Управление образования Администрации г. Долгопрудного
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 г. Долгопрудного
(МБДОУ детский сад № 15)
Конспект мастер-класса для родителей на тему «Логопедические упражнения и игры для детей с нарушениями речи в домашних условиях»
Дата проведения: 1 декабря 2017 г.
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Христофорова С.В.
Долгопрудный 2018
Участники встречи: воспитатели; родители детей, посещающих подготовительную к школе логопедическую группу; учитель-логопед, 1 ребенок логопедической группы для демонстрации приемов работы.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала
Ватные палочки.
Коктельные трубочки.
Стаканчики
Контейнеры с сухими крупами
Мини-игрушки
Аскорбинка
Бублик-сушка
Морковь
Вата
Семечки подсолнечные очищенные
Носовые платочки
Массажный мяч с шипами «Ёжик».
«Су-джок».
Прищепки.
Цель встречи: Повышение логопедической компетентности родителей в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы с детьми для развития речи.
Задачи:
1. Познакомить родителей с эффективными методами и приемами для развития речи ребенка, посещающего логопедическую подготовительную к школе группу.
2. Активизировать самостоятельную работу родителей с детьми в домашних условиях, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Продемонстрировать веселые и интересные упражнения, которые не скучно делать дома самостоятельно в свободное время, тем самым помочь ребенку преодолеть речевые нарушения и подготовиться к обучению в школе.
3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.
В условиях детского сада не всегда достаточно времени, чтобы оказать ребенку всю необходимую всеобъемлющую помощь по преодолению речевого нарушения. Поэтому, большая доля работы ложится на родителей. Родителям приходится научиться разбираться в вопросах логопедии.
Любой логопед скажет, что перед школой особенно важно исправить все речевые нарушения, иначе ребенку будет трудно учиться, а все ошибки в речи, которые ребенок допускает, будут отражены в тетрадях. Поэтому сейчас за чуть менее, чем год до школы, у вас самое благоприятное время, чтобы помочь детям должным образом подготовиться к обучению.
Сегодня мы поговорим о том, каким образом родителям могут помочь ребенку подготовиться к школе и справиться с речевыми нарушениями. Мы рассмотрим: массаж и самомассаж, упражнения на развитие мелкой моторики (без хорошо развитой мелкой моторики почти невозможна четкая дикция и развернутая речь), артикуляционные и дыхательные упражнения. В конце встречи я дам рекомендации - по каким книгам родителям можно заниматься самостоятельно с ребенком, помимо того, что задает учитель-логопед на дом.
Часть 1. Массаж и самомассаж
Массаж рук для развития чувствительности, мелкой моторики, ловкости рук. Как следствие – развиваются речевые возможности ребенка. Также это полезно для подготовки руки ребенка к письму.
Упражнения с использованием су-джок мячика.
Катать шарик правой рукой по левой руке, лежащей на столе открытой ладонью вверх. По часовой и против часовой стрелки. 10 раз. Тоже самое, но левой рукой по правой ладони.
Катать шарик правой рукой по левой тыльной стороне ладони. По часовой и против часовой стрелки. 10 раз. Тоже самое, но левой рукой по правой тыльной стороне ладони.
Сжимать в каждой руке шарик, надавливая посильнее. 10 раз, чтобы оставались следы от нажима.
Удерживать шарик между двумя пальцами по 5 секунд. Между большим и указательным, между большим и средним, между большим и безымянным, между большим и мизинцем. Каждой рукой.
Катить су-джок от запястья левой руки по каждому пальцу до вершины пальца на раскрытой ладони. Туда и обратно по 1 разу. Поменять руки.
Перемещать шарик между пальцами по очереди между боковыми краями пальцев: между большим и указательным, между указательным и средним, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. Далее-обратно. На обеих руках.
Упражнение с пружинкой из су-джок. Надевать на каждый палец по очереди под поговорку. Нет, напрасно мы решили порокатить кота в машине. Кот кататься не привык, опрокинул грузовик.
Сжимать пружинку по очереди между большим и указательным, между большим и средним, между большим и безымянным, между большим и мизинцем. Каждой рукой. На счет до 10.Что за пальцы забияки, ну не могут жить без драки, целый день друг с другом бом, как бараны бьются лбом.
Катить су-джок от кончиков пальцев до локтя ребенка. Ребенок должен остановить шарик, когда дойдет точно до локтя. Если сказал «Стоп» до того, как шарик докатился до линии сгиба – то проиграл, игра повторяется снова.
Массаж до локтей: движения карандашами, зубной щеткой, су-джок.
Часть 2. Упражнения для развития мелкой моторики – игра в пальчиковом бассейне.
Пальчиковый бассейн поможет для развития координации пальцев рук, нормализует мышечный тонус, развивает тактильные ощущения. Это хороший массаж для пальцев рук. Особенно полезно использовать его при подготовке руки к письму.
Описание процедуры подготовки пальчикового баcсейны, покраски круп, наполнения тары, ее объем, виды и материал для игрушек для пальчикового басcейна.
Игры в пальчиковом бассейне
Сжимание и разжимание пальцами гороха или крупы. Пересыпания двумя руками и с помощью ложек.
Спрятать руки в контейнер и пошевелить только мизинцем, только большим и т.д.
Ставим 2 бассейна. В одном- накидываем цифры. В другом – любых зверей из киндер-сюрпризов. Достаем из одного бассейна и другого и соединяем предложение: ДВЕ собаки, пять коров и т.д. В результате учимся согласовывать числительное с существительным.
Найди игрушку в правом-верхнем углу бассейна, в левом нижнем, в центре, и т.д. Развиваем ориентацию в пространстве.
Посчитать все предметы в бассейне. 1 шарик, 2 шарика, 3 шарика и т.д.
Часть 3 Веселые артикуляционные и дыхательные упражнения
Артикуляционное упражнение «Чашечка» с аскорбинкой.
Артикуляционное упражнение для развития губ с использованием коктейльной трубочки
Артикуляционное упражнение с бубликом
Артикуляционное упражнение с семечками и стаканчиком
Артикуляционное упражнение с морковью
Дыхательные упражнения с использованием ваты,
Дыхательные упражнения с использованием коктейльных трубочек и киселя
Дыхательные упражнения с использованием бумажных носовых платочков.
Часть 4. Рекомендации книг
Навиковская Логопедическая грамматика для малышей 4-6 лет.
Навиковская. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет.
Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР».
Нищева: Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, мимическая гимнастика.
Нищева Обучение пересказу по опорным картинкам
Панфилова. Сказки о школе детям и взрослым «ЛЕСНАЯ ШКОЛА». Сказки для школьной адаптации - Сказки об отношении учеников к вещам - Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям - Сказки о здоровье и о том, как стать большим - Сказки о школьных конфликтах