СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Есть идея! Или о том, как научить ученика критически мыслить»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация опыта по организации учебной деятельности обучающихся на основе технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Есть идея! Или о том, как научить ученика критически мыслить»»





























Мастер-класс на тему:

«Есть идея! Или о том, как научить ученика критически мыслить»



Подготовила: учитель истории и обществознания МАОУ лицея №14 им. Ю.А. Гагарина Стоякина В.С.

















Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приглашаю всех на мастер-класс, тема которого «Есть идея! Или о том, как научить ученика критически мыслить».

Слайд 2

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты:

- не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым;

- не объём информации, а умение получать её и моделировать;

- не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Знакомо Вам это? (Ответы фокус-группы)

Да, это требования стандартов к планируемым результатам.

Слайд 3

Их введение потребовало изменений в содержании деятельности учителя, и, прежде всего, в выборе форм, методов и средств обучения.

Слайд 4

А вот результаты российских школьников, участвующих в 2019 году в апробации мониторинга функциональной грамотности.

На слайде вы видите результат выполнения только одного задания по математике. Прокомментируйте процентное соотношение количества детей, правильно его выполнивших? (Ответы фокус-группы)

Резюме ответов: В этом метапредметном задании дети не смогли продемонстрировать свободное использование математики в повседневной жизни. И причина этого мне видится в том, что дети не умеют читать текст, критически его осмысливать и делать выводы.

Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определёнными мыслительными навыками. Вот в этом и может очень помочь технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма.

Слайд 5

Эта педагогическая технология известна в России с 1997 года. Я лично познакомилась впервые с этой технологией 5 лет назад на курсах повышения квалификации. И была очарована ею. И, конечно, все эти годы применяю в своей педагогической практике. Она является составляющей моей методической системы работы с детьми, и сегодня я хочу представить свои «наработки» на примере учебной темы «Олимпийские игры».

Слайд 6

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.

Стадия вызова позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,

- вызвать устойчивый интерес изучаемой теме,

- побудить учеников к активной работе на уроке и дома.

Слайд 7

Итак, напомню тему урока - «Олимпийские игры». Я прошу вас вспомнить всё, что вы знаете об этом или можете назвать те ассоциации, которые вызывают у вас Олимпийские игры. А я зафиксирую это всё на доске.

(фокус-группа называет, вы записываете на доске или флип-чарте всё, что они называют)

Далее я обычно использую приём «кластер» («гроздь»). Это графический приём систематизации материала. Детские мысли уже не грамоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.

Слайд 8

Сегодня я это сделала сама в силу экономии времени. Предлагаю посмотреть, что у меня получилось. Интересно, совпали ли наши предположения и ассоциации?

Вы в это время говорите: Коллеги, обращаю внимание на следующее: кластер составляется только на основе того, что дети высказали или предположили.

Итак, стадия вызова завершена.

Слайд 9

Функции стадии «Осмысление»:

1) Информационная (получение новой информации по теме)

2) Систематизационная (осмысление новой информации)



На второй стадии – стадии осмысления содержания, для того чтобы проверить выдвинутые предположения, разрешить противоречия и расширить знания по изученному вопросу, учащимся предлагается текст.

Но читать его предлагаю с пометками:

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы (или возникло желание узнать о чем-то подробнее)

Этот технологический приём называется «ИНСЕРТ»

I — interactive (интерактивная)

N — noting (познавательная)

S — system for (система)

E — effective (для эффективного)

R — reading and (чтения и)

T — thinking (размышления).





Слайд 10

Вашему вниманию предлагается отрывок из книги М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Читая текст, прошу слева делать пометки. Они представлены на слайде.

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы (или возникло желание узнать о чем-то подробнее)

На слайде также представлен фрагмент текста с пометками, как образец. Коллеги, у вас 3 минуты на чтение с пометками.



Олимпийские игры

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в Северной Гре­ции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; гово­рили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в Южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элида: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний.

Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умнее. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнце­стояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны пре­кращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа участво­вать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождав­шихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских игр, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские счита­лись самыми древними.

Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разбро­да, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через рассели­ну, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состяза­ний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал з час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного 6eгуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибог поднял меня над головой одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы: они почти не разбегались, зато они дер жали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.

Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лав­ровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили, и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх: Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими же четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»



- Итак, время приступить к обсуждению прочитанного.

- Коллеги, каких пометок у вас больше всего? (ответы фокус-группы)

- Что для вас было новым?

- Какая информация показалась интересной?

- Но текст не может дать исчерпывающей информации, осталось ли что-то неясным?

- Следующим шагом может стать заполнение таблицы, она слайде.

Слайд 11

Здесь можно представить таблицу 4. Стр. 35

Слайд 12

Третья стадия – стадия рефлексии. Она необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой стадии заключается учение, которое долго служит человеку.

Слайд 13

Итак, на стадии рефлексии следует возвратиться к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа может проводиться фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием. С учётом того, что после прочтения текста информация о теме изучения стала объёмнее, в кластере могут появиться новые ответвления.

Рис.

Например, в заключительном кластере, который делали мои ученики, появилось новое ответвление «Олимпийские рекорды». И, как видите, есть некоторые изменения, уточняющие то или иное знание.

Предлагаю подвести итоги. (Раздаю технологическую карту). На технологической карте модельного урока по теме «Олимпийские игры» вы видите стадии урока в рамках технологии развития критического мышления, их функции, использованные методические приёмы и их назначение.

Слайд 14

Если посмотреть на три представленные стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит «введение в проблему» или «актуализация опорных знаний учащихся». А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чём же различие? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Для меня ответ – ясен. Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируют учителя на создание условий для того, чтобы ученик «окунулся» в содержание учебного материала, самостоятельно с ним поработал и пришёл к открытию нового знания. И ещё, на мой взгляд, важное. В технологии критического мышления на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. И они применимы на любом учебном предмете. В этом универсальность этой педагогической технологии.









































ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

ФИО (полностью)

Стоякина Вероника Сергеевна

Место работы

МАОУ лицей № 14 им. Ю.А. Гагарина ЩМР МО

Должность

Учитель истории и обществознания

Тема

«Есть идея! Или о том, как научить ученика критически мыслить»

Цель мастер-класса

Демонстрация опыта по организации учебной деятельности обучающихся на основе технологии развития критического мышления

Задачи мастер-класса

  1. организовать деятельность педагогов в составе малой группы;

  2. представить опыт работы с учащимися на основе технологии развития критического мышления путем прямого и комментированного показа приемов работы;

  3. провести модельный урок «Олимпийские игры» в режиме демонстрируемой педагогической технологии

Необходимое оборудование

ПК учителя; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация



План мастер-класса

1) Выделение проблемы (современные вызовы и приоритеты в образовании).

2) Панель (актуализация знаний в данной проблемной плоскости).

3) Организация деятельности педагогов в составе малой группы.

4) Проведение модельного урока «Олимпийские игры».

5) Обсуждение и корректировка результатов работы.

Структура модельного урока «Олимпийские игры»

Стадия

Функции стадии

Ход занятия

Используемые методические приёмы

Задачи приёмов

В Ы З О В

1) Мотивационная  (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

2) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

3) Коммуникационная

(бесконфликтный обмен мнениями)

1.Олимпийские игры: что знаем, предполагаем

Ассоциации

Включение в работу

Формирование интереса

Развитие интуиции

2. Составление кластера

Кластер

(«гроздь», карта мысли)

Систематизация представлений Совместное целеполагание

ОСМЫСЛЕНИЕ

1) Информационная (получение новой информации по теме)

2) Систематизационная (осмысление новой информации)


3. Чтение с пометками:

«V» - уже знал

«-» - думал иначе

«+» - новая информация

«?» - не понял, есть вопросы или возникло желание

узнать о чем-то подробнее

I.N.S.E.R.T (маркировочная таблица)

Диалог ученика с текстом

Новая информация

Контроль понимания

Включение в систему собственных знаний Систематизация представлений

РЕФЛЕКСИЯ

1) Коммуникационная

 (обмен мнениями о новой информации)

2) Информационная 

(приобретение нового знания)

3) Мотивационная 

(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

4) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

4. Обсуждение текста

Диалог ученика с учителем

Обмен мнениями о новой информации

5. Возвращение к кластеру, внесение дополнений, корректировка

Кластер

Включение в систему собственных знаний

6. Сравнение стадий технологии развития критического мышления с этапами традиционного урока




Сравнение


Отношение

Определение прироста знаний

Список используемой литературы

1) Заир–Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 175с.

2) По́лат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

Место проведения

Олимпийские игры

Виды

спорта

Бег

Прыжки

Скачки верхом и на колесницах

борьба

Метание копья, дисков

Олимпия (область Элида)

Священная роща

Нейтральная земля

Истмийские

Пифийские

Немейские

Правила проведения

Посвящение Зевсу

Строгое судейство

Прекращение войн

Эстафета олимпийского огня

Олимпийские рекорды

Кто дальше (диск 50 м)



Кто быстрее (12 км/ч)

Прыжки с гирями (16м)

Другие игры



Другие игры










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!