СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования. Он заложен как один из основных показателей национального проекта «Образование». Функциональная грамотность включает в себя шесть основных направлений:

  • читательская грамотность;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания»»

Формирование функциональной грамотности обучающихся: формирование и оценка глобальных компетенций.   Редькина А.В., учитель истории и обществознания, МКОУ школа-интернат

Формирование функциональной грамотности обучающихся: формирование и оценка глобальных компетенций.

Редькина А.В.,

учитель истории и обществознания,

МКОУ школа-интернат

Действительно,  функциональная  грамотность  школьников  –  важный  показатель качества образования. Он заложен как один из основных показателей  национального проекта «Образование». Функциональная грамотность включает в  себя  шесть  основных  направлений:   читательская  грамотность; математическая  грамотность; естественнонаучная  грамотность; финансовая  грамотность; глобальные  компетенции; креативное  мышление.

Действительно, функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования. Он заложен как один из основных показателей национального проекта «Образование». Функциональная грамотность включает в себя шесть основных направлений:

  • читательская грамотность;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление.
Глобальная компетентность - это многомерная способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

Глобальная компетентность - это

  • многомерная способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.
Для  чего  обучающиеся  должны  овладеть  глобальными  компетенциями?   Чтобы  жить  в  гармонии  в  многонациональных  (мультикультурных)  сообществах; Для  развития  рынка  труда; Для  более  эффективного  и  ответственного  использования  интернет  ресурсов (медиа-платформ); Для поддержания непрерывного развития.

Для чего обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями?

  • Чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах;
  • Для развития рынка труда;
  • Для более эффективного и ответственного использования интернет ресурсов (медиа-платформ);
  • Для поддержания непрерывного развития.
В  структуру  глобальных  компетенций  входят:   знания; умения; отношения; ценности.

В структуру глобальных компетенций входят:

  • знания;
  • умения;
  • отношения;
  • ценности.
Каждое  из  направлений  охватывает  определенный  «набор»  знаний,  умений,  отношений  и  ценностей.

Каждое из направлений охватывает определенный «набор» знаний, умений, отношений и ценностей.

Глобальные  компетенции  рассматриваются  как:   способность  решать  вопросы  и  ситуации  местного,  глобального  и  межкультурного  значения  (например,  бедность,  экономическая  взаимозависимость,  миграция,  неравенство,  экологические  риски,  конфликты, культурные различия и стереотипы); способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; способность  наладить  позитивное  взаимодействие  с  людьми  разного  национального,  этнического,  религиозного,  социального  или  культурного  происхождения  или  пола;  способность  и  склонность  предпринимать  конструктивные  действия  в  направлении  устойчивого  развития  и  коллективного  благополучия.

Глобальные компетенции рассматриваются как:

  • способность решать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
  • способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
  • способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола;
  • способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.
Часто задания обращаются либо к  опыту ребенка, либо к его небольшим знаниям, побуждая его высказывать свою  точку зрения, вырабатывать свою позицию, критически мыслить. Учат эффективно  действовать  индивидуально  и в  группах Например,  в  6  классе  в  теме  «Когда  возможности   ограниченны»,  Боголюбов  Л.Н.  предлагает  понять  простую  истину,  что,  не  смотря  на  какие-то  ограничения  в  здоровье,  все  мы равны. Приводит примеры того, где  и  как  люди  с  ограниченными  возможностями  могут  себя  реализовать

Часто задания обращаются либо к опыту ребенка, либо к его небольшим знаниям, побуждая его высказывать свою точку зрения, вырабатывать свою позицию, критически мыслить. Учат эффективно действовать индивидуально и в группах

  • Например, в 6 классе в теме «Когда возможности ограниченны», Боголюбов Л.Н. предлагает понять простую истину, что, не смотря на какие-то ограничения в здоровье, все мы равны. Приводит примеры того, где и как люди с ограниченными возможностями могут себя реализовать
Другой тип задания. Работа с иллюстративным материалом. Перед нами репродукция картины В.Г. Перова «Приезд институтки к слепому отцу». Отвечая на вопросы, ребята тем самым учатся выражать свои эмоции, чувства, делятся переживаниями и своим отношением к данной проблеме. Проблеме толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья
  • Другой тип задания. Работа с иллюстративным материалом. Перед нами репродукция картины В.Г. Перова
  • «Приезд институтки к слепому отцу». Отвечая на вопросы, ребята тем самым учатся выражать свои эмоции, чувства, делятся переживаниями и своим отношением к данной проблеме.
  • Проблеме толерантного отношения к
  • людям с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика «Жил на свете человек» знакомит нас с Эдуардом Аркадьевичем  Асадовым, который, несмотря на потерю зрения, вновь стал писать стихи. Он не  потерял веру  в  жизнь,  благодаря поддержке  окружавших  его  людей.   Учащимся предлагается подумать,  на  примере  местной  организации  Всероссийского  общества  слепых,  как  каждый  из  них  мог  бы  помочь  таким  людям. Это реальная ситуация, которая поможет детям осознать свои возможности. Учимся глобальному через локальное! В данном контексте будет актуально изучение в конце параграфа памятки «Учимся взаимодействовать с людьми с разными возможностями».

Рубрика «Жил на свете человек» знакомит нас с Эдуардом Аркадьевичем Асадовым, который, несмотря на потерю зрения, вновь стал писать стихи. Он не потерял веру в жизнь, благодаря поддержке окружавших его людей.

  • Учащимся предлагается подумать, на примере местной организации Всероссийского общества слепых, как каждый из них мог бы помочь таким людям. Это реальная ситуация, которая поможет детям осознать свои возможности. Учимся глобальному через локальное! В данном контексте будет актуально изучение в конце параграфа памятки «Учимся взаимодействовать с людьми с разными возможностями».
Таким образом, курс обществознания, наряду с курсом истории и ОДНКНР  дает  материал,  позволяющий  сформировать  понимание  опасных  последствий  расизма  и  ксенофобии,  различных  проявлений  этнического  и  религиозного  экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к  иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми  других культур,  языков  и  религий.
  • Таким образом, курс обществознания, наряду с курсом истории и ОДНКНР дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

ГК направлены на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.

  • Целенаправленное формирование глобальной компетентности в образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
  • быть целостным и непрерывным на протяжении всего периода обучения;
  • определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе);
  • сочетать образовательные и воспитательные задачи;
  • учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
  • отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
  • развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
  • развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!