Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Героя Российской Федерации Т.М.Тамазова с. Карагач»
Прохладненского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
Мастер-класс в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2023»
Тема: «Формирование финансовой грамотности в начальной школе»
Подготовил
учитель начальных классов
Кумыкова А.М.
2023г.
Мастер-класс
«Формирование финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе».
Ход выступления:
-Добрый день! Я рада приветствовать Вас на моем мастер-классе!
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по формированию функциональной финансовой грамотности младших школьников.
Термин «Функциональная грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 г. И понималось как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решении житейских проблем. Применялось это в основном к взрослому не грамотному населению. По мере развития общества, изменения потребности человека происходит изменения в назначении функциональной грамотности. Сегодня это базовое образование личности.
Отсюда, наиважнейшая задача современной системы образования- сформировать готовность жить в постоянно изменяющейся природной и социальной среде, найти своё место в жизни, которое гармонично отражало бы две главные идеи: принятие индивидом общества и принятие обществом индивида.
Хочется обратиться к очень важному документу - обновленному ФГОС НОО-2021, который вступил в силу с 1 сентября 2022 года. Впервые именно в этом стандарте в пункте 34.2. указано, что в целях обеспечения реализации программы начального общего образования должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся.
Я хочу остановиться на одном из шести направлений функциональной грамотности - это финансовая грамотность.
В пункте 43.4 ФГОС НОО-2021 указано, что предметные результаты по учебному предмету "Математика" должны обеспечивать использование начальных математических знаний в сфере личных и семейных финансов.
Сегодня нельзя представить себе мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. Уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
Я хочу показать несколько приемов формирования финансовой грамотности в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста.
- У каждого из нас есть мечта.
Но, чтобы наши мечты сбывались, нам нужны…
Послушайте стихотворение:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
Уважаемые коллеги, приглашаю Вас принять участие в квест-игре по финансовой грамотности «Кошелечек».
Нам нужно пройти 4 станции.
1. «Банк»
2.«Совет покупателю»
3. «Благотворительность»
4. «Загадки»
Приложения
Станция 1. «Банк»
Вы получает конверт с банкнотами, вам необходимо сосчитать, сколько денег в конверте.
После этого вы должны решить задачу. У лисы Алисы и кота Базилио было 800рублей. Они их положили в банк под проценты. И в конце года получили в половину денег больше, чем было вначале. Сколько денег они получили?
Решение:
800:2=400- прибыль
800+400=1200руб.
Сколько рублей составила наша прибыль?
Нужно разумно тратить прибыль. А чтобы сэкономить деньги, составим совет покупателю, подобрав правильную концовку.
Станция 2. «Совет покупателю»
Для каждого совета выберите правильную концовку соединив стрелочками.
Для похода в магазин | составь список покупок |
возьми с собой друзей |
Чтобы не купить лишнего | возьми большую тележку |
возьми корзину, а не тележку |
Товары, которые долго не портятся лучше покупать | в больших упаковках |
в маленьких упаковках |
Делая покупки | не задумывайся о деньгах |
считай, сколько нужно будет заплатить |
Выбирать в первую очередь нужно | товар в красивой упаковке |
товар качественный |
А сэкономленные деньги мы можем тратить не только на себя, но и помочь, тем кто нуждается в этом. За каждый правильный совет вы получаете по одной монетке.
Станция 3. «Благотворительность»
Заполните кластер с ключевым словом «Благотворительность» выбрав подходящие карточки.
Карточки с вариантами:
Лида вместе с мамой папой и братом каждое воскресенье посещают приют для животных, где кормит кошек и собак. |
Лида очень любит кошек. Она кормит своего кота Тома рыбой. |
9 -летний мальчик два года отращивал длинные волосы, а недавно постригся и отдал собственные волосы в организацию, которая бесплатно передает волосы детям, болеющим раком и алопецией. |
9-летний мальчик Николай всегда опрятный. У него чистые руки, всегда ухоженные руки и ноги, аккуратная прическа. |
Алина в 4 классе. Она занимается вокалом. Ей очень нравится петь. Она с удовольствием выступает на концертах. |
Алина учиться в 4 классе. Ей очень нравится заниматься вокалом. 1 октября вместе с вокальной студией Алина каждый год выступает в Доме престарелых, где дети своим творчеством радуют пожилых людей. |
7.Максим учится в 5 классе. Он очень добрый мальчик. Вынув деньги с копилки, он купил маме подарок на День Рождения. |
8.Максим учится в 5 классе. Он очень добрый мальчик. Все деньги, которые он копил, перевел на счет фонда помощи детям, нуждающимся в медицинской помощи. |
Выбор команды необходимо обсудить.
Почему вы выбрали именно эти варианты ответов?
Что относится к благотворительным акциям?
За правильно выполненное задание вы получаете 2 монетки в кошелек.
Станция 4. «Загадки»
1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
2. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
3.На товаре быть должна обязательно… (Цена)
4.Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (Доход)
5.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой… (Вклад)
6.На рубль — копейки, на доллары — центы, Бегут-набегают в банке…(Проценты)
7.Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
За каждую правильно отгаданную загадку 1 монетка.
Мы завершаем нашу игру.
В заключении мне хотелось бы привести фразу, которую говорят многие сколотившие огромное материальное состояние люди: «Материальный достаток – это не ежемесячные миллионные заработки, а всего лишь умение грамотно и правильно распоряжаться своими средствами. Только так вы придете к лучшей жизни и более высокому доходу».
Говорят, что копилка является пережитком прошлого, но на самом деле – это важная вещь для тех, кто учится экономить свой бюджет.
Я предлагаю вам бросить ваши монеты в ту копилку, которая сегодня для вас является более актуальной.
(бросают монеты в копилки)
Рефлексия:
Итак, подведем итог мастер-класса приемом рефлексии — оценочное окно.
Окно состоит из 4 частей
1) Собственная деятельность в мастерской
2) Ценность данных заданий для школьника
3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта)
4) Удовлетворение от работы
С помощью цветной фишки оцените работу (красная — 5б, синяя — 4б, зеленая — 3б).
Оцените, коллеги, результаты совместной работы.
(Участники проводят оценивание)
- Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Рассмотренные приёмы работы позволяют формировать функциональную финансовую грамотность, и при этом способствуют воспитанию доброты, милосердия. Так давайте, коллеги, поможем детям овладеть искусством правильного управления финансами.
Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации.
Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Спасибо за внимание! До новых встреч!