СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9.3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9.3»

Готовимся к ОГЭ по русскому языку Демоверсия 2020года Сочинение 9.3.   Постникова Елена Анатольевна,  учитель русского языка и литературы МБОУЛ № 3 г. Светлоград    2019 – 2020 учебный год

Готовимся к ОГЭ

по русскому языку

Демоверсия 2020года

Сочинение 9.3.

Постникова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУЛ № 3 г. Светлоград

2019 – 2020 учебный год

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Задание 9.3

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 9.3

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,

чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

 Это важно! В формулировке задания 9.3. предлагается привести один пример-аргумент из текста, а второй – из опыта. Однако в критерии С 3 К2 указано, что максимальный балл – 3 – выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.

Это важно!

В формулировке задания 9.3. предлагается привести

один пример-аргумент из текста,

а второй – из опыта.

Однако в критерии С 3 К2 указано, что максимальный балл – 3 – выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.

Композиция  сочинения Вступление  Толкование значения слова Первый аргумент Из текста  Второй аргумент  Из текста или читательского опыта Вывод

Композиция сочинения

Вступление

Толкование значения слова

Первый аргумент

Из текста

Второй аргумент

Из текста или

читательского опыта

Вывод

Способы толкования значения слова Объяснение путём описания существенных признаков предмета  Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.  Описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления (описательный способ) Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Способы толкования значения слова

Объяснение путём описания существенных признаков предмета

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления (описательный способ)

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Способы толкования значения слова Объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных сочетаний Гуманность – человеколюбие, отзывчивость. Объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (часто к однокоренному) Благородство – см. благородный. Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.

Способы толкования значения слова

Объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных сочетаний

Гуманность человеколюбие, отзывчивость.

Объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (часто к однокоренному)

Благородство – см. благородный.

Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.

  Способы толкования значения слова Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Перечисление основных признаков, составляющих понятие Перечисление синонимов Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Способы толкования значения слова

Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Перечисление основных признаков, составляющих понятие

Перечисление синонимов

Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.

Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие

Человечность – это готовность

помогать людям, не обижать их

словом и делом, понимать и

прощать чужие слабости.

 Вступление. Толкование значения слова Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.  Задание: объясните постановку знаков препинания

Вступление.

Толкование значения слова

Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Задание: объясните постановку знаков препинания

 Комментарий Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.  Задание: объясните постановку знаков препинания

Комментарий

Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

Задание: объясните постановку знаков препинания

  Логический переход: пример из текста  В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.  Задание: объясните постановку знаков препинания

Логический переход:

пример из текста

В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.

Задание: объясните постановку знаков препинания

  Логический переход: пример из опыта Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.  Задание: объясните постановку знаков препинания

Логический переход:

пример из опыта

Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.

Задание: объясните постановку знаков препинания

  Вывод  Таким образом, «человечность» - это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком.  Задание: объясните постановку знаков препинания

Вывод

Таким образом, «человечность» - это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком.

Задание: объясните постановку знаков препинания

  Сочинение 1  по тексту П.Васильева «Уродина» Я думаю, красота − это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что бабушка больна. В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок. Таким образом автор призывает нас быть внимательным к людям.

Сочинение 1 по тексту П.Васильева «Уродина»

Я думаю, красота − это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей.

В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что бабушка больна.

В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок.

Таким образом автор призывает нас быть внимательным к людям.

  Оценивание сочинения

Оценивание сочинения

  Сочинение 2  по тексту П.Васильева «Уродина» Красота – это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляет нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается чёрствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для неё удивительно даже то, что мальчик «старался» не для себя, а для других. Думаю, слово «уродина» в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа. Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость мальчика, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте. Таким образом, красота человека – это не то лько яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.

Сочинение 2 по тексту П.Васильева «Уродина»

Красота – это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляет нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается чёрствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для неё удивительно даже то, что мальчик «старался» не для себя, а для других. Думаю, слово «уродина» в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа.

Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость мальчика, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте.

Таким образом, красота человека – это не то лько яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.

  Оценивание сочинения

Оценивание сочинения

  Сочинение 3  по тексту П.Васильева «Уродина» Красота – это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чём заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям. Таким образом, привлекательная внешность далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться чёрствым, бездушным и даже жестоким.

Сочинение 3 по тексту П.Васильева «Уродина»

Красота – это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чём заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям.

Таким образом, привлекательная внешность далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться чёрствым, бездушным и даже жестоким.

  Сочинение 3  по тексту П.Васильева «Уродина» (продолжение)  Именно такой пример мы находим в рассказе П. Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведёт себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») даёт безжалостную оценку героине. Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Татьяну Ларину - героиню «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. В ней не было ни светского жеманства, ни напускной скромности. В отличие от многих светских красавиц, Татьяна привлекательна не «внешней прелестью», а своим богатым душевным миром. Не случайно на многие годы благодаря таланту Пушкина образ этой девушки стал эталоном красоты. Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках

Сочинение 3 по тексту П.Васильева «Уродина» (продолжение)

Именно такой пример мы находим в рассказе П. Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведёт себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») даёт безжалостную оценку героине.

Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Татьяну Ларину - героиню «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. В ней не было ни светского жеманства, ни напускной скромности. В отличие от многих светских красавиц, Татьяна привлекательна не «внешней прелестью», а своим богатым душевным миром. Не случайно на многие годы благодаря таланту Пушкина образ этой девушки стал эталоном красоты.

Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках

  Оценивание сочинения

Оценивание сочинения

 Задание 9.3  Критерии  оценивания № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.2) С3К1 С3К2 Баллы Толкование значения слова Наличие примеров-аргументов 2 С3К3 3 Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность сочинения С3К4 Композиционная стройность 2 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 2 9

Задание 9.3 Критерии оценивания

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.2)

С3К1

С3К2

Баллы

Толкование значения слова

Наличие примеров-аргументов

2

С3К3

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

С3К4

Композиционная стройность

2

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

2

9

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ : Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему// Русский язык в школе. 2019. № 12

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ :

Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему// Русский язык в школе. 2019. № 12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!