СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»»

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.



Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какое сегодня число, какой сегодня день, во сколько вы сегодня вышли из дома, чтобы не опоздать на работу?

Какие знания помогли вам ответить на поставленные вопросы? (Математические)

Математика – удивительная наука. Математику недаром называют «Царицей наук. И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление.

Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Это не так. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать.

Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, какими знаниями владеть, чтобы успешно вести работу по формированию у детей элементарных математических представлений?

Сегодня в процессе нашего общения мы совместно ответим на эти вопросы. А чтобы работа наша прошла в хорошем темпе, предлагаю провести короткую разминку. - Не задумываясь, ответьте на несколько простых вопросов. Готовы?



1. РАЗМИНКА «ГИМНАСТИКА УМА»

1. Сколько раз Царь Гвидон совершал превращения и в кого? (3-комар, муха, шмель.)

2. Сколько братьев у Ивана – дурачка? (2)

3. Сколько месяцев повстречалось падчерице, ища подснежники?(12)

4. Сколько богатырей служило дядьке Черномору? (33)

5. Сколько ночей рассказывала сказки Шахеризада?(1001)

6. Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра—близнец. (3)

Сегодня мы хотим остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.

Я вам предлагаю окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей, принять участие в этих играх.

А сейчас отгадайте загадку:

Круглое, румяное, оно растет на ветке.

Любят его взрослые и маленькие детки!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните и его сорвите.

Что это? (яблоко).

      Ну, конечно яблоко! Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.

Молодцы! Все справились с заданием. Правильно нашли соответствующую цифру в обруче. А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые, а геометрические.

Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на песке.

Загадки – отгадки

  1. У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо

  2. Эта фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.

  3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.

Игра «Кто самый внимательный»

Раздаются счетные палочки, показывается карточка с узором в течение 1-2 мин, затем убирается. Вы должны воспроизвести узор на столе.

Далее давайте еще поработаем со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)

1.Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

2.Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?

Сложить из 10 палочек 3 квадрата

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

3.Выложите треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников

Игра «Живые числа»

-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5 или от1-10.


На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».

Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.

1.Сколько ладошек ( красного, зеленого, синего, желтого) цвета?

2.Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?

3.Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4.Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз? Какого она цвета и какого цвета квадрат? (Желтая ладошка в красном квадрате)

5.Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вправо?

6.Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7.На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать 3 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся? (На квадрате зелёного цвета, с жёлтой ладошкой, которая смотрит вправо).

8. Квадрат и ладошка, какого цвета находится, например: под квадратом желтого цвета с фиолетовой ладошкой (квадрат оранжевого цвета с зеленой ладошкой, которая смотрит вниз) над, справа, слева, между?

9.Загадайте маршрут товарищу.

- Молодцы! Хорошо поработали!

Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад.

(участникам раздаются маски) дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка

Воспитатель : Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.

Воспитатель : А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?

Воспитатель : - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)

Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.

- А скажите где стоит бабка? ответы: слева, справа, за, перед….)

Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:

Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.

Воспитатель : - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)

Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала. на ковре 2 ленты: длинная и короткая)

- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).

- Это дорожка какая? (короткая)
- А эта? длинная)
- Почему выбрали эту дорожку? (ответы (Бежит жучка по короткой дорожке)

Воспитатель : - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый компьютер и уснула.

Воспитатель : - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)

- А когда в детский сад идем? (утром)
- Обедаем когда? (днем)

- Когда возвращаемся домой? (вечером)
- Сейчас какое время суток? (день)
- Мы с вами что делаем? (играем)
- Давайте и кошку разбудим.

Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.

Воспитатель : - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.

- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.
- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.
- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.
- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.
- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.
- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.

Воспитатель : И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)

И компьютер включился!

- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю вы ответите мне на вопрос.

- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)

- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий»«больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)

Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

- А сейчас, я предлагаю вам решить педагогические ситуации.

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: «Сколько у меня машин?». Дети отвечают: «Много».

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: «Сколько я тебе дала машин?». Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

1.Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

2.Какие ошибки были допущены воспитателем?

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок считал так: "Елочка одна, грибок один, матрёшка одна, еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

1.Правильно ли считал ребенок?

2.Усвоил ли он счет до пяти?

3.Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счета игрушки?

4.В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

-А сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии

«Полминутки для шутки»

  1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (8).

  2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (5).

  3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (9)

  4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (7)

  5. Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (6)

- Молодцы! Немного отдохнули, а сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.

Рефлексия:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения

взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая

информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей

и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется (раздаются ладошки).

Предлагаю: написать на ней свое имя. Затем оставить свои пожелания на ладони

( предлагаю эти ладони поместить на доску к солнышку)

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент

Математика – наука хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно.

Без нее наша жизнь сложна.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!