблему: на морозе лопаются трубы.

  3. Вместе выберем главные причины выдвинутой проблемы (факторы первого порядка, влияющие на решение проблемы): трубы и вода.

  4. А теперь вам даётся определённый промежуток времени (сегодня это 5 минут), чтобы каждый из вас успел высказаться и зафиксировать свою мысль: из чего же состоят главные причины, т.е. какие более мелкие факторы влияют на появление главных причин. (это есть причины (факторы) второго уровня, вторичные).

Внешне результат анализа и структурирования факторов, влияющих на решение проблемы, выглядит в форме диаграммы причинно-следственных связей примерно так, как на слайде.

  1. Далее прошу каждую группу представить варианты получившихся диаграмм: 1-1,5 минуты.

  2. Теперь мы владеем нужной нам информацией: знаем факторы, влияющие на устранение причин, в результате чего можно решить проблему. Значит, можем приступить к проектированию решения.

  3. Составим матрицу контрмер. На учебных занятиях разъясняю детям содержание каждого столбца информационной матрицы.

  4. Поясняю, как заполнить граф: проблема – корневая причина – контрмеры – практические методы.

  5. И наконец, заполнение последней таблицы позволяет выбрать наиболее удачные на взгляд участников «мозгового штурма» решения проблемы.

  6. На столах у вас заготовки:

В течение 5 минут продолжите, пожалуйста, работу в режиме штурма и заполните граф и таблицу.

Представьте, что у вас получилось.

1,5 минуты.

Итак, сегодня у нас с вами такие варианты решения задачи самые популярные: ……………..

Дети предложили следующие решения проблемы:

1 действие – усилить контроль за состоянием воды (ликвидировать воздушные пробки, изменять при необходимости скорость течения),

2 действие – следить за обновлением материала ( чистить трубы, при необходимости заменять старые трубы на новые из современного материала),

3 действие – учитывать свойство расширения воды при замерзании (в частности, утеплять трубы специальным материалом),

4 действие – осуществлять процесс развития профессионализма мастеров (обучать их, контролировать их работу),

5 действие – полностью заменять устаревшие конструкции (осуществлять закупки и работы)





Подведём итог:




Какие УУД с помощью использованных приёмов формируются у детей?

На мой взгляд, в первую очередь, выделенные синим цветом. А если есть возможность (время, ресурсы) и т.д. использования источников информации, то можно добавить и остальные из перечня.

А сформированная система УУД – вектор движения к ключевым компетенциям.















Метод установления причинно-следственных связей (Метод Ишикавы, метод «Фишбоун») предоставляет обучающемуся возможность проектирования собственного продукта, защиты своих результатов, расширение кругозора, развитие познавательной, социальной, психологической, индивидуальной и коллективной рефлексии, развитие системы самооценивания, толерантности, навыков кооперации, умения работать в группе, поощрение творчества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!