СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс для учителей: "Реализация технологии смыслового чтения при подготовке к Государственной итоговой аттестации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для учителей, которые готовят выпускников к Государственной итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс»

Слайд 1. Реализация технологии смыслового чтения при подготовке

к Государственной Итоговой Аттестации


Добрый день, уважаемые пассажиры. Сегодня, мы совершим с вами путешествие на острова «Смыслового чтения». На борту авиалайнера вас приветствует экипаж корабля.

  • Капитан корабля – я, Чебыкина Ю.А.

  • Штурман – Кожевникова Л.Е.

  • Стюардессы – модераторы (Щекотова М.Г., Иванкова И.А.)

  • Корреспондент – из присутствующих.

  • Фотокорреспондент – Рассадникова С.С.

Прошу вас сесть поудобнее пристегнуть ремни. Самолёт взлетает. Желаем всем хорошего полёта. (Взлёт самолёта)

футаж самолёта (взлёт)


Слайд 2. Французский мыслитель, просветитель Дени Дидро сказал замечательную фразу: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает».

Слайд 3. Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую.

Техническая сторона предполагает:

  • оптическое восприятие,

  • воспроизведение звуковой оболочки слова,  

  • речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).

Смысловая сторона включает в себя:

  • понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев,  А. Р.  Лурия,  Л. С. Цветкова,  Д.  Б.  Эльконин) 

  • или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова). 

Слайд 4. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Слайд 5. Ежегодно выпускникам на экзаменационных испытаниях необходимо продемонстрировать умения работать с текстом. Не всегда  и не всем удается справиться с данным заданием. Зачастую выпускнику  трудно понимать адекватно информацию, воспроизводить текст. В контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ есть работа с текстом. Правильное и качественное выполнение работы с текстом (это 6 заданий, с 26 по 31) приносит выпускнику в 9 классе 13 баллов из 39. В 11 классе качественная работа с текстом может принести 10 баллов из 62 (это 4 задания, с 21 по 24). Но работа с текстом немного отличается в КИМах ОГЭ – 9 и ЕГЭ – 11. Отличие состоит в том, что выпускникам 9 класса предлагается составить план предложенного текста.

И часто дети не знают с чего начать, приступая к работе. Давайте для начала определим, что такое текст.

Текст – это несколько предложения, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Текст должен иметь вступление, основную мысль и заключение. А так же главную мысль и тему.

Слайд 6. План чтения текста

  1. До начала чтения текста:

  1. Определи для себя цель чтения.

  2. Прочитай заголовок, постарайся понять тему и содержание текста.

  3. Определи количество частей по количеству абзацев.

  1. Во время чтения:

  1. Задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте.

  2. Обращай внимание на слова, выделенные шрифтом, кавычками и т.д. (т.е. для чего это сделано).

  3. Определи главную и второстепенную информацию.

  4. Определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац, запиши эти вопросы.

  1. После чтения:

  1. Ответь на вопросы, которые ты поставил к каждому абзацу.

  2. Отметь то новое, что ты узнал из этого текста.

  3. Расскажи содержание текста по плану, выделяя главное.

  4. Определи, достигнута ли цель чтения.


Но эта работа достаточно кропотливая, т.к. время выполнения всей работы ограничено: 180 минут – в 9 классе и 235 минут – в 11 классе.

Тем не менее, для качественного выполнения работы, для того, чтобы набрать как можно большее количество баллов, нужно уметь выполнять задания разной сложности.


Сегодня вам будет предложен текст, мы распределимся по группам, и постараемся выполнить задания.


Вторую часть экзаменационной работы составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного, качественного выполнения заданий этой части.


Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).

Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.



Слайд 7. Практическая работа


Поделимся на 3 группы. Каждая группа получает задание. Попробуйте выработать алгоритм работы с текстом при подготовке ответа на данный вопрос.

1 группа: задание № 26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.



2 группа: задание № 27 Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.


3 группа: задание № 30 Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.


Для работы 10 минут


ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...

Учитесь любить учиться!

(Д.С Лихачёв)


Первая наша остановка в городе «Планов» (звук самолёта – на слайде слева внизу)

Выступление групп.


После выступления I группы


Первое задание к тексту (№ 26 в работе) требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

Слайд 8. В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. роль образования в XXI в.;

  2. нравственная ответственность человека науки;

  3. молодые годы - время учёбы;

  4. уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. Корректность всех формулировок работы в процессе проверки будет определяться экспертом.

Два следующих задания требуют извлечения из текста информации.


В чём отличие при составлении плана 9 и 11 класса (работы ОГЭ и ЕГЭ). В 9 классе план составляется по тексту. А в 11 классе дана только тема. И тоже планы отличаются. Есть простой план. Например: «Рынок труда». А есть посложнее (как я называю с хвостиком: «Бюджетно-налоговое регулирование в условиях рынка»



Мы прибываем в аэропорт города «Вопросов» (звук самолёта – на слайде слева внизу)


Следующий тип заданий пересекается по требованиям с заданиями для выпускников 11 класса.

И вот здесь очень важно научить читать задания. Часто в своей практике встречаюсь с тем, что обучающиеся не могут понять, что их просят сделать.


Давайте прочитаем второй вопрос к тексту.


Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.


Всегда прошу посчитать, сколько предложений следует написать, отвечая на вопрос.


Практическая работа. Выступление II группы. Итог ведущего.

II группа:


Второе задание к тексту (№ 27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

Слайд 9. В нашем примере должны быть приведены следующие элементы:

  1. роль: человек будет вносить новые идеи, думать, над тем, над чем не сможет думать машина;

  2. качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Не исключена ситуация, что в тексте можно найти не требуемое в задании, а большее количество единиц информации. В этом случае обучающийся может выбрать любые из них. Но нужно быть очень внимательными. Т.К. если просят найти ответ именно в тексте, то ничего не надо выдумывать. Нужно найти цитату и выписать, оформив ответ правильно.


Мы прибываем в аэропорт города «Размышлений» (звук самолёта – на слайде слева внизу)


Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.


Выступлении группы III.


Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий?

Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям.

Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Слайд 10. В нашем примере могут быть даны такие объяснения. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;

  2. два примера с указанием качеств, допустим:

- занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качесва, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

- чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

!!!!!!! Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Но снова здесь нужно быть осторожными. Если просят указать, какие формы рекомендует автор, значит именно то, что автор просит.


Слайд 11. Остальные задания требуют, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Ещё есть задание, которое предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.

Слайд 12.

Т.О., С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения? Какие шаги предпринимались для ликвидации этих проблем?

Проблема 1. При выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываюся в задание».

Шаги: Прежде всего, входная диагностика уровня сформированности навыков чтения в 2-6 классах. Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Показываем и учим детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. При этом происходит речевое развитие ребёнка.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий: как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Шаги: Используем возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрытия особенностей их построения, черты отличия от художественных текстов, показываем приёмы работы с такими текстами. Предлагаем школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные».

Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

Шаги: Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное чтение книг.

На борту корабля работал корреспондент. Предоставим ему слово.

Выступление корреспондента (подведение итогов)

Итак, мы прибыли на наши острова. Самолёт производи посадку. Прошу пристегнуть ремни.


звук. Посадка самолёта


А сейчас давайте оценим нашу работу. Разместите корабли на тот остров, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние. Вы можете на карте нарисовать какой-либо новый остров со своим названием.


8


Просмотр содержимого презентации
«Смысловое чтение»

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке к государственной итоговой аттестации

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке к государственной итоговой аттестации

Дени Дидро  «Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает»

Дени Дидро

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает»

Две стороны чтения: Техническая сторона: Смысловая сторона:  - оптическое восприятие;  - понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания;  - воспроизведение звуковой оболочки слова;  - перевод авторского кода на свой смысловой код  - речевые движения, т.е. декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму.

Две стороны чтения:

Техническая сторона:

Смысловая сторона:

- оптическое восприятие;

- понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания;

- воспроизведение звуковой оболочки слова;

- перевод авторского кода на свой смысловой код

- речевые движения, т.е. декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму.

Цель смыслового чтения Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста

Цель смыслового чтения

Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста

Контрольно – измерительные материалы 9 класс 11 класс

Контрольно – измерительные материалы

9 класс

11 класс

  • 6 заданий (26 – 31);
  • 13 баллов из 39
  • План входит в часть данных заданий
  • 4 задания (21 – 24)
  • 10 баллов из 65
  • План – отдельное задание, не входящее в данный вид работы
1. До начала чтения текста: Определи для себя цель чтения. Прочитай заголовок, постарайся понять тему и содержание текста. Определи количество частей по количеству абзацев. 2. Во время чтения: Задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте. Обращай внимание на слова, выделенные шрифтом, кавычками и т.д. (т.е. для чего это сделано) Определи главную и второстепенную информацию. Определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац, запиши эти вопросы. 3. После чтения: Ответь на вопросы, которые ты поставил к каждому абзацу. Отметь то новое. Что ты узнал из этого текста. Расскажи содержание текста по плану, выделяя главное. Определи, достигнута ли цель чтения. План чтения текста текст Это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Текст должен иметь вступление, основную мысль и заключение. А так же главную мысль и тему.

1. До начала чтения текста:

  • Определи для себя цель чтения.
  • Прочитай заголовок, постарайся понять тему и содержание текста.
  • Определи количество частей по количеству абзацев.

2. Во время чтения:

  • Задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте.
  • Обращай внимание на слова, выделенные шрифтом, кавычками и т.д. (т.е. для чего это сделано)
  • Определи главную и второстепенную информацию.
  • Определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац, запиши эти вопросы.

3. После чтения:

  • Ответь на вопросы, которые ты поставил к каждому абзацу.
  • Отметь то новое. Что ты узнал из этого текста.
  • Расскажи содержание текста по плану, выделяя главное.
  • Определи, достигнута ли цель чтения.

План чтения текста

текст

Это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Текст должен иметь вступление, основную мысль и заключение. А так же главную мысль и тему.

Практическая работа

Практическая работа

  • 1 группа: Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
  • 2 группа: Какой, по-мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, сомнению автора, будут необходимыми человеку.
  • 3 группа: Какие формы отдыха и развлечения автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
Пример плана

Пример плана

  • Роль образования в XXI веке;
  • Нравственная ответственность человека науки;
  • Молодые годы – время учёбы;
  • Уметь найти радость в учёбе.
Какой, по-мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по-мнению автора, будут необходимыми человеку.    в нашем примере должны быть приведены следующие элементы:

Какой, по-мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по-мнению автора, будут необходимыми человеку.

в нашем примере должны быть приведены следующие элементы:

  • РОЛЬ: человек будет вносить новые идеи, думать, над тем, над чем не сможет думать машина;
  • КАЧЕСТВА: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность
Какие формы отдыха и развлечения автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма. Ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни. Два примера с указанием качеств:  - занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;  - чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке

Какие формы отдыха и развлечения автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

  • Ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни.
  • Два примера с указанием качеств:

- занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

- чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке

Остальные задания проверяют также целый комплекс умений:

Остальные задания проверяют также целый комплекс умений:

  • Соотносить факты и социальные процессы;
  • Применять знания обществоведческого курса;
  • Дополнять знания курса информацией из предложенного источника;
  • Применять источник социальной информации для решения проблемы и др.
  • Предполагают формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.
проблемы

проблемы

  • «Дети не вчитываются в задание»;
  • Многократное обращение к одному и тому же тексту;
  • Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения;
  • Узкий круг самостоятельного детского чтения;
  • Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!